
Нравится мне слово "компромисс". Жаль не указали тариф, но ... Практически такой же дом, скостил всё что можно (не ужимался бы, рублей 40 вышло), вышло 28 руб./м2. Ну и смысл этой работы (неделю потратил). ИТОГ (компромисс) - 18 РУБЛЕЙ.
Расчёт стоимости по группам услуг (работ), это в общем то бюджет дома разделённый по статьям... А вот дальше получается интересней и здесь два пути у УК и у МКД:
Первый, УК списывает помесячно с дома деньги в соответствии с утверждённым бюджетом (не важно делает она в доме что то или нет);
Второй путь: УК списывает с дома деньги на основе расчётов только за реально выполненные работы (в рамках утверждённых статей) и здесь начинается самое интересное, сколько стоят эти работы (каждая отдельно). И если УК реально делает работу, то денег реально не хватает и 28 рубм2 и в доме и по статьям, а если ничего не делает, то и списывать ей нечего... в этом случае и 12 руб.м2 ей за глаза...
На этом основании как предложение, на основе нашего опыта:
УК считает каждую работу, как правило, денег не хватает. И вот тогда УК выходит к жителям с обоснованным предложением изменить размер платы... Сегодня - откажут, нужен опыт и практика. Нужно уходить от сегодняшнего "тупого" порядка определения стоимости, на каких бы умных нормативах он не производился. Нужен расчёт каждой стоимости работы (услуги). Нужно обсудить, понять, принять и менять тренд, философию определения стоимости предоставляемых УК услуг. Сегодня есть в этом потребность у всех. Если бизнес эту возможность упустит, придут "тупые" МУПы.
Ну и смысл этой работы (неделю потратил). ИТОГ (компромисс) - 18 РУБЛЕЙ.
Мысль, высказанная автором не нова, но есть одно но... и оно очень существенное. Этой проблеме в ЖК РФ не уделено ни одной строчки, а именно в ч.7 ст.156 ЖК РФ установлено, что " Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год."
А вот дальше - пустота... Не закреплена норма, что должно происходить в том случае, когда собственники не согласны с управляющей организацией, могут ли они устанавливать "свою" плату, не обеспечивающую содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
И самое главное, кто в этом случае несет ответственность, если плата установлена в нарушение этих требований.
Кстати, не так давно мы рассчитывали плату и для домов в Пензе, как раз искали такой компромисс, но для ОМС, объясняя, что в наших расчетах учтены требования, установленные п.10 Правил содержания общего имущества, а именно:
10. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии,
обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.и если учесть все эти требования, ну никак 18 рублей с метра не получится.
Хотя проблема, изложенная Вами, безусловно, имеет место.
Нужен расчёт каждой стоимости работы (услуги).
Так мы всегда так и считаем, не вижу, что нужно менять в этом подходе? Каждая работа имеет свою стоимость, только определяется она не произвольно, а на основе установленных нормативов, в том числе трудовых, материальных и финансовых расходов по аналогии со строительной сметой.
Вы говорите сейчас о двух системах которые вы разработали и успешно реализуете а УК применяют.
1 система. Расчёт стоимости по группам работ (к примеру - уборка - 1,2 руб/м2. содерж. отопление 0,98 руб/м2, вентиляц. - 0,86 руб/м2 Итого 18,65 руб/м2)
2 система. Расчёт стоимости каждой услуги Смета - МКД. (замена лампочки 1 шт. 186 руб, заменить стекло в подъезде - 680 руб. и т.д.)
И ваши системы - не взаимосвязаны!
Вы рассчитали, на содержание дверей и окон к примеру - 1,08 руб/м2 Итого с дома за год собирается - 3850 руб.
Это ваш расчёт стоимости для оплаты с м2 площади.
При этом, УК заменила в доме 6 стёкол на сумму 4080 руб!
И как это стыкуется со стоимостью, которую утвердили собственники на ОС? По данной статье перерасход 230 руб.
И так будет по всем утверждённым статьям на ОС.
