Коммунальщики думают, как привлечь работников на предприятия, хотят запретить оплату ЖКУ наличными и ввести «индивидуальные» тарифы для домов.
«Заноза» на сотни миллиардов
«Какие в ЖКХ проблемы? Вся отрасль — одна большая проблема», — лаконично характеризует состояние дел один из опрошенных изданием экспертов. Говорят об этом и цифры: 200–300 миллиардов — такая сумма, по оценке раиса Татарстана Рустама Минниханова, нужна для решения коммунальных проблем в Татарстане. А мэр Казани Ильсур Метшин ранее и вовсе сравнивал износ сетей в российских городах с «зудящей занозой». В сентябре 2024 года руководство республики объявило о запуске программы модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры на 10 миллиардов рублей. Однако этой суммы явно недостаточно для решения всех проблем, вдобавок коммунальная отрасль столкнулась с серьёзным кадровым дефицитом, что ещё больше усугубило ситуацию.
Так, в «Водоканале» «Вечерней Казани» сообщили, что общий износ городских сетей водоснабжения превышает 70%. Каждый год дополнительно ветшает 70 километров сетей — это порядка 2% от общей протяженности всех сетей. Первоочередная потребность в ремонте сетей водоснабжения и водоотведения оценивается примерно в 53 миллиарда рублей, а с учетом модернизации насосных станций, водозаборов, зданий и сооружений превышает 127 миллиардов.
В 2024 году на инвестиционные программы муниципальных предприятий власти Татарстана выделили более 30 миллиардов рублей, больше всего среди всех регионов Поволжского федерального округа. В республике в прошлом году действовало 70 профильных программ: 24 в сфере тепловой энергии, 19 — водоснабжения, 17 — водоотведения, 7 — электроэнергетики, 3 — обращения с ТКО. За это время в Татарстане построили 56 километров и реконструировали 80 километров инженерных сетей. В текущем году на коммунальные инвестпрограммы потратят еще больше, 38 миллиардов рублей. При этом в республике свою инвестиционную программу имеют 46 ресурсоснабжающих организаций, почти половина от общего числа.
Инвестиционных программ коммунальных предприятий, особенно небольших, недостаточно для решения проблем износа сетей, а увеличивать тарифы за услуги нельзя — есть ограничения от государства, комментирует ситуацию экс-первый заместитель главы Минстроя Татарстана Алексей Фролов, до ухода со своего поста в сентябре 2024 года курировавший ЖКХ республики. Решать «денежные» проблемы коммунальщиков необходимо через субсидирование отрасли или пересмотр правил по предоставлению финансовой поддержки из федерального бюджета на профильные программы.
- У крупных предприятий, таких как «Татэнерго», «Казэнерго», «Водоканал», есть свои инвестиционные программы, которые им позволяют привлекать дополнительные федеральные источники финансирования. А у предприятий небольших, если инвестпрограммы и есть, то они незначительные, — констатирует Фролов.
Коммунальщики призвали на помощь цифровой рубль
При этом к радостным событиям для коммунальщиков можно отнести высокий уровень собираемости платежей. Директор АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов сообщил «Вечерней Казани», что по итогам 2024 года уровень собираемости платежей за ЖКУ составил 99,63%. Но сумму задолженности татарстанцев за энергию в компании раскрыть отказались, посчитав данную информацию конфиденциальной. Сулейманов отметил, что в республике стабильно растет энергопотребление — в последние десять лет темпы роста составили в среднем около трех процентов в год.
- Энергодефицит Республики Татарстан, конечно, не грозит. Однако иногда энергия в республику приходит по линиям электропередачи от станций, расположенных в других регионах. Так устроен энергетический рынок, он подбирает для поставки более дешевое предложение, — объясняет директор «Татэнергосбыта».
В Госкомитете Татарстана по тарифам нашему изданию рассказали, что, например, по теплоснабжению на 2025 год за счет тарифов финансируется порядка 52% расходов. Остальные источники — плата за техническое присоединение, реализации пара промышленным потребителям. Размер поступлений от тарифов в муниципальных районах зависит от объемов выработки тепловой энергии и охвата населения услугами отопления, поэтому финансирование, например, в крупных городах будет больше, чем в малых городах и сельской местности, обращают внимание в ведомстве.
К веянию времени можно отнести и пристальное внимание контролирующих ведомств (прежде всего республиканской Госжилинспекции) к управляющим компаниям. Например, директора УК Вахитовского района за 2024 год и неполных два месяца текущего года уже успели оштрафовать семь раз, в последний раз коммунальщиков оштрафовали на 55 тысяч рублей за игнорирование жалоб жителей. А директора УК «Заречье» за три последних месяца 2024 года привлекли к административной ответственности пять раз, ему назначили штрафов более чем на 200 тысяч рублей. В этом году в жилинспекции, судя по всему, останавливаться не собираются, в ведомстве объявили о намерении добиться дисквалификации руководителя УК «Уютный дом».
