Опасная ситуация. Долги в сфере ЖКХ затягивают в черную воронку экономику Якутии

Опасная ситуация. Долги в сфере ЖКХ затягивают в черную воронку экономику Якутии

На последнем пленарном заседании Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) очень жарко обсуждался сложившийся кризис в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Но дело в том, что этот кризис начинает сказываться на всей экономике республики. И вот вопрос – сможем ли мы из него выбраться? 

В целом во время обсуждения этого вопроса – а именно Плана мероприятий, направленных на сдерживание роста субсидий организациям коммунального комплекса на межтарифную разницу, – стало понятно, что народные депутаты крайне обеспокоены сложившейся ситуацией в сфере ЖКХ. Вопросов к выступавшему и представляющему План председателю правительства Якутии Кириллу Бычкову было очень много. Но в то же время возникает вопрос к самим депутатам – почему только сейчас, когда положение стало чрезвычайным, и на 1 января 2025 года долг бюджета республики перед ресурсными предприятиями составил 27 млрд рублей – появились такая активность? Почему раньше не поднимали вопрос, ведь депутаты сами же утверждают бюджет и должны быть в курсе всего? Впрочем, обо все по порядку. 

Для начала проанализируем сам План, тем более что общественность увидела первый его вариант в феврале на круглом столе, организованном в парламенте по этому вопросу. Сравним, так сказать.

Напомню, что в первом проекте Плана изначально было семь направлений («Ценообразование»;«Экономика, планирование, инвестиционная и налоговая политика»; «Умное сжатие и реализация проектов по оптимизации»; «Промышленность и развитие инфраструктуры ЖКХ, эффективная деятельность РСО»; «Строительство»; «Стабильная и своевременная финансовая обеспеченность бюджетного сектора и организаций коммунального комплекса»; «Северный завоз»). В утвержденном в апреле новом варианте Плана остались те же 7 направлений и прибавилось еще одно под названием "Организационные меры по сдерживанию размера субсидий".

Вот это последнее направление не менее, а может в какой-то степени даже более значимое. Потому что под пунктом первым в нем стоит актуализация параметров Топливно-энергетического баланса Республики Саха (Якутия) (ТЭБ).

Дело в том, что для того, чтобы реализовать такие пункты Плана как, например, перевод котельных ГУП "ЖКХ РС (Я)" с нефтяного и угольного топлива на менее затратный, или же - перевод с электрического отопления на индивидуальное газовое отопление в газифицированных населенных пунктах, нужно иметь четкую картину в голове. А именно – где, в каких населенных пунктах что планируется строить, какие виды топлива доступны для этого поселка, города и так далее. То есть нужен единый сводный баланс всех данных, нужно все просчитать на перспективу. И только с учетом этого можно принимать решения. Чтобы не получилось так, как это у нас часто бывает, – построили котельную на одном виде топлива, а по факту эффективно другое.

Однако в первом варианте пункт про ТЭБ отсутствовал, что было очень странно. Теперь же он появился, и в этом смысле новый План выигрывает.

Но здесь же, в организационном разделе, появился странный пункт - оценка эффекта на субсидию ОКК при создании дочерних предприятий ГУП "ЖКХ РС (Я)" и АО «Саханефтегазсбыт" со статусом резидента Арктической зоны Российской Федерации. Почему странный? Потому что экономика этих предприятий строится на принципах перекрестного субсидирования. То есть где-то меньше затрат, к примеру, или топливо может продаваться по более низкой цене (так как дешевле доставка), а продается подороже. Зато высвободившиеся средства идут на Арктику, где все дорого. Если же создать отдельные предприятия ЖКХ в арктической части Якутии, то скорее всего это наоборот приведет к еще большим расходам бюджета на субсидии для доставки топлива и работу ЖКХ. То есть - к ровно обратному эффекту. 

Идем далее. Если оценивать План в целом, то его действие продлили. Теперь он рассчитан не до 2030 года, а до 2035 года, что правильно. Эффект от его реализации ожидается в сумме 50 с лишним млрд рублей. Капитальные затраты составляют 23 с лишним млрд рублей. И самым главным, судя по ожидаемому эффекту, является тот же самый пункт, что в первом варианте Плана – введение социальной нормы по теплу и водоснабжению, цифра – почти 14 млрд рублей. Да, реализация этой меры планируется с 2028 года, когда будут внесены изменения в федеральные нормативные акты. Но все же именно на это есть нацеленность – по сути на сокращение субсидирования населения по теплу.

Что касается в целом вопроса субсидирования. Во-первых, предлагается уменьшать льготы для граждан по оплате коммунальных услуг для не менее двух муниципальных образований в год. Во-вторых, - не субсидировать второй и третий диапазоны дифференцированных тарифов на электроэнергию (этот механизм диффтарифов введен в прошлом году). В-третьих, - поэтапный переход на окупаемые тарифы по вывозу жидких бытовых отходов. И в целом будет проведена ревизия и оптимизация предоставляемых льгот, социальных выплат на оплату коммунальных услуг, оплачиваемых за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). 

То есть когда председатель Правительства Якутии Кирилл Бычков выступал перед депутатами и заверял, что по оплате коммунальных услуг останется все как было, это, мягко говоря, лукавство. Потому что очевидно, что если будут сокращены субсидии, если будет введена та же социальная норма по отоплению и воде, то граждане будут платить больше. Это же элементарно. 

