ЖКХ Татарстана не спасти от коллапса без трат на сотни миллиардов

ЖКХ Татарстана не спасти от коллапса без трат на сотни миллиардов

Коммунальщики думают, как привлечь работников на предприятия, хотят запретить оплату ЖКУ наличными и ввести «индивидуальные» тарифы для домов.

«Заноза» на сотни миллиардов

«Какие в ЖКХ проблемы? Вся отрасль — одна большая проблема», — лаконично характеризует состояние дел один из опрошенных изданием экспертов. Говорят об этом и цифры: 200–300 миллиардов — такая сумма, по оценке раиса Татарстана Рустама Минниханова, нужна для решения коммунальных проблем в Татарстане. А мэр Казани Ильсур Метшин ранее и вовсе сравнивал износ сетей в российских городах с «зудящей занозой». В сентябре 2024 года руководство республики объявило о запуске программы модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры на 10 миллиардов рублей. Однако этой суммы явно недостаточно для решения всех проблем, вдобавок коммунальная отрасль столкнулась с серьёзным кадровым дефицитом, что ещё больше усугубило ситуацию.

Так, в «Водоканале» «Вечерней Казани» сообщили, что общий износ городских сетей водоснабжения превышает 70%. Каждый год дополнительно ветшает 70 километров сетей — это порядка 2% от общей протяженности всех сетей. Первоочередная потребность в ремонте сетей водоснабжения и водоотведения оценивается примерно в 53 миллиарда рублей, а с учетом модернизации насосных станций, водозаборов, зданий и сооружений превышает 127 миллиардов.

В 2024 году на инвестиционные программы муниципальных предприятий власти Татарстана выделили более 30 миллиардов рублей, больше всего среди всех регионов Поволжского федерального округа. В республике в прошлом году действовало 70 профильных программ: 24 в сфере тепловой энергии, 19 — водоснабжения, 17 — водоотведения, 7 — электроэнергетики, 3 — обращения с ТКО. За это время в Татарстане построили 56 километров и реконструировали 80 километров инженерных сетей. В текущем году на коммунальные инвестпрограммы потратят еще больше, 38 миллиардов рублей. При этом в республике свою инвестиционную программу имеют 46 ресурсоснабжающих организаций, почти половина от общего числа.

Инвестиционных программ коммунальных предприятий, особенно небольших, недостаточно для решения проблем износа сетей, а увеличивать тарифы за услуги нельзя — есть ограничения от государства, комментирует ситуацию экс-первый заместитель главы Минстроя Татарстана Алексей Фролов, до ухода со своего поста в сентябре 2024 года курировавший ЖКХ республики. Решать «денежные» проблемы коммунальщиков необходимо через субсидирование отрасли или пересмотр правил по предоставлению финансовой поддержки из федерального бюджета на профильные программы.

- У крупных предприятий, таких как «Татэнерго», «Казэнерго», «Водоканал», есть свои инвестиционные программы, которые им позволяют привлекать дополнительные федеральные источники финансирования. А у предприятий небольших, если инвестпрограммы и есть, то они незначительные, — констатирует Фролов.

Коммунальщики призвали на помощь цифровой рубль

При этом к радостным событиям для коммунальщиков можно отнести высокий уровень собираемости платежей. Директор АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов сообщил «Вечерней Казани», что по итогам 2024 года уровень собираемости платежей за ЖКУ составил 99,63%. Но сумму задолженности татарстанцев за энергию в компании раскрыть отказались, посчитав данную информацию конфиденциальной. Сулейманов отметил, что в республике стабильно растет энергопотребление — в последние десять лет темпы роста составили в среднем около трех процентов в год.

- Энергодефицит Республики Татарстан, конечно, не грозит. Однако иногда энергия в республику приходит по линиям электропередачи от станций, расположенных в других регионах. Так устроен энергетический рынок, он подбирает для поставки более дешевое предложение, — объясняет директор «Татэнергосбыта».

В Госкомитете Татарстана по тарифам нашему изданию рассказали, что, например, по теплоснабжению на 2025 год за счет тарифов финансируется порядка 52% расходов. Остальные источники — плата за техническое присоединение, реализации пара промышленным потребителям. Размер поступлений от тарифов в муниципальных районах зависит от объемов выработки тепловой энергии и охвата населения услугами отопления, поэтому финансирование, например, в крупных городах будет больше, чем в малых городах и сельской местности, обращают внимание в ведомстве.

К веянию времени можно отнести и пристальное внимание контролирующих ведомств (прежде всего республиканской Госжилинспекции) к управляющим компаниям. Например, директора УК Вахитовского района за 2024 год и неполных два месяца текущего года уже успели оштрафовать семь раз, в последний раз коммунальщиков оштрафовали на 55 тысяч рублей за игнорирование жалоб жителей. А директора УК «Заречье» за три последних месяца 2024 года привлекли к административной ответственности пять раз, ему назначили штрафов более чем на 200 тысяч рублей. В этом году в жилинспекции, судя по всему, останавливаться не собираются, в ведомстве объявили о намерении добиться дисквалификации руководителя УК «Уютный дом».

