Счетная палата предложила Правительству России установить в соглашениях с регионами о реализации инфраструктурных проектов, финансируемых за счет средств бюджетных кредитов, ответственность за недостижение плановых показателей. С такой инициативой высший орган госаудита обратился в кабмин по итогам проверки использования средств федерального бюджета, выделенных на развитие инфраструктуры в семи регионах.
Как уточнили в контрольном ведомстве, проверка в Тюменской, Омской, Владимирской, Воронежской, Рязанской областях, Чувашии и Ханты-Мансийском автономном округе — Югре показала, что не все субъекты РФ достигли плановых показателей реализации инфраструктурных проектов. При этом ответственность за это нормативно не предусмотрена.
Всего в 2022 — 2023 годах и первом полугодии 2024 года органы исполнительной власти этих регионов получили из федерального бюджета кредиты на развитие инфраструктуры на общую сумму 56,7 миллиарда рублей: 39,5 миллиарда составили инфраструктурные бюджетные кредиты и 10,5 млрд рублей — специальные казначейские кредиты.
Отмечается, что основная часть полученных средств направлялась регионами на реализацию инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ и дорог. На конец проверяемого периода неиспользованный остаток предоставленных кредитов составил соответственно 2,9 миллиарда рублей (7,3 процента) и 2,7 миллиарда рублей (26,1 процента).
По словам директора Департамента аудита финансовых рынков и госдолга Алексея Лаптева, плановых значений показателей реализации инфраструктурных проектов по итогам 2022 — 2023 годов не достигли четыре из семи проверенных регионов, в основном не достигались плановые значения по общему объему ввода жилья и объему внебюджетных источников финансирования.
По итогам проверки было обнаружено, что во всех проверенных субъектах РФ не соблюдались установленные сроки реализации и стоимость проектов. В основном это было обусловлено уточнением фактических объемов работ, появлением дополнительных работ, ненадлежащим качеством проектно-сметной документации, ростом стоимости строительных ресурсов и неисполнением обязательств подрядчиками.
В Счетной палате добавили, что в некоторых регионах были установлены случаи длительного отвлечения средств на предоставление авансов подрядчикам по контрактам, которые впоследствии были расторгнуты. Так, значительные объемы средств были отвлечены на срок до двух и более лет и по-прежнему возвращены подрядчиками не в полном объеме.
Лаптев указал, что такое авансирование контрагентов без проведения работ с последующим расторжением контракта может расцениваться как беспроцентное кредитование.
Помимо этого, аудиторы выявили случаи необеспечения эффективного использования транспортных средств, которые были приобретены за счет специальных казначейских кредитов. Так, эксплуатация закупленных автобусов началась только спустя 6 — 9 месяцев после их приобретения, при этом на маршрутах используется менее половины машин. Объем недополученной билетной выручки оценочно составил не менее 75 миллионов рублей.