Это противоречие видно когда УК реально работает и постоянно что то делает в доме и при этом, каждый раз составляет расчёт стоимости выполненной работы, к примеру по вашей методике Смета-МКД. И тогда, дом при 18 руб/м2 МКД всегда обоснованно будет в долгах перед УК - это уже наш опыт.
На этом основании, наш вывод:
Расчёт стоимости изначально нужно утверждать просто как ориентировочный. А вот расчёт каждой работы - это то, что должна рассчитывать УК. И тогда УК будет что написать в Акте вып.работ утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 26 октября 2015 года № 761/пр. и реально отчитаться перед собственниками. Говорить, что на основании опыта выходить на ОС с предложением об изменении стоимости, очевидно нет оснований, потому как на следующий год, работы будут (могут быть) другие и их стоимость будет другой. А вот как быть с плюсом или минусом на счету дома - это вам думать и нам и жителям предлагать. Возможно, плюсы и минусы можно считать по итогам 3-5 лет. Экономия - на текущий ремонт, перерасход - основание для увеличения стоимости на ОС но по итогам 3 или 5 лет.
Виталий, Кочергин, Пенза
А вы реально можете сказать, что вы собираетесь делать в доме на 18 руб/м2 Уточните площадь дома. К примеру 4000 м2 за год 864 000 руб.
Если вы реально будете считать каждую работу, через 8 месяцев, вы не будете знать что ещё ПРИДУМАТЬ написать и посчитать, чтобы списать деньги с дома, или копить на текущий ремонт к примеру подъездов. Что вы реально напишите за услуги с подвалами? Какие услуги? а ведь деньги берёте.
Да самый простой пример: содержание системы ХВС - что будите менять трубы? краны каждый год? При 18 руб/м2 на ХВС должно будет пойти примерно 1 руб/м2 а это порядка 48 000 в год. Вы посчитайте сколько кранов вы должны будите поменять в доме или труб системы ХВС на эти 48 000 руб. А что вы будите делать с электрикой? в 18 руб/м2 на электрику у вас должно быть заложено примерно 0,5 руб/м2. 24 000 руб/год. лампочки вы поменяете на 3-5 тыс.руб/год. а остальные 20 тыс. куда? менять провода? автоматы поменяете на 2 тыс. Скажите, вы делаете расчёт каждой выполненной работы в доме? Сколько у вас стоит заменить эл.лампочку в подъезде? Сколько стоит заменить стекло в подъезде? Сколько стоит закрыть/открыть двери в подвале для проветривания подвалов? А сколько стоит открыть/закрыть двери на чердак?
В любом случае плановые работы ( и их стоимость) должны быть учтены при расчёте годового бюджета, без этого невозможно установить на ОСС размер платы. Но, естественно, не все запланированные работы будут выполнены,: либо не было необходимости, либо УО схимичила. Но также естественно, могут выполняться работы не запланированные, или в других объёмах.
Для этого в УО должны быть заранее просчитаны максимально все возможные работы, а цены размещены на её сайте, чтобы любой собственник смог проверить и убедиться, действительно ли есть экономия или перерасход. Вот тогда будет честно для всех.
А вы реально можете сказать, что вы собираетесь делать в доме на 18 руб/м2
Уважаемый Валерий из Калининграда. Если собственники не оплачивают содержание жилья (10-20%) это не просто недополученные деньги на содержание (и зачастую взыскать эти долги просто невозможно), это еще и "нецелевое" расходование собранных средств. Ресурсники (электроэнергия, холодная вода, горячая вода, вывоз мусора и т.д.) выставляют к оплате управляющей организации и успешно взыскивают через суд, да еще и законную неустойку и судебные издержки. Суммы весьма внушительные, это не долги управляющей организации, это долги жителей. Вот таким способом собственники оплачивают долги неплательщиков, неисправные электросчетчики, магниты на приборах учета и пр. Это неправильно, но это факт. В какую статью расходов Вы включите эти затраты?Если вы реально будете считать каждую работу, через 8 месяцев, вы не будете знать что ещё ПРИДУМАТЬ написать и посчитать, чтобы списать деньги с дома
Незапланированные засоры канализации, иной раз сутками пробить не получается, потом очистка подвала, дезинфекция и через день опять то же самое, сколько стоит эта работа - выгребать чужое дерьмо?
