Теплохозяйство Кушвы и Копейска оказалось на распутье: отопление городов УрФО в опасности

Теплохозяйство Кушвы и Копейска оказалось на распутье: отопление городов УрФО в опасности

Банкротство концессионера, столкнувшегося с медлительностью чиновников и упрямством менеджеров ресурсоснабжающих организаций, грозит неприятностями для жителей и государства.

В городе Кушве нарастает угроза коммунального кризиса. ООО «Производственное коммерческое предприятие Синергия», которое с 2019 года являлось концессионером теплового комплекса, признано банкротом. Несмотря на то, что компания имеет достаточно ресурсов, чтобы продолжить деятельность как в Кушве, так и в Копейске, кредиторы, а это местные филиалы федеральных ресурсоснабжающих компаний, не идут на мировое соглашение. Власти Кушвинского муниципального округа намерены передать тепловой комплекс в МУП «Торговый дом», который мало того, что не имеет отношения к ЖКХ, так еще и находится в состоянии ликвидации. Все это может привести к серьезным последствиям, в том числе к несвоевременному старту следующего отопительного сезона. При этом еще год назад «МК-Урал», анализируя ситуацию в городе, предупреждал, что недопонимание между концессионером и муниципальной администрацией грозит системным кризисом. О том, что произошло в сфере ЖКХ двух вышеуказанных городов и к чему это может привести, – в нашем новом материале.

Чуть меньше года назад «МК-Урал» подробно разбирал ситуацию, сложившуюся в сфере теплоснабжения города Кушвы (читать здесь). Напомним, что в 2023 году Администрация Кушвинского городского (ныне – муниципального) округа подала в суд заявление о расторжении договора концессии в отношении имущества (котельные и сети) с ООО «ПКП Синергия». Данный договор действовал с 2019 года. За прошедшее время частная компания выполнила ряд масштабных работ, о чем со страниц нашего издания говорил и глава муниципалитета Михаил Слепухин (читать здесь).

В «ПКП Синергия» признавали, что реализовать все намеченные планы в соответствии с графиком не получалось из-за объективных причин. Оказалось, что мероприятия концессионного соглашения исполнить невозможно. Не улучшают ситуацию и долги населения на сотни миллионов рублей. Кроме того, приступив к работе на территории, компания выяснила, что многие пункты соглашения утратили актуальность и документ нуждается в изменениях. Этих изменений компания пыталась добиться три года. И только 26 октября 2024 года был подписан документ, утвердивший все параметры и исключивший ошибки чиновников, со сроком исполнения до конца года. То есть компания должна была выполнить необходимые мероприятия за три месяца. Городские власти же предпочли продолжать добиваться расторжения договора через суд.

Бескомпромиссный подход

Отметим, что нынешний отопительный сезон прошел практически без отключений. Как пояснили «МК-Урал» в «ПКП Синергия», на настоящий момент зафиксированы лишь две нештатные ситуации на котельной «Рудничная», и они были связаны с прекращением подачи холодной воды.

В распоряжении редакции имеется документ, свидетельствующий о том, что еще летом теплоснабжающая организация указывала МУП «Водоканал» на аварийное состояние муниципального водовода, который питает водой котельную. Но, судя по всему, не все необходимые работы были выполнены.

Стоит отметить, что копия письма была направлена прокурору Кушвы Денису Исакову. Приняло ли надзорное ведомство меры, неизвестно. Зато точно известно, что в начале 2024 года после временных перебоев с подачей тепла прокуратура направила в Следственный комитет материалы проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Вот только следователь пришел к обоснованному выводу об отсутствии состава преступления и производство по делу прекратил. Другие уголовные дела, инициированные ресурсоснабжающими организациями, также прекращены.

Несмотря на штатное течение отопительного сезона, администрация от планов по расторжению соглашения не отказалась. И в начале 2025 года суд требования мэрии удовлетворил. Правда, решение пока не вступило в законную силу. 3 апреля Семнадцатый апелляционный арбитражный суд рассмотрит апелляционную жалобу «ПКП Синергия». Данный процесс может занять довольно продолжительное время. Дело в том, что единственный учредитель предприятия Алексей Парфентьев сейчас находится в зоне СВО, где по контракту с оборонным ведомством выполняет задачи по своему профилю. При этом команда компании выполняет все выстроенные бизнес-процессы в соответствии с требованиями норм и правил, а конкурсный управляющий распределяет деньги, заработанные сотрудниками «ПКП Синергия».

