Челябинское Минэкологии готовит очередной тарифный скачок на ТКО. Бюджет заплатит 1,8 миллиарда

Минтариф ожидает роста цен до 90%

В обновленный проект терсхемы Челябинской области вошло 10 мусороперегрузочных станций. Ровно половина объектов расположена в Челябинском кластере, еще 1 – в Магнитогорском, по 2 – в Карабашском и в Горном кластерах. Как указывают в Минэкологии региона, их использование позволит оптимизировать маршруты до мест обработки и захоронения.

Однако идея в ходе обсуждения документа вызвала замечания регионального Минтарифа, который обратил внимание, что расходы на эксплуатацию объектов в конечном итоге приведут к прямо противоположному эффекту.

Отметим, МПС эксплуатировались и ранее, но за счет самих перевозчиков, а с 2025 года, согласно постановлению правительства №484, их стало можно включать в тариф при условии, что от этого снизятся расходы на транспорт и соответственно конечный тариф.

В то же время, по расчетам Минтарифа, в 2026 году расходы на транспортирование по сравнению с 2025-м могут значительно вырасти: в Челябинском кластере – на 40%, в Карабашском – на 24%, в Горном – на 22%, а в Магнитогорском – на 10%.

Дополнительно опасения специалистов усиливают данные федеральной системы ФГИС УТКО, где моделируются тарифные последствия. В ней и вовсе зафиксирован рост предельных тарифов (уже для конечных потребителей) на 35% по Челябинскому кластеру, на 28% – по Магнитогорскому, на 14% – по Карабашскому, на 78% – по Кыштымскому, и на 90% – по Горному. Иными словами, вместо ожидаемой экономии регион получает прогноз резкого роста затрат оператора и усиливающегося тарифного давления на население.

В этих условиях Минтариф настаивает, что включение сети в схему необоснованно. По мнению регулятора, затраты на эксплуатацию полностью съедают эффект от сокращения плеча перевозки, и в итоге расходы населения придется компенсировать за счет бюджета. Уже сейчас прогнозируется, что в 2026 году объем субсидий на сдерживание тарифного роста может достичь 1,79 миллиарда рублей, что на 18% выше текущего уровня.

Минэкологии, в свою очередь, как говорят осведомленные наблюдатели, отказывается идти на уступки и объясняет необходимость появления в схеме МПС федеральными нормами. По версии ведомства, использование станций действительно сокращает пробег мусоровозов и расходы на транспортирование, однако в расчетах теперь отражаются и новые статьи затрат, которые раньше в тарифе не учитывались.

«Обоснованность включения в территориальную схему МПС подтверждается снижением расходов на транспортирование в случае использования МПС, а не снижением тарифа регионального оператора в целом. Также в расчете учтены затраты на эксплуатацию МПС, которые ранее не включались в затраты на транспортирование в силу требований нормативных правовых актов, регулирующих расчет НВВ регионального оператора», – говорится в ответе Минэкологии на замечания коллег.

При этом сравнение стоимости (с использованием МПС и без них) ведомство не приводит. Тем не менее если ведомство, как говорят отраслевики, «протащит» объекты в терсхему, регулятор будет обязан учесть их.

Примечательно, что для корректировки терсхемы в этот раз Минэкологии решило обратиться к специализированной организации и заключило госконтракт на 1,5 млн рублей с питерским ООО «НТЦ Инновационных технологий». При этом перед подрядчиком ставилась четкая задача по сокращению НВВ региональных операторов ТКО, но эффект, судя по всему, получился противоположный.

Участники рынка по обращению с отходами в регионе обращают внимание на то, что с МПС связан еще один негативный нюанс, а именно техническое несовершенство объектов. Собеседник «Правды УрФО» в одной из мусороперерабатывающих компаний пояснил, что станции в Челябинской области, как правило, представляют собой просто огороженные территории, где накапливается мусор.

«Суть МПС в том, чтобы аккумулировать отходы с использованием небольшого транспорта, а затем после значительного уплотнения везти их на сортировку и полигон. Для этого необходимо использовать пресс-компактор, который позволяет сжать ТКО до 5 раз, у нас же это делается ковшом экскаватора, из-за чего мусор уплотняется максимум в 2 раза. Поэтому даже если они не включаются в тариф, в таком виде их применение малоэффективно», – добавил менеджер одной из отраслевых компаний региона.

Источник информации:
Правда УрФО
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...