Экономика многоквартирного дома - это не арифметика, это высшая математика с элементами мат. анализа.
Людмила.
По инициативе Председателя Совета дома, мы начали делать расчёт стоимости услуг УК на основе ГЭСН (гос.экон.строит.нормы).
Расчёт, который мы предложили на основе сделанных ЦНИС не устроил собственников % накладных расходов непонятно как рассчитаны. Все сейчас умные... читают интернет и знают, что в накладные расходы должны входить управленческие расходы (в расчёте у ЦНИС, % управленческих расходов отдельно) жители не понимают, что это за управленческие расходы? (Повторно берут за управление домом?) Сошлись на том, что % накладных и % прибыли берём на основе утверждённых МДС. Договорились.
Сами работы рассчитываем на основе ГЭСН (ремонтно-строительные работы) или затратным способом.
Рассчитали многие... работы. Надеемся, придём к взаимопониманию с жителями...
Вы правы, Людмила, рассчитав все работы и услуги, собственникам и УК проще планировать. Первые считают сколько средств есть на счету дома, а в УК понимают, сколько они освоили средств, а сколько остаётся не освоенными и так же планируют свою работу...
Следующий этап, сделать расчёт услуг управления и технических осмотров... интересно, но очень муторно...
Иван, я с вами согласен, но...
Вы посмотрите что пишет Людмила.... её, как и других жителей, не интересуют долги собственников, РСО и УК... их интересует бюджет дома (читай тариф) и что сделано реально в доме.
Рассказывать жителям что в доме есть неплательщики - нужно... но мы же с вами понимаем, это жителям можно "лапшу повесить на уши", Прокурору не получится... Прокурора не интересуют долги, боритесь с неплательщиками... Прочищать каналью можно каждый день, но проще промыть её и удалить жировые отложения, или переложить, если есть излом или уложена не правильно... Мы не чистим каналью (65-10-1 Прочистка внутренней канализации 100 м всего 89,1 чел/час), мы её промываем (66-43-1 Промывка канализации с использованием установки 100 м. и это уже 130,53 чел/час)... Если излом - сразу считаем смету на перекладку, либо в рамках содержания (если тариф больше 16 руб/м2) либо доп средства и ОС. Отказались - чистим.... (делаем расчёт) 65-70-2 Прочистка внутренней канализации с использованием установки сложный засор м/п 3 ч/час м/п. или 65-70-3 Прочистка внутренней канализации с использованием установки сложный засор узкие и изогнутые трубы м/п а это уже 5 чел/час м/п), списываем средства со счёта дома... на всё остальное денег наверное и не хватит в доме... А если мы проводим телеинспекцию канализац.труб, работы становятся значительно дороже 66-30-01. Телевизионное инспекционное обследование трубопровода.
А вы рассчитывали, сколько стоит подготовить дом к отопительному сезону (только инженерные работы) и составить паспорт готовности дома к отопительному сезону? Наверное нет, а это более 10 тыс.руб. для дома и всё это по госрасценкам... ГЭСН.
Но считать по ГЭСН - которые разработаны для ремонтно-строительных работ, когда специалист пришёл в дом и весь день выполняет работы, это одно, но когда специалист идёт в дом чтобы заменить одну лампочку или один кран - это другое. И здесь нужно чтобы ЦНИС активно помогал УК, возможно внести изменения в программу МКД-расчёт...
Борис ЦНИС.
Нужно изменить % Накладных расходов в МКД-расчёт (возможно взять за основу МДС чтобы не было споров, кто как считал и всё прочее...), убрать управленческие расходы, входят в накладные расходы.
Кроме этого, есть Приложение 3 МДС 81-36.2004 Применить повышающие коэффициенты - в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке (мы сделали свои, вышлю почтой как и расчёт).
Ну а затраты трудовых ресурсов - это ваш конёк.