Вопросы к кредиторам

Еще один процесс, связанный с «ПКП Синергия», проходит в Арбитражном суде Челябинской области. В ноябре 2024 года организация была признана банкротом. Самыми крупными кредиторами являются ресурсо­снабжающие организации: «Урал­энергосбыт», «Уралсевергаз», ООО «Нова­тэк-Челябинск», ПАО «Челябэнергосбыт», ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», «Газпром Газорас­пределение Челябинск».

В том, что теплоснабжающая организация имеет задолженность, на самом деле нет ничего удивительного. Так устроен бизнес в данной сфере. Начиная работать на новой территории, компания первые годы копит долги. Речь идет как о кредиторской задолженности (самой компании перед поставщиками), так и дебиторской (населения перед компанией). По мере выстраивания сбалансированных тарифных решений идет снижение долгов перед ресурсниками, после чего компания своевременно оплачивает счета. Задолженность населения также постепенно снижается. Потому договор концессии и заключается на срок от 15 до 50 лет, поскольку на окупаемость предприятие выходит на седьмой-восьмой год ­работы.

Начав работу в Кушве в 2019 году, «ПКП Синергия», как мы рассказывали в прошлом материале, столкнулось с тем, что плановые значения тарифов, прописанные в договоре концессии, не соответствуют фактическим. Было ли это стечением обстоятельств или злым умыслом, надзорными органами пока не установлено. Предприятие долго добивалось того, чтобы изменить их, предлагая рабочие варианты без волокиты. Но Министерство энергетики и ЖКХ в лице бывшего министра Николая Смирнова (сейчас находится в СИЗО по обвинению в должностном преступлении) выбрало тернистый путь. В итоге дополнительное соглашение было подписано лишь в октябре 2024 года, когда компания уже находилась под процедурой наблюдения. Если бы это было сделано раньше, хотя бы в сентябре, то банкротства можно было бы избежать, так как позиция кредиторов указывала на гарантии работы в Кушве. Но чиновники Министерства попросили поправить запятые и вновь открыли 30-дневный срок. Это следует из письма, которое имеется в распоряжении редакции.

Удивляет позиция и ресурсоснабжающих компаний. Как следует из материалов, опубликованных на портале fedresurs, «ПКП Синергия», уже находясь в стадии банкротства, предлагало кредиторам мировое соглашение. По нему, вся выручка от деятельности компании в двух городах, Кушве и Копейске, направлялась бы на погашение задолженности. Само бы «ПКП Синергия» осуществляло свою деятельность за счет взыскания задолженности с населения (свыше 400 млн рублей), займов акционеров, продажи неликвидных активов и получения субсидий. К тому же, компания не получила плату концедента за выполненные мероприятия в сумме более 50 млн в связи с необходимостью внесения изменений в концессионное соглашение.

Для реализации предложенного сценария у предприятия есть все необходимые ресурсы. По заключению оценщиков, общая стоимость движимого и недвижимого имущества составляет более 100 млн рублей. Общая стоимость активов покрывает все обязательства компании.

Но комитет кредиторов данное предложение отклонил. И это вызывает вопросы. Наиболее активные кредиторы («Уралсевергаз», «Новатэк-Челябинск» и «Уралэнергосбыт», «Газпром Газораспределение Челябинск») связаны с крупными структурами или государством. Так, основным учредителем «Урал­севергаза» является ГК «Итера», довольно крупные доли имеют правительства Свердловской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Бенефициаром «Урал­энергосбыта» является ПАО «Форвард Энерго», которое с 2023 года находится под управлением Рос­­имущества. Еще две перечисленные нами структуры являются дочерними организациями ПАО ­«Новатэк» и ОАО «Газпром».

