В течение трех лет штрафы за перевес для мусоровозов начисляться не будут, закон о введении моратория был принят в Госдуме в третьем чтении. Сейчас конструкция российских мусоровозов не позволяет распределить перевозимый груз по шасси автомобиля в пропорциях, позволяющих избежать санкций, констатировали авторы законопроекта. Временная отмена штрафов, которые доходят до 400 тыс. рублей, позволит региональным операторам по обращению с твердыми бытовыми отходами избежать банкротств, а также даст время на изменение конструкции большегрузной техники, полагают эксперты. О том, повлияет ли мораторий на состояние дорог в регионах и как будет модернизироваться парк мусоровозов, — в материале «Известий».
В Госдуме 25 февраля приняли сразу во втором и третьем чтениях закон о движении по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов (ТКО). Он вводит мораторий на штрафы для таких транспортных средств. Размер санкций, согласно КоАП, сейчас составляет 250–400 тыс. рублей.
Авторы поправок констатировали, что сейчас ТКО, в частности ветки, строительный мусор и отходы от жилищ, невозможно разместить, не превысив нагрузку на ось автомобиля — это особенность конструкции мусоровозов. А движение по дорогам сейчас запрещено с перегрузом свыше 10% от допустимой массы машины или если нагрузка на ось превышает этот показатель. Уменьшение же объема перевозимых отходов или покупка специализированной техники меньшего объема повлекут существенное увеличение издержек региональных операторов по обращению с ТКО и увеличение стоимости услуг по вывозу отходов для населения и юридических лиц в несколько раз, следует из пояснительной записки к документу.
«По оценке Минприроды и Российского экологического оператора, размер средств, необходимых для замены всех мусоровозов с двумя осями, составляет 120 млрд рублей единоразово или порядка 40 млрд рублей ежегодно в случае использования механизмов лизинга», — говорится в пояснительной записке.
Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с ППК «РЭО» и при содействии Минтранса России провел исследование, по итогам которого выяснили, что в ряде регионов превышения нагрузки на ось у мусоровозов касаются 70% таких автомобилей.
Показательна история и томского регионального оператора «Спецавтохозяйство города Томска». В прошлом году губернатор Томской области Владимир Мазур направил 50 млн на вывоз мусора в городе. В августе того же года на заседании комитета городского хозяйства городской думы заммэра Томска по благоустройству Николай Глебович сообщил, что эти средства пойдут на погашение долгов перед субподрядчиками «Спецавтохозяйства». Но значительные убытки компания несла и из-за постоянных штрафов от автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств на дороге Томск – Мариинск, через который большегрузы следуют на мусорный полигон. За месяц их размер мог составлять до 4 млн рублей.
Зампред комитета Госдумы по экологии Александр Коган пояснил, что конструкция таких машин включает прессующее оборудование, а в состав отходов входят как легкие, так и тяжелые фракции, что делает равномерное распределение груза практически невыполнимой задачей — из-за объективных особенностей самого транспортного средства.
— С октября 2024 года автоматические пункты весогабаритного контроля начали штрафовать перевозчиков на суммы до 400 тыс. рублей за каждое нарушение. Без моратория региональные операторы могли бы массово обанкротиться, что привело бы к завалам мусора на улицах городов, — сказал он.
Депутат Госдумы, член комитета по строительству и ЖКХ и один из авторов поправок Александр Якубовский также отметил, что штрафов при использовании отечественных мусоровозов избежать невозможно.
— Превышается допустимая нагрузка на заднюю ось, что обусловлено чисто конструктивными решениями самой техники, то есть нужно менять все двухосные отечественные мусоровозы, — сказал он «Известиям».
Одновременно с принятием закона его обсудили в этот же день на заседании двух комитетов Совета Федерации. Так, на заседании комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию отмечалось, что Минпромторг за время моратория проведет анализ и представит предложения по производству мусоровозов, не нарушающих законодательство. «Известия» направили в ведомство запрос с просьбой подтвердить эти планы и сообщить сроки разработки предложений.
А председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, экс-глава Калужской области Анатолий Артамонов на заседании этого комитета заявил, что «на своей практике никогда не запрещал движение большегрузных автомобилей по региональным дорогам за исключением транзитных».
— Я считаю, что ограничения по грузоподъемности не всегда совпадают с нагрузкой на ось, — сказал он. — Проедут два «КамАЗа», которые будут везти 5–7 т, или проедет один большегруз. Кто из них больше разобьет дорогу? Никто этих исследований не проводил. Надо строить хорошие дороги, чтобы ничего не запрещать.
Мораторий — это компромисс между сохранением дорог и стабильностью работы сферы обращения с ТКО, отметил Александр Коган.
— Однако его эффективность зависит от того, удастся ли за три года создать новую технику, — сказал он. — Если задача не будет решена, проблема перерастет в хроническую, а штрафы снова станут угрозой для сферы обращения с ТКО. Важно, что данная «передышка» должна стать толчком для системных изменений. Властям, бизнесу и производителям предстоит доказать, что три года — достаточный срок для перезагрузки отрасли.
Депутат подтвердил, что разработкой предложений по модернизации парка будет заниматься Минпромторг совместно с производителями мусоровозов.
— Должны быть разработаны новые оптимальные модели ТС для транспортировки отходов. Так чтобы и дороги были целы, и транспортные средства с ТКО не были вынуждены ездить полупустыми, чтобы вписываться в нормативы нагрузки на ось, — сказал он.
В ходе обсуждения законопроекта на пленарном заседании в Госдуме депутат от фракции ЛДПР Ярослав Нилов выразил опасение, что за три года пострадают муниципальные дороги из-за несоблюдения нагрузок на оси мусоровозов.
— Сейчас есть случаи, что скорая помощь не везде может проехать и больных зачастую тащат на носилках до кареты, — добавил он. — Это будет лишь усугубление существующей ситуации.
В то же время депутат признал, что проблема с вывозом мусора социально чувствительная и если ею не заниматься, то загрязненные участки будут привлекать бездомных животных, которые могут сбиваться в стаи, что будет представлять опасность для населения.
Но, согласно исследованиям, на которые опирались авторы при подготовке закона, подавляющее число мусоровозов не превышает допустимую нагрузку, если брать ее в комплексе, сказал «Известиям» депутат Госдумы Александр Якубовский.
— Решая эту задачу, мы дали отрасли временную отсрочку на три года, которые участники рынка должны потратить на модернизацию своей техники, — добавил он. — Таким образом мы решим задачу по сохранению дорог и создадим условия для обновления технического парка сферы ТКО, но и сделаем это не радикально, без рукотворного коллапса в отрасли вывоза отходов.
Несмотря на то что такие нововведения могут помочь в краткосрочной перспективе, в долгосрочной они могут обострить ситуацию, поскольку несоблюдение нагрузки на оси продолжит разрушать дороги, считает автоэксперт Юлия Милославская.
— Проблема перегрузки существует не только у мусоровозов, но и у других типов техники, занимающейся вывозом и транспортировкой различных материалов, — отметила она.
По ее словам, если не учесть в коррекции законодательства и другие формы коммунального транспорта, то это создаст несбалансированную ситуацию, когда лишь один вид служебных автомобилей получает временные преференции, не решая общей проблемы перегрузов на дорогах.