Проектирование параметров деятельности и расчет тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
В настоящее время в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами происходят существенные преобразования.
Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ, внеся изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об
отходах производства и потребления» и в Жилищный кодекс Российской Федерации, существенным образом перекроил сферу
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Изменения в сфере обращения с отходами
- Перераспределение полномочий: вопросы обращения с отходами перенесены на уровень субъекта Российской Федерации.
- Обращение с отходами будет осуществляться по зональному принципу: каждый регион будет разделен на одну или несколько территориальных зон, в которой деятельность по обращению с отходами будет осуществлять региональный оператор по обращению с ТКО.
- С 1 января 2017 года плата за вывоз и захоронение отходов становится коммунальной услугой (напомним, сейчас она является составной частью услуги по содержанию и ремонту жилого помещения).
- плата за услуги в сфере обращения с ТКО будет формироваться на основе нормативов накопления ТКО, которые должны быть установлены уполномоченными органами в каждом субъекте Российской Федерации.
Ключевым элементом новой системы обращения с ТКО становится региональный оператор. Он становится центральным
«звеном», который осуществляет связь как отходообразователей, так и операторов по каждому этапу обращения с
отходами.
Важным фактором, которым обеспечивается возможность осуществления региональным оператором своих функций, а,
значит, и функционирование всей системы обращения с ТКО в целом, является тариф на услугу регионального оператора.
Данный тариф, с одной стороны, должен обеспечивать все необходимые инвестиционные и эксплуатационные издержки для
обеспечения полного цикла экологически безопасного обращения с отходами. С другой стороны, тариф должен быть
доступным к оплате потребителями - населением как основной категорией отходообразователей.
Центр муниципальной экономики предлагает практические мероприятия по построению эффективной работы регионального оператора и функционирования системы обращения с ТКО.
Комплекс работ включает в себя следующие основные этапы:
- Разработка региональной программы субъекта Российской Федерации в сфере общения с ТКО.
- Разработка конкурсной документации по отбору регионального оператора по обращению с ТКО. Оценка рисков и минимизация негативных аспектов с целью исключения возможности «неприхода» регионального оператора на конкурс.
- Формирование инвестиционной программы регионального оператора.
- Расчет тарифа на услугу регионального оператора.
При расчете учитываются особенности обращения с ТКО и факторы влияния
- Поэтапный ввод объектов по обращению с ТКО с изменением логистических потоков.
- Ликвидация несанкционированных мест размещения ТКО в зоне действия операторов.
- Полный комплекс капитальных и эксплуатационных затрат на функционирование системы обращения с отходами.
В рамках организации проводимых региональным оператором торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию, Центр участвует в подготовке соответствующей документации об аукционе.
На данном этапе осуществляется:
- проведение технико-экономического и логистического анализа условий обращения с отходами в зоне деятельности регионального оператора с определением целесообразности проведения торгов по отдельным территориям;
- разделение зоны деятельности регионального оператора на отдельные сектора на основании заранее сформированной системы критериев, нацеленной на построение сбалансированной, экономически эффективной и доступной для потребителей системы обращения с ТКО;
- формирование ключевых разделов аукционной документации, в том числе описание границ территорий, определение количества собираемых и транспортируемых отходов, а также стоимость услуг по сбору и транспортированию отходов как начальную цену торгов.
Разработка схем обращения с отходами и генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по
накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
захоронению твердых коммунальных отходов.
Данные вопросы могут быть решены органом местного самоуправления посредством разработки генеральных схем
санитарной очистки территории муниципального образования.
Вместе с этим согласно принятым изменениям в указанный федеральный закон, а также в Федеральный закон от
24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обеспечение санитарной очистки территорий
осуществляется, в том числе, при участии уполномоченных органов субъектов Российской Федерации.
Данные органы осуществляют разработку и утверждение территориальных схем обращения с отходами, а также
региональных программ в области обращения с отходами.
Территориальная схема обращения с отходами и генеральная схема очистки территории являются комплексными
документами, увязывающими различные сферы деятельности по обращению с отходами (конкурентные виды деятельности –
сбор и транспортирование отходов, монопольные виды деятельности – обработка, захоронения отходов), а также
предусматривающим внедрение новых технологий в целях повышения экологической эффективности и безопасности.
Территориальная схема субъекта РФ разрабатывается Центром в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об
отходах производства и потребления». Требования к генеральным схемам санитарной очистки предусмотрены
Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов
Российской Федерации Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий
населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 21.08.2003 г. № 152.
Этапы разработки Генеральной схемы:
- прогнозирование объемов образования отходов;
- выявление существующих организационных, технических и финансовых проблем в сфере обращения с отходами;
- выбор и обоснование основных технических решений и мероприятий в сфере обращения с отходами:
- сбор отходов – потребность в контейнерном парке, раздельный сбор отходов;
- транспортирование отходов – транспортные потоки и потребность в транспортных средствах различной производительности;
- переработка отходов – мощности по сортировке и переработке отходов;
- захоронения отходов – изоляция неутилизируемых отходов;
- уборка территории – зимняя и летняя уборка.
- формирование механизмов, обеспечивающих создание и функционирование эффективной и безопасной системы обращения с отходами;
- разработка финансовой модели схемы;
- формирование основных подходов к реализации схемы.
Результат работы
- Территориальная схема обращения с отходами субъекта Российской Федерации.
- Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования.
- План (схема) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) с указанием существующих и планируемых объектов в сфере обращения с отходами.