Аналитики видят причину в оттоке молодежи из регионов и недостатке профориентации
В России сложилась устойчивая тенденция старения рабочих кадров, в первую очередь эта проблема затрагивает промышленные и массовые профессии, предупредили аналитики. И эту ситуацию не выправляют выходящие на рынок выпускники колледжей — ежегодно из таких учебных учреждений отсеивается каждый десятый, а 30–40% выходящих из системы среднего профессионального образования студентов, которых регион готовил для своих нужд, уезжают в другие области. В чем проблема закрепления кадров на местах и профориентации — в материале «Известий».
Почему кадры не молодеют
Одной из ведущих тенденций на российском рынке труда стал рост среднего возраста востребованных специалистов среднего звена и рабочих кадров. Таковы результаты доклада «Вклад системы СПО в подготовку кадров по приоритетным отраслям экономики» Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС. Его авторы сопоставили ситуацию с нехваткой кадров и число выпускников колледжей — это один из основных ресурсов преодоления дефицита.
«Наблюдается тенденция старения кадров, — констатировали они. — Эта проблема затронет в первую очередь промышленные и массовые профессии: строительство, логистика, ритейл».
Так, в 2024 году средний возраст инженера по эксплуатации зданий, управляющего объектом недвижимости и производителя строительно-монтажных работ составляет 50–52 года, ближе к 50 годам и возраст администратора магазина. Только за год эта цифра выросла на 1–3 пункта. Аналогично вырос и средний возраст дорожных рабочих — примерно до 37 лет.
«Выпускники колледжей не покрывают потребностей рынка труда, вследствие чего только с января 2024 по январь 2025 года спрос на специалистов по приоритетным направлениям экономики заметно возрос: в сфере промышленности — на 19%, в строительстве — на 17%, — говорится в документе. — Особенно заметна нехватка высококвалифицированных рабочих. Наибольший рост потребности в этих кадрах отмечен в сферах строительства — на 19,2 процентных пункта и здравоохранения — на 10 процентных пунктов».
В топ-5 сфер экономики с наибольшим приростом спроса на кадры вошли также туризм, общественное питание, медицина и фармацевтика, транспорт и логистика.
Наиболее остро нехватка специалистов среднего звена заметна в Севастополе, Республике Алтай, Бурятии, Крыму, Новгородской, Московской и Мурманской областях, а также в Краснодарском крае, Пензенской и Калининградской областях.
Высококвалифицированных рабочих кадров не хватает прежде всего в Забайкальском крае, Карачаево-Черкесии, Магаданской и Калужской областях, Крыму, Севастополе, Ивановской области, Бурятии, Тверской и Мурманской областях.
«Потребность в квалифицированных рабочих будет нарастать с каждым годом при сохранении существующей структуры приема на программы подготовки среднего профессионального образования, — заявили авторы доклада. — С 2014 года наблюдается рост потребности в специалистах во всех федеральных округах».
За 2019–2024 годы увеличился выпуск колледжей по программам подготовки специалистов среднего звена, относящимся к группе «Инженерное дело, технологии и технологические науки» (значимой для обеспечения технологического суверенитета России), — на 27,5%. Но за эти же пять лет выпуск колледжей по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, которые относятся к той же группе, сократился на 7,1%.
Почему выпускники СПО не закрывают дефицит
Молодые люди, поступившие на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, не слишком заинтересованы в получении профессии в выбранной области знаний, полагают авторы отчета. Они отмечают, что конкурс на такие места в государственных колледжах составляет примерно два человека на место.
«Анализ приема и выпуска кадров для приоритетных отраслей экономики показал, что до выпуска и получения диплома не доходит порядка 10% обучающихся, — заявляется в докладе. — Основной причиной отсева обучающихся стало нежелание завершить обучение и выйти на государственную итоговую аттестацию».
Там также указывается, что существующая система профориентации не работает эффективно. По опросам Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, только у 51,5% обучающихся колледжей был интерес к получаемой специальности, 31,6% выбрали ее по совету родителей, а 13,3% — случайно, «было все равно куда поступать».
Наибольшая часть не дошедших до государственной итоговой аттестации приходится на тех студентов, которые бросили учебу по своей воле. На втором месте — отчисление по неуспеваемости.
«Чтобы избежать потерь, необходима ранняя профориентационная работа с молодежью до поступления в колледж и на первом курсе во время обучения», — заявила соавтор исследования, ведущий научный сотрудник ЦЭНО Президентской академии Елена Ломтева.
«Известия» направили запрос в Минпросвещения с просьбой сообщить, планируется ли увеличивать число бюджетных мест в колледжах, а также какие меры рекомендуются регионам для привлечения молодых людей на рабочие места.
Впрочем, в опрошенных «Известиями» колледжах и вузах заявили о положительной динамике в области профориентации.
Эксперт регионального отделения «Народного фронта» в Мурманской области, преподаватель Мурманского индустриального колледжа Андрей Шишко подтвердил, что дефицит рабочих кадров в регионе высокий.