- Это политика нового руководителя жилищной инспекции [Александра Тыгина]. Появился новый руководитель, новую команду формирует, и, исходя из этого, он уже реализует свои подходы, — комментирует возросшую активность ГЖИ в отношении управляющих компаний экс-первый заместитель главы Минстроя Татарстана Фролов.

Также в ГЖИ считают необходимым перейти исключительно на безналичную оплату ЖКУ. Как пояснили «Вечерней Казани» в ведомстве, возможность оплаты за жилищно-коммунальные услуги исключительно безналичным расчетом («цифровым рублем») продиктована временем, а также необходимостью обеспечить прозрачность платежей.жилищно-коммунальные услуги. Также в ГЖИ отметили, что идея по введению исключительно безналичной оплаты за коммунальные услуги - это совместная позиция инспекции и Госкомитета Татарстана по тарифам. Помимо этого, представители Госжилинспекции считают необходимым устанавливать тарифы в зависимости от характеристик домов.

«Устанавливаемые тарифы зачастую не учитывают характеристики каждого многоквартирного дома, а также не включают все расходы, необходимые для надлежащего содержания общего имущества в конкретном МКД», — отметили в ГЖИ Татарстана.

«У управляющих компаний нет печатного станка денег. Например, на ремонт нужно два миллиона рублей, а у жителей этого дома на специальном счете только 500 тысяч. Откуда брать остальные деньги? Только за счет перекрестного распределения, когда за счет денег с других домов», — говорит председатель экспертного совета при комитете Госсовета Татарстана по жилищной политике и инфраструктурному развитию, бывший руководитель республиканского ГЖИ Сергей Крайнов. По своей юридической форме УК относят к ООО, коммерческим организациям, главная цель которых — извлечение прибыли. «Основная задача УК должна быть не получение прибыли, а качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг. Это разные вещи. И здесь, на мой взгляд, действующий Жилищный кодекс не отвечает требованиям времени. УК деньги собрала, куда она потратила, как она потратила, никто не проверяет», — подытожил собеседник «Вечерней Казани». При этом Крайнов обращает внимание, что большинство местных управляющих компаний работают честно.

Признает преимущества УК как формы управления многоквартирным домом ялен научно-экспертного совета при комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Михаил Застела. Организовать ТСЖ в старом доме советской постройки — значит обречь жителей на жалкое существование, у них просто не хватит денег и компетенций, чтобы обслуживать такие дома. А малоэтажные постройки было бы уместно передать под управление муниципалитета, ведь обслуживать их управляющим компаниям невыгодно.

Нерентабельные дома для УК

Еще одна «ахиллесова пята» коммунальной сферы — низкие зарплаты и, как следствие, миграция специалистов в другие отрасли. Нехватка работников пагубно сказывается на эксплуатации объектов коммунального хозяйства. «Больше всего ощущается нехватка младшего инженерного состава и специалистов, таких как сварщики, электрики, слесари, сантехники», — подчеркивает экс-замруководителя Минстроя. Привлекать сотрудников собеседник издания предлагает комплексными мерами: в больших городах, таких как Казань и Набережные Челны, коммунальным специалистам нужно помогать с жильем.

Наблюдается нехватка слесарей, сантехников, кровельщиков и отделочников, рассказывает директор УК «БРИОР+К» (компания обслуживает 66 домов) Каусария Матросова. «Когда началось строительство татарстанского отрезка трассы М-12, многие механизаторы ушли туда, ведь зарплата там выше». Сейчас сантехники, работающие с ее УК, получают до 75 тысяч рублей, сварщики — 65 тысяч рублей, механизаторы — от 75 до 95 тысяч рублей.

«Жилищная отрасль у нас не рассматривается как отрасль экономики. Нас только ругают, там плохо, тут плохо, но все забывают, что мы круглые сутки несем ответственность!» — рассказывает Матросова о «боли» коммунальщиков.

При этом представители УК считают , что среди всех организаций, управляющих многоквартирными домами, их организации проверяют больше все. По законодательству к УК выдвигается большое количество требований, а к тем же ТСЖ внимания со стороны ведомств гораздо меньше, обращает внимание Матросова. Ощутил возросшее внимание ведомств к управляющим компаниям и директор управляющей компании «ЖКХ Гвардейская» Степан Королев. Но претензий касательно проверок директор коммунальной организации к ГЖИ не имеет. При этом он отмечает, что управляющим компаниям невыгодно заниматься обслуживанием домов высотой до пяти этажей. Сборы с таких домов невелики, а затраты на их содержание значительно выше, объясняет собеседник. Поэтому представители отрасли неоднократно обращались к властям с просьбой субсидировать обслуживание высотой до пяти этажей, однако пока эти просьбы остаются без внимания.

Источник информации:
evening-kazan.ru
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...