Конференция «Цифровая индустрия промышленной России» — это не только площадка для выработки стратегических решений в ИТ-сфере, но и возможность для общения между небольшими компаниями, с нуля создающими прикладные ИТ-продукты.
Основатель и генеральный директор компании «Платформа» Александр Санников рассказал, для чего ЦИПР нужен «ИТ-ремесленникам», реально ли оцифровать российское ЖКХ, и в чем преимущества отечественного аналога самого популярного табличного редактора.
— В чем заключается вклад вашей небольшой компании в цифровую трансформацию государства?
— У нас действительно небольшая организация: не более 200 инженеров и отраслевых экспертов, которые создают информационные технологии для специфических ниш — тарифного регулирования, цифровизации коммунальной инфраструктуры и городского благоустройства. Сейчас эта работа в стране ведется на системной основе, и у нас появилась возможность участвовать в крупных проектах, в том числе с участием федеральных ведомств.
Тарифное регулирование — это тема, которая непосредственно связана с жизнью каждого гражданина и деятельностью любой компании, потому что все мы пользуемся услугами, которые оплачиваем в соответствии с установленными тарифами. Упрощенно схему тарифного регулирования можно описать так: большое количество организаций каждый год обращается к специальным органам власти, чтобы сообщить о своей услуге, необходимом бюджете на ее оказание и получить тариф на следующий год. Вот это взаимодействие мы и переводим в цифру — создаем программный комплекс, чтобы государство могло общаться с регулируемыми компаниями в электронном виде.
— Но ведь долгое время эта отрасль строилась на бумажном документообороте, требующем большого объема ручного труда со стороны как бизнеса, так и органов власти. Да, сложно, зато привычно и понятно. Как люди, годами работающие в этой сфере, воспринимают цифровизацию?
— Действительно, раньше все это происходило на бумаге. Я не преувеличиваю, когда говорю, что набор данных всего от одной ресурсоснабжающей организации мог занимать «КАМАЗ»! Это десятки кубометров документации.
У людей, которые привыкли работать с бумажными носителями, естественно, было опасение, что что-то пойдет не так, и цифровизация осложнит их работу. Но я считаю, что нам удалось этот барьер преодолеть. Сейчас «аппетит» нашей целевой аудитории к цифровым технологиям растет. И компании, и государственные структуры готовы экспериментировать и внедрять новые продукты.
Нашим решением пользуются уже более 60 регионов страны, включая Нижегородскую область, а сейчас мы активно создаем систему для Федеральной антимонопольной службы, которая также занимается вопросами тарифного регулирования. Проект рассчитан на несколько лет вперед, и интерес и со стороны представителей власти, и со стороны регулируемых организаций очень высокий.
— Помимо освобождения людей от рутинного труда, какие стратегические задачи решают ИТ-продукты для тарифного регулирования?
— Цифровые решения очень важны для аналитики. Государственному регулятору, устанавливающему тарифы, важно, чтобы в рамках каждого отдельного региона страны общий уровень платы за услуги ЖКХ не превышал определенных пороговых значений. Это весьма чувствительная и значимая тема в обществе, и мы для нее тоже создаем специальный софт. Он помогает тарифному регулятору обрабатывать большое количество данных и следить за тем, чтобы после его точечных действий в отношении каждой регулируемой организации совокупный уровень платы граждан не превышал допустимых порогов.
— Новое для вас направление связано с программными решениями для развития коммунальной инфраструктуры и благоустройства территорий. Какова роль цифры в этой сфере?
— Компании, которые включены в процессы тарифного регулирования, как правило, управляют большим количеством коммунальной инфраструктуры — котельными, водоканалами, сетевыми комплексами для передачи коммунальных ресурсов и т.д. Сегодня на уровне президента и правительства поставлена конкретная задача по повышению эффективности управления этой системой. И первый шаг — оцифровка коммунальной инфраструктуры. Необходимо сделать так, чтобы каждая котельная и каждая труба получили свои цифровые паспорта, только после этого можно будет говорить об эффективной автоматизации сопутствующих бизнес-процессов и более качественной аналитике.