Расчёт, который мы предложили на основе сделанных ЦНИС не устроил собственников % накладных расходов непонятно как рассчитаны. Все сейчас умные... читают интернет и знают, что в накладные расходы должны входить управленческие расходы (в расчёте у ЦНИС, % управленческих расходов отдельно) жители не понимают, что это за управленческие расходы? (Повторно берут за управление домом?) Сошлись на том, что % накладных и % прибыли берём на основе утверждённых МДС.
Валерий Алексеевич, мне думается, что Вам нужно самим разобраться что такое общеэксплуатационные расходы (в которых, разумеется присутствуют управленческие расходы подрядчика) и не путать управленческие расходы и плату за управление. Это совершенно разные вещи. И чем же наш подход по общеэксплуатационным расходам (которые у строителей называются накладными расходами) отличается от МДС? Если бы Вы ознакомились мы с нашей методикой по общеэксплуатационным расходам https://cnis.ru/?id=shop&partid=nmkd&artid=38, а не гадали на кофейной гуще, что в них входит, то думаю, все вопросы у Вас бы отпали. У нас расчет по МКД-расчет ПО СИСТЕМНОЙ МЕТОДИКЕ https://cnis.ru/?id=shop&partid=nmkd&artid=122, разработанной нашей организацией еще в 2008 году, но, к сожалению, в свое время не утвержденной Минрегионом по не зависящим от нас обстоятельствам. И методика эта апробирована уже на большинстве регионов РФ! Калининград не может быть исключением. По нашей методике на основе простого и удобного для пользования МКД-расчет считают уже даже Председатели МКД САМИ! Или проверяют расчеты управляющих организаций. Люди становятся все более грамотными и не за горами когда люди будут сами на основе Инструкций по эксплуатации и МКД-расчет просчитывать свои дома. Другой вопрос - нет конкурентного рынка управления МКД и вот над этим должна идти работа на государственном уровне.
Экономика многоквартирного дома - это не арифметика, это высшая математика с элементами мат. анализа.
Экономика многоквартирного дома - это построение СИСТЕМЫ управления МКД, при которой расходы, связанные с выполнением необходимого комплекса работ для поддержания дома в надлежащем состоянии, а также предоставление КУ, обеспечиваются в необходимом и достаточном объеме доступными источниками финансирования (журнал «Финансы и учет в ЖКХ», № 10`2015). И в тч в нее входит математика расчета стоимости работ и услуг по содержанию ОИ и она точно не высшая математика, которую нам преподавали в ВУЗах. Но методику расчета платы https://cnis.ru/?id=shop&partid=nmkd&artid=122 надо для того, чтобы сделать этот расчет, хотя бы прочитать и понять.
Нужно изменить % Накладных расходов в МКД-расчёт (возможно взять за основу МДС чтобы не было споров, кто как считал и всё прочее...), убрать управленческие расходы, входят в накладные расходы.
Валерий Алексеевич, в МКД-расчет можно поставить ЛЮБОЙ процент общеэксплуатационных расходов. Как раз сервис наш (в отличие от сметных баз) очень гибкий.
Насчет того, чтобы убирать управленческие расходы из общеэксплуатационных (или накладных) расходов абсолютно не согласна. Изучите матчасть сначала - там заложены абсолютно те же экономические подходы, что и у строителей https://cnis.ru/?id=shop&partid=nmkd&artid=38
В общеэксплуатационные расходы включаются следующие группы расходов:
• административно-хозяйственные расходы;
• расходы по обслуживанию работников производства;
• расходы по организации работ;
• прочие общеэксплуатационные расходы.
Вы называете административно-хозяйственные расходы "управленческими" и запутываете собственников, тк это не одно и то же, что плата за управление.
Да, в административно-хозяйственные расходы входят затраты на оплату труда, начисления стимулирующего
и компенсирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, за работу в ночное время, за совмещение профессий и др., работников административно-хозяйственного персонала:
- работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других служащих);
- работников, осуществляющих оперативное руководство эксплуатацией и текущим ремонтом жилищного фонда (начальников участка, инженеров, мастеров, техников);
- рабочих, осуществляющих обслуживание работников аппарата управления и работников, осуществляющих оперативное руководство эксплуатацией и текущим ремонтом жилищного фонда (уборщиков производственных и служебных помещений и др.).