— Запросы от работодателей поступают постоянно. Например, по моей специальности «Эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» раньше мы набирали 25 человек, и уже на четвертом курсе 14-15 уже были по факту трудоустроены. А в этом году набрали по «Профессионалитету» вообще две группы, то есть 50 человек, — сказал он.
Кроме того, авторы доклада отметили и высокий отток молодежи «в более перспективные регионы» для получения образования и трудоустройства. От 30 до 40% выпускников программ СПО уезжают из региона, где они учились.
«Таким образом, регион-донор готовит кадры не для себя, а для регионов-реципиентов и теряет молодежь», — отмечает соавтор исследования, старший научный сотрудник ЦЭНО Президентской академии Лариса Бедарева.
Лишь в десяти регионах обеспеченность колледжами составляет 100%, а в 38 областях нет минимального обеспечения местами в общежитиях.
Еще один негативный тренд — нехватка в колледжах мастеров. Общее число этой категории педагогов сократилось с 27,9 тыс. в 2017 году до 19,7 тыс. в 2024-м. Средний возраст преподавателя колледжа составляет сейчас 40–50 лет, мастера — либо моложе 30 лет, либо относятся к возрастной группе старше 60 лет.
Помогут ли колледжи решить проблему дефицита кадров
Выводы аналитиков РАНХиГС представляются обоснованными и отражают реальную ситуацию на рынке труда, полагает доцент кафедры управления персоналом ГУУ Екатерина Каштанова.
«Рост возраста специалистов среднего звена действительно может указывать на недостаточный приток молодых специалистов из колледжей. Цифры о неполном завершении обучения и оттоке выпускников из регионов вызывают обеспокоенность и требуют детального анализа», — сказала она.
Она согласна с тем, что к оттоку из профессии и незавершенному обучению ведет недостаточная профориентация.
— Многие студенты выбирают колледж не осознанно, а по остаточному принципу — не поступил в вуз, не взяли в десятый класс, — рассказала она. — Это приводит к разочарованию в выбранной профессии и желанию сменить направление. Далеко не все колледжи эффективно проводят профориентационную работу, знакомящую с реальными требованиями и перспективами конкретных специальностей.
По словам эксперта, многие образовательные программы до сих пор сильно отстают от новейших запросов рынка труда.
— Это делает выпускников менее конкурентоспособными на рынке труда, — сказала Екатерина Каштанова. — Другая причина в том, что, несмотря на все усилия, в сознании молодежи еще сохраняется низкий престиж рабочих профессий. Последние десятилетия в обществе доминировала установка на получение высшего образования, а рабочие профессии были недооценены.
Потребность в рабочих кадрах в России достигла критического уровня, заявил HR агентства Kadri.pro Александр Феткевич.
— Экономике страны не хватает около 1,5 млн высококвалифицированных специалистов, а к 2030 году дефицит может вырасти до 3,1 млн работников. Уровень безработицы находится на историческом минимуме, что усугубляет конкуренцию за кадры, — сказал он.
Эксперт подтвердил, что количество вакансий продолжает расти. За 2024–2025 годы спрос на рабочих специалистов увеличился на 17%, а в производственной сфере и IT-отрасли дефицит кадров достиг 90% и 87% соответственно. В логистике и строительстве потребность выросла на 15–20% .
Директор по исследованиям hh.ru Мария Игнатова сообщила, что в начале осени на одну вакансию в сфере рабочих профессий приходится 4,1 резюме.
— Это говорит о балансе на рынке труда, — рассказала она. — Работодатели опубликовали более 266,5 тыс. предложений для рабочих, при этом спрос компаний вырос на 5% относительно июля, но снизился на 12% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. В сфере производства и сервисного обслуживания hh.индекс составил 3,8 резюме на вакансию, что указывает на небольшой дефицит специалистов.
Действительно, возраст работников среднего звена в России растет, согласился экономист, ведущий аналитик платформа AMarkets Игорь Расторгуев.
— Но это может говорить и о том, что работодатели зачастую предпочитают специалистов постарше, потому что они умеют работать в реальном производственном процессе, не предъявляют завышенных ожиданий к зарплате и более устойчивы в коллективе, — сказал он.
При этом потребность в рабочих кадрах сейчас крайне высока, согласен Игорь Расторгуев. Индустриализация в промышленности, развитие логистики, строительства, сферы ЖКХ — все эти направления требуют постоянного притока специалистов.
— Закрыть дефицит исключительно за счет колледжей невозможно, — убежден аналитик.
По его словам, помимо профессионального образования нужны другие каналы: программы переподготовки взрослых, возвращение на рынок труда женщин после декрета, интеграция в систему занятости мигрантов, внутренняя мобильность кадров из смежных сфер. Плюс необходимо повышать престиж рабочих профессий, чтобы у молодежи формировалась мотивация осознанно идти в колледж и оставаться в профессии.