Что еще тревожит в этом Плане? То, что в нем есть такой пункт - увеличение уставного капитала АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО в целях предоставления льготных кредитов под 10 процентов годовых ресурсоснабжающим организациям для реструктуризации/замены коммерческих кредитов для обеспечения северного завоза. Да, 10 процентов годовых выглядят сегодня более чем привлекательно. Но вот вопрос – а зачем вообще нужно привлекать банк, какие-то кредиты? Не проще ли просто выделить из бюджета средства предприятиям, обеспечивающим северный завоз? Ведь тогда эти самые предприятия вообще не будут платить никакую процентную ставку. А на это дело (на увеличение уставного капитала банка) заложено аж 6 млрд рублей. Представляете? 

Теперь что касается нашумевшего пункта Плана об упразднении поселков. Теперь фактически он исчез. Осталось вот это - закрытие высокозатратных объектов тепло- и электрогенерации в малочисленных населенных пунктах. И скорее всего, это произошло после возмущений со стороны улусов. Ведь ранее им были разосланы уведомления с перечнем населенных пунктов, «дальнейшее содержание которых требует более детальной проработки на предмет субсидирования затрат за счет республиканского бюджета».

Однако, что значит закрытие высокозатратных ДЭС, например? Это автоматически означает закрытие населенного пункта, разве не так?

Кроме того, появился еще один пункт – «разработка механизмов по упразднению малочисленных населенных пунктов». То есть переформулировали, но по факту работа по закрытию поселков ведется. Но она, и я об этом писала ранее, идет не с государственной позиции. А с точки зрения банальной экономии. Хотя вопрос должен стоять так – если конкретный населенный пункт выполняет какую-то функцию, он нужен для определённых целей, то даже несмотря на высокозатратное содержание объектов генерации, он должен жить. 

Да, работу по населенным пунктам нужно вести, но смотреть очень внимательно где, что и как. Те, где вообще никто не живет, наверное, можно закрывать. Но там, где есть люди, думать очень хорошо. Повторю – с государственной точки зрения. И вообще это должна быть не авральная, а системная работа. А если будет подход – вы нам дорого обходитесь и потому мы вас закроем - то так мы далеко не уедем.

***Если резюмировать, то в Плане есть достаточное количество разумных предложений. Как, например, - обеспечение устойчивого и своевременного финансирования расходов по субсидиям организациям коммунального комплекса.

Но остались, скажем так, вопросы.

Первое. Почему вообще была допущена ситуация с долгами организациям коммунального комплекса? Ведь это привело к тому, что экономику республики затягивает в черную воронку, предприятия начинают тонуть в нем одно за другим. Так, на правительственном часе в Ил Тумэне не зря депутаты, руководители угольных, энергетических, транспортных предприятий высказывались крайне резко.

Например, генеральный директор «Якутскэнерго» Гаврил Алексеев сказал, что если долги перед предприятиями не будут погашены, то они не доживут даже до начала реализации этого Плана. Генеральный директор ПАО ЛОРП Сергей Ларионов сказал, что предприятия ЖКХ должны ЛОРПу 2 млрд 300 млн рублей. Также он озвучил задолженность перед «Колымской судоходной компанией» - по прошлым договорам ЖКХ оплатило им только 25 процентов. Экипажи судов привозные, их надо приглашать на навигацию прямо сейчас, а средств нет.

Народный депутат Прокопий Рахлеев задал вопрос председателю правительства от имени местных угольных компаний, которые поставляют 618 тысяч тонн угля. Задолженность перед этими предприятиями, по словам Рахлеева, достигла 1 млрд 712 миллионов рублей. И если прямо сейчас не будут выделены средства, то угля к осени не будет, потому что вскрышные работы проводятся летом.

То есть если бы всем предприятиям жилищно-коммунального комплекса, и в первую очередь ГУП «ЖКХ РС (Я)», вовремя и системно выделялись средства, то все нормально работало бы. А так получилось, что, как по цепочке, начали сыпаться все смежные предприятия. Таким образом в экономике республики создалась по-настоящему опасная ситуация. 

Второе. По поводу выхода из положения. Да, составлен План, и его надо выполнять. Но дело в том, что он даст эффект спустя время. А ситуация крайне острая прямо сейчас. В этом случае очевидно, что нужно затянуть все пояса и поставить главную задачу – выделить средства предприятиям ЖКХ, речникам и все предприятиям, завязанным на северный завоз, прямо сейчас. Иначе ситуация резко усугубится. И здесь, повторю, непонятно, зачем нужно было увеличивать уставной капитал «Алмазэргиэнбанка». Если можно выплатить эти деньги предприятиям напрямую.

По поводу эффекта от реализации Плана также хочется добавить мнение ученых из Института физико-технических проблем Севера СО РАН, которых привлекли в качестве экспертов в рабочую группу по разработке Плана. А именно - «Исходя из сложившейся экономической ситуации, и учитывая в первую очередь изношенность основных фондов, существенное технологическое отставание отрасли и необходимость её коренного технологического переоснащения, задача по замораживанию (и снижению в сопоставимых ценах 2024 года) расходов на коммунальный сектор до 2030 года представляется недостижимой».

То есть по факту ученые сказали – сначала модернизация и технологии, то есть системная работа над всем хозяйством ЖКХ и значительные вложения в это, а уж потом снижение расходов на коммунальный сектор. Что в целом абсолютно логично. У нас же пока что самой эффективной мерой Плана остается введение социальной нормы по отоплению и воде.

В целом, подчеркну еще раз, сложилось довольно опасное положение с жизнеобеспечением населения республики. Здесь нужен четкий порядок действий и мер. И первое – выплата всего необходимого предприятиям коммунального комплекса. Нужно расставить приоритеты и принять как факт – если прямо сейчас вплотную не заняться финансовыми вопросами, то без коммунальных аварий, без растущих как снежный ком невыплат заработных плат и так далее, уже в ближайшее время не обойдется. 

Источник информации:
1sn.ru
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...