Но это расходы подрядчиков!!!! И если работы проводит УО самостоятельно (а не подрядным способом), то и она несет эти расходы!
А вот плата за управление - это плата за осуществление СТАНДАРТОВ УПРАВЛЕНИЯ. Пока они определяются по 416ПП, будут новые Правила скоро, будет определяться по ним, тк в ЖК РФ плата за управление выделена отдельно в составе платы за содержание.
Кроме этого, есть Приложение 3 МДС 81-36.2004 Применить повышающие коэффициенты - в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке (мы сделали свои, вышлю почтой как и расчёт).
Валерий Алексеевич, высылайте, посмотрим, что там у нас Калининград напридумывал, какие свои "ноу-хау", что за повышающие коэффициенты и к чему они применяются, что такое не учтено нашими нормативами, чтобы вдруг применять повышающие коэфициенты.
Но, повторюсь, в МКД-расчет в части общеэксплуатационных (накладных) расходов все абсолютно нормально. Конечно, программу нужно дорабатывать в части появляющихся новых видов работ. Но наша организация этим постоянно (я бы даже сказала ежедневно) занимается и держит руку на пульсе. Более того, по МКД-расчет у нас работает "горячая линия", которая очень оперативно отвечает на ВСЕ вопросы пользователей.
Ну а затраты трудовых ресурсов - это ваш конёк.
"Конек" нашей организации - профессиональные экономически обоснованные расчеты ВСЕЙ ЭКОНОМИКИ МКД. Не только нормативов трудовых ресурсов (хотя это очень важная составляющая). Но и нормативов материальных и финансовых ресурсов, и нормативов накладных (раз так Вам больше нравится называть общеэксплуатационные расходы). То есть всего и системно, на основе СТАНДАРТОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
Экономика многоквартирного дома - это построение СИСТЕМЫ управления МКД, при которой расходы, связанные с выполнением необходимого комплекса работ для поддержания дома в надлежащем состоянии, а также предоставление КУ, обеспечиваются в необходимом и достаточном объеме доступными источниками финансирования (журнал «Финансы и учет в ЖКХ», № 10`2015).
Это теория, уважаемая Вероника, а на практике - постоянное противостояние с собственниками по поводу обеспечения финансирования в необходимом и достаточном объеме; тряпки, памперсы, картофельные очистки в системе водоотведения, никакая промывка не помогает ( в Калининграде наверно нет таких засоров, Европа); нет отдельного счета на каждый дом - это утопия, зато есть предписания ГЖИ, которые не учитывают никакой экономики МКД, а еще есть эпидемия коронавируса, ежедневная санитарная уборка в местах общего пользования, которой нет в договорах управления, которая не заложена в тарифы и т.д. И что это - если не высшая математика? Здесь дважды два - четыре не работает, увы.
Вероника Анатольевна, в МКД много тех, кто читал и слушал одних или других экспертов... начитались... наслушались... можно назвать их "умниками" в хорошем смысле слова, благодаря им, мы все "крутимся", не стоим на месте... Так вот эти умники читают и понимают, в "Накладные расходы" (в строительстве) входят и адм. и управл. и все расходы... и все они утверждены и регулируются Правительством тем или иным способом. Как бы их статус "неоспорим" для умников... У нас в ЖКХ такие статьи не утверждены на Правительственном уровне, нам с вами труднее! Нужно, по моему мнению, идти тем же путём что и в строительстве - система одна. И тогда не будет споров и конфликтных ситуаций с умниками. И тогда, у нас при расчётах должны остаться три начисления:
- Накладные расходы (МДС 81-33.2004).
- Сметная (расчётная) прибыль (МДС 81-25.2001)
- Повышающие коэффициенты (Приложения 3 МДС 81-36.2004).
И спора с умниками не будет.