- Это политика нового руководителя жилищной инспекции [Александра Тыгина]. Появился новый руководитель, новую команду формирует, и, исходя из этого, он уже реализует свои подходы, — комментирует возросшую активность ГЖИ в отношении управляющих компаний экс-первый заместитель главы Минстроя Татарстана Фролов.
Также в ГЖИ считают необходимым перейти исключительно на безналичную оплату ЖКУ. Как пояснили «Вечерней Казани» в ведомстве, возможность оплаты за жилищно-коммунальные услуги исключительно безналичным расчетом («цифровым рублем») продиктована временем, а также необходимостью обеспечить прозрачность платежей.жилищно-коммунальные услуги. Также в ГЖИ отметили, что идея по введению исключительно безналичной оплаты за коммунальные услуги - это совместная позиция инспекции и Госкомитета Татарстана по тарифам. Помимо этого, представители Госжилинспекции считают необходимым устанавливать тарифы в зависимости от характеристик домов.
«Устанавливаемые тарифы зачастую не учитывают характеристики каждого многоквартирного дома, а также не включают все расходы, необходимые для надлежащего содержания общего имущества в конкретном МКД», — отметили в ГЖИ Татарстана.
«У управляющих компаний нет печатного станка денег. Например, на ремонт нужно два миллиона рублей, а у жителей этого дома на специальном счете только 500 тысяч. Откуда брать остальные деньги? Только за счет перекрестного распределения, когда за счет денег с других домов», — говорит председатель экспертного совета при комитете Госсовета Татарстана по жилищной политике и инфраструктурному развитию, бывший руководитель республиканского ГЖИ Сергей Крайнов. По своей юридической форме УК относят к ООО, коммерческим организациям, главная цель которых — извлечение прибыли. «Основная задача УК должна быть не получение прибыли, а качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг. Это разные вещи. И здесь, на мой взгляд, действующий Жилищный кодекс не отвечает требованиям времени. УК деньги собрала, куда она потратила, как она потратила, никто не проверяет», — подытожил собеседник «Вечерней Казани». При этом Крайнов обращает внимание, что большинство местных управляющих компаний работают честно.
Признает преимущества УК как формы управления многоквартирным домом ялен научно-экспертного совета при комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Михаил Застела. Организовать ТСЖ в старом доме советской постройки — значит обречь жителей на жалкое существование, у них просто не хватит денег и компетенций, чтобы обслуживать такие дома. А малоэтажные постройки было бы уместно передать под управление муниципалитета, ведь обслуживать их управляющим компаниям невыгодно.
Нерентабельные дома для УК
Еще одна «ахиллесова пята» коммунальной сферы — низкие зарплаты и, как следствие, миграция специалистов в другие отрасли. Нехватка работников пагубно сказывается на эксплуатации объектов коммунального хозяйства. «Больше всего ощущается нехватка младшего инженерного состава и специалистов, таких как сварщики, электрики, слесари, сантехники», — подчеркивает экс-замруководителя Минстроя. Привлекать сотрудников собеседник издания предлагает комплексными мерами: в больших городах, таких как Казань и Набережные Челны, коммунальным специалистам нужно помогать с жильем.
Наблюдается нехватка слесарей, сантехников, кровельщиков и отделочников, рассказывает директор УК «БРИОР+К» (компания обслуживает 66 домов) Каусария Матросова. «Когда началось строительство татарстанского отрезка трассы М-12, многие механизаторы ушли туда, ведь зарплата там выше». Сейчас сантехники, работающие с ее УК, получают до 75 тысяч рублей, сварщики — 65 тысяч рублей, механизаторы — от 75 до 95 тысяч рублей.
«Жилищная отрасль у нас не рассматривается как отрасль экономики. Нас только ругают, там плохо, тут плохо, но все забывают, что мы круглые сутки несем ответственность!» — рассказывает Матросова о «боли» коммунальщиков.
При этом представители УК считают , что среди всех организаций, управляющих многоквартирными домами, их организации проверяют больше все. По законодательству к УК выдвигается большое количество требований, а к тем же ТСЖ внимания со стороны ведомств гораздо меньше, обращает внимание Матросова. Ощутил возросшее внимание ведомств к управляющим компаниям и директор управляющей компании «ЖКХ Гвардейская» Степан Королев. Но претензий касательно проверок директор коммунальной организации к ГЖИ не имеет. При этом он отмечает, что управляющим компаниям невыгодно заниматься обслуживанием домов высотой до пяти этажей. Сборы с таких домов невелики, а затраты на их содержание значительно выше, объясняет собеседник. Поэтому представители отрасли неоднократно обращались к властям с просьбой субсидировать обслуживание высотой до пяти этажей, однако пока эти просьбы остаются без внимания.