Согласована ли непримиримая позиция региональных менеджеров с акционерами и бенефициарами указанных ресурсоснабжающих организаций? Дебиторская задолженность этих компаний из года в год не снижается, а где-то и растет. Не факт, что реализация всех активов должника (а надо еще найти покупателя) позволит закрыть реестр кредиторов. Но зато региональные менеджеры смогут отчитаться перед акционерами о снижении задолженности в связи с ее списанием в рамках банкротного процесса. Тем самым, они заработают свои бонусы и премии. Соответственно, для конечных акционеров существует риск получить убытки. Или региональным менеджерам важнее отчитаться о принятых мерах, а не реально взыскать задолженность?

Важно отметить, что введение процедуры уже сократило выручку компании за отопительный период 2024/2025 на более чем 60 млн рублей. А переход на другую систему налогообложения в силу конкурсного производства привел к убытку на 28 млн рублей.

Для государства банк­ротство теплоснабжающей организации – это также недополученные налоги ориентировочно в размере 22-28 млн рублей в год. Добавим сюда также затраты на помощь новым предприятиям, которым придется брать на себя обязанность по обеспечению жителей теплом (только на подготовку к следующему сезону ориентировочно потребуется 50 млн рублей в Кушве и 15 млн в Копейске), и прочие расходы, которых можно было бы избежать, прояви чиновники и кредиторы большую гибкость. Как тут не вспомнить знаменитую фразу бывшего премьер-министра Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

При этом в позиции кредиторов уже намечаются противоречия. Так, «Урал­энергосбыт» поддержал заявление и.о. конкурсного управляющего Антона Свистунова (его кандидатуру предложила именно эта компания) по частичной отмене решений последнего собрания кредиторов, в то время как «Уралсевергаз» и «Новатэк-Челябинск» возражали. Что же будет, когда дело дойдет до дележа активов?

Противоречия в позиции кредиторов могут привести к смене управляющего. По некоторым данным, с апреля обязанности будет исполнять Максим Блынских. «МК-Урал» попытался получить комментарии по ситуации вокруг банкротства «ПКП Синергия» как от действующего управляющего, так и от его возможного преемника. Максим Блынских, услышав вопрос, молча положил трубку. Антон Свистунов предложил направить ему письменный запрос. «МК-Урал» его подготовил, но ответа на момент выхода данного материала не получил.

Что делать?

Еще более важный вопрос: какими будут последствия банкротства «ПКП Синергия» для жителей Кушвы и Копейска? В обоих городах приходу концессионера предшествовало банкротство местных теплоснабжающих организаций: МУП «Теплосервис» в Кушве и одноименное ООО в Копейске.

Копейску в некотором отношении проще. Для города-спутника Челябинска с населением более 100 тысяч человек найти нового концессионера в отношении теплового комплекса будет немного легче. Но все равно для этого понадобится время, и кто будет вести подготовку к новому отопительному сезону в случае прекращения работы «ПКП Синергия», непонятно. Внесенные изменения в законодательство возлагают жесткую ответственность на муниципальные власти и теплоснабжающие организации за подготовку к отопительному сезону. Кто из руководителей проявит смелость включиться в процесс подготовки, не имея ни ресурсов, ни людей, ни условий для работы? И кто будет нести ответственность в случае банкротства или аварийных ситуаций?

Кроме того, придется выкупать котельные, построенные концессионером и принадлежащие ему на праве собственности. Маловероятно, что муниципалитет с дефицитным бюджетом сможет быстро найти требуемую сумму (это порядка 45 млн рублей), и ему придется обращаться за помощью к областному правительству, которое также работает в условиях бюджетного дефицита.

Любопытно, что программа «Большой ремонт 74», заявленная губернатором Челябинской области Алексеем Текслером, не учитывает данных затрат, а субсидии для погашения задолженности за ресурсы вряд ли вписываются в дефицитный бюджет региона.

Ситуация в Кушве, небольшом городе, отдаленном от областного центра, выглядит еще менее радужной. Вероятность того, что тепловое хозяйство заинтересует крупного федерального игрока, выглядит не очень высокой. «МК-Урал» обратился за комментариями к главе Кушвинского муниципального округа Михаилу Слепухину.