Сегодня, к сожалению, это все опять же на бумаге. Причем порой о том, какие трубы есть на балансе тепло- или водоснабжающей организации, не знает и сама компания. Все это строилось в советские годы, потом собственники много раз менялись, документы переписывались, и о наличии трубы коммунальщики вообще могут узнать только в момент аварии.
Еще одна сложность современного российского коммунального хозяйства заключается в том, что эти вопросы решаются большим количеством ведомств разного уровня, и им нужно как-то между собой договориться. Мы хотим, для начала, создать мастер-базу объектов коммунальной инфраструктуры, которая станет своего рода словарем, позволяющим говорить разным организациям на одном языке, оптимизировать поток разрозненной информации для принятия консолидированного решения.
— Оцифровать ЖКХ — звучит как вызов. Вам не страшно погружаться в эту сферу?
— Мы, как разработчики и носители специальных знаний и компетенций, видим в этом свою миссию. Задачу в стране в любом случае нужно решать, поэтому у нас, в определенном смысле, нет выбора.
— На ЦИПРе вы представляете и свое бизнес-приложение, которое позволяет заменить всем привычный Excel для решения определенных задач в органах власти и крупных организациях. Но ведь в России уже есть импортозамещающие аналоги этого продукта. Вы создаете еще один, или есть какие-то принципиальные отличия?
— Это действительно табличный редактор, который мы создали в рамках нашей работы по тарифному регулированию и другим направлениям. Но, скорее, он дополняет офисные пакеты зарубежного и отечественного производства, а не конкурирует с ними.
Мы все пользуемся табличными редакторами — и на работе, и для каких-то личных целей. Пока вы просто работаете на своем компьютере, вам достаточно обычного табличного редактора, того же Excel или «Моего офиса». Но что происходит, если вам нужно собрать данные от других людей — ваших коллег в рамках крупной организации, партнеров или подрядчиков? Вы отправляете им файл с таблицей для заполнения, кто-то из них решает что-то в этой таблице удалить, потому что посчитал неважным, а кто-то, наоборот, решает дополнить вашу таблицу еще одной графой или поменять формулу. И в конечном итоге человек, который собирает данные, потом тратит очень много времени, чтобы все это привести к единому знаменателю и построить необходимые ему своды и аналитику. Отдельный вопрос еще и в том, как транслировать собранные данные в другие информационные системы. Все это приходится делать вручную. Мы создали продукт, который эффективен именно для сбора данных из разных источников. Конечный пользователь может собирать их так, чтобы никто не сломал структуру таблицы, не накидал туда ненужных данных, чтобы сразу можно было построить аналитику и передать результат во внешнюю систему.
Визуально, кстати, наш продукт ничем не отличается от Excel, но при этом работает в веб-браузере, привязан к современной базе данных, его можно запустить на любом устройстве, а сервер поставить в ваш офис. Он создан российскими разработчиками и состоит в реестре отечественного ПО.
— Сейчас огромное количество вопросов можно решить онлайн, вы как раз для этого и создаете свои продукты. Но, тем не менее, представители ИТ-компаний ежегодно приезжают на ЦИПР, чтобы общаться лично. Почему?
— ЦИПР — это потрясающая площадка. Прежде всего, здесь проходят очень глубокие экспертные обсуждения: органы власти общаются с бизнесом, компании взаимодействуют между собой. Мы живем в эпоху переизбытка информации и порой друг о друге просто мало знаем. Здесь же можно буквально 30 минут поговорить напрямую и найти темы для сотрудничества. Нашей компании очень важен поиск технологических и интеграторских партнерств, в рамках которых мы развиваем свой бизнес.
Вот, например, наше с вами интервью на конференции проходит на красивой импровизированной площадке «Кибердома», за что ребятам большое спасибо! Именно об этом я и говорю: надо вкладываться не только в создание технологий, но и в способы и места для знакомства и открытого общения экспертов ИТ-индустрии.
— Просто удивительно, что ИТ-отрасль стала примером эффективного очного общения…
— Сколько бы искусственных интеллектов и информационных технологий мы не создавали, все равно все это будут делать люди. А люди должны уметь договариваться. Сейчас недостаточно просто сделать хорошую разработку. Нужно уметь вывести ее на рынок, а для этого нужно общаться.