А трудозатраты и машинозатраты на услуги при управлении МКД и содержании ОИ - это уже ваши нормативы... но они должны быть оформлены и сделаны как в сметных программах, это удобно и оформлены как справочники ГЭСН.
Сегодня, на те услуги что есть в ГЭСН мы пользуемся ГЭСН, на услуги и работы которых нет в ГЭСН - считаем трудозатраты чел/час.
Нам нужно синхронизировать справочники ГЭСНов с нашими услугами и работами, используя ваш опыт и наработки.
В рекомендациях по использованию так и прописать: Разработаны на основе ГЭСН и нормативов ЦНИС.... так мы устраним и разночтения и конфликт с умниками... да и будет правильно, по моему мнению. И вы перейдёте на продажу программ расчёта стоимости услуг и работ по управлению МКД и содержания ОИ МКД, только не нужно пытаться провести их через Правительство, всё испортят!
- Накладные расходы (МДС 81-33.2004).
- Сметная (расчётная) прибыль (МДС 81-25.2001)
- Повышающие коэффициенты (Приложения 3 МДС 81-36.2004).
Не очень понял, а причем тут строительные методики. Ну для ремонтных работ может быть. Но в содержании жилья? Это ж услуга. В прачечную тоже со строительной методикой?
Алексей, вам очевидно повезло и вы не делали отчёты за выполненные работы в доме, где живёт "умник" (кто такой умник, писал выше), тогда бы вы не задавали такой вопрос.
Какие вы ставите % Накладных и прибыли при расчётах? и на каком основании? А повышающие коэффициенты вы применяете?
Алексей, вам очевидно повезло и вы не делали отчёты за выполненные работы в доме, где живёт "умник" (кто такой умник, писал выше), тогда бы вы не задавали такой вопрос.
Какие вы ставите % Накладных и прибыли при расчётах? и на каком основании? А повышающие коэффициенты вы применяете?
Валерий, отнесу себя к умникам другого рода, хотя я тоже дотошен во всех вопросах применения документов при определении платы за содержание жилья.
Единственно мне повезло, потому что базовые документы и у меня, и у управляющей организации одинаковые, это нормативы, разработанные ЦНИС и Центром муниципальной экономики, продолжающим совершенствовать отраслевую базу норм и нормативов, в том числе через онлайн-сервис МКД-расчет.
И самое главное, управляющая организация понимает, что для эксплуатации дома всегда были, есть, думаю, будут "свои" документы. И это нужно объяснить собственникам и "умникам", потому что ,как правило, они выхватывают какие-то положения из строительства и пытаются их применить и управлении МКД.
Но... достаточно просто для таких собственников привести ссылку из общей части этих документов, как все становится понятным. У документов для строительства свои принципы и методы, они отличаются от того, что есть в ЖКХ. В дискуссии выше коллеги уже подробно объяснили эти различия. Задача УО - объяснить это доступным способом собственникам, открыто и честно и тогда будет найден компромисс и взаимопонимание. Ну а если нет, то есть иные процедуры.
И в заключении, на собственном опыте работы убедился, проблема не в расчетах, к нашим расчетам редко есть претензии, обоснованны все цифры, а в фактическом исполнении работ(!), заложенных в расчетах, с установленным перечнем, составом и периодичностью. Вот здесь и возникают конфликты...
Какие вы ставите % Накладных и прибыли при расчётах? и на каком основании? А повышающие коэффициенты вы применяете?
Реальные. По бухотчетности прошлых периодов. Накладные на отдельном счете. Далее пересчитываете свой процент к расчету прошлых периодов и подставляете в программу. Благо все проценты регулируются.
"Лампочки вы поменяете на 3 т.р. - 5 т.р. в год", вы реально так считаете?
К сведению, нет никаких лампочек лет уж пять как. Один светодиодный светильник с датчиком света, звука или датчиком движения стоит 400-500 рублей. В месяц их только срезают от 2 до 5 шт и да они ещё выходят из строя. Так, что только на "лампочки" в год может выходить 30 000 рублей. Вот и все ваши "умозаключительные" расчёты можете смело на десять множить. И вот тогда вы приблизитесь к реальной цифре.