«Пока не прошло рассмотрение апелляции, говорить о том, что будет дальше, преждевременно, – пояснил Михаил Владимирович. – В любом случае будем проводить консультации с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области».

Учитывая ответ главы муниципалитета, мы обратились с вопросом к исполняющему обязанности министра Алексею Рубцову. До заключения под стражу главы ведомства Николая Смирнова именно он курировал вопросы, связанные с концессиями. Но Алексей Владимирович был лаконичен:

«К сожалению, мне нечего ответить по данному вопросу».

Возвращение к МУПу?

Как стало известно «МК-Урал», недавно первый заместитель главы Антон Чепрасов обратился к Антону Свистунову с предложением передать тепловой комплекс Кушвы в МУП «Торговый дом». Михаил Слепухин подтвердил, что соответствующий вариант действительно рассматривается.

Какие подводные камни есть у этого варианта? Прежде всего, стоит отметить, что МУП «Торговый дом», ранее занимавшийся сдачей в аренду муниципальной недвижимости, никогда не имел отношения к теплоэнергетике. Более того, данное предприятие уже давно находится в стадии ликвидации. И как данный процесс будет останавливаться, пока не знает и сам Михаил Слепухин.

«Наши юристы работают, ищут варианты», – ответил глава муниципального округа на соответствующий вопрос «МК-Урал».

Ликвидационную комиссию возглавляет Сергей Чичикало, ранее известный как руководитель управляющих компаний, входящих в коммунальную империю Бориса Жевлакова (подробнее можно прочитать здесь). «МК-Урал» обратился к ликвидатору МУПа за комментариями.

«Пока апелляция [по делу о расторжении концессии] не прошла, говорить не о чем», – сказал Сергей Чичикало. Что касается ликвидационного процесса, то этот вопрос, по словам Сергея Александровича, не находится в его компетенции и обращаться следует в администрацию.

Второй момент, который следует отметить, – сама по себе такая организационно-правовая форма, как МУП, является устаревшей. В России действует мораторий на создание новых унитарных предприятий, а сохранять старые можно только в ряде случаев. Например, в полуторамиллионном Екатеринбурге решено оставить только три МУПа: «Гортранс», «Екатеринбургский метрополитен» и «Водоканал».

Очевидно, что передача теплоснабжения в руки МУПу оставит город без внешних инвестиций. А, значит, строить новые котельные придется за счет бюджета, причем не Кушвы, а Свердловской области. А он, как и в соседней Челябинской, является дефицитным. Да и финансовая эффективность теплоснабжающего МУПа, как показывает печальный опыт «Теплосервиса», выглядит крайне сомнительной. И как бы через несколько лет жителям Кушвы не пришлось вспоминать еще одну фразу Виктора Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять».

И, наконец: уход из города концессионера грозит не только репутационными потерями для данной территории в глазах потенциальных инвесторов, но и выводами, которые могут сделать в руководстве области. Евгений Куйвашев, недавно ушедший с поста губернатора Свердловской области, в 2023 году указывал, что наличие концессионных соглашений будет использоваться как критерий эффективности работы муниципальных глав.

Маловероятно, что его преемник Денис Паслер придерживается иной позиции на данный счет. В бытность губернатором Оренбургской области Денис Владимирович также активно занимался внедрением механизмов концессии. Причем это происходило не только в сфере ЖКХ, но даже и в здравоохранении: Оренбуржье стало первым регионом России, заключившим концессионное соглашение для создания поликлиники. И думается, что в нынешней должности новый руководитель региона будет работать в том же ключе, а потому главам муниципальных образований стоит бережнее относиться к уже заключенным договорам концессии и создавать условия для заключения новых.

Что касается ситуации вокруг «ПКП Синергия», то решением проблем может стать мировое соглашение как с администрацией Кушвы, так и с кредиторами компании с учетом применения инструмента внешнего управления. Это позволит качественно и безопасно оказывать услуги населению и выполнять необходимые ремонты, повышая эффективность бизнеса. Гарантии сохранения работоспособности компании позволят бенефициарам привлечь необходимые ресурсы для выполнения мероприятий концессионного соглашения и обеспечить кредиторам погашение обязательств.

Источник информации:
Московский комсомолец
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...