Прошедший год запомнился не только международными событиями, но и ростом коммунальных тарифов. В новом году грядет очередной сезон их повышения. Высокий НДС, низкие зарплаты коммунальщиков и рост стоимости газа — вот неполный список причин.
Как это было
В прошлом году уже традиционно в начале июля в Татарстане тарифы на коммунальные услуги выросли — на 15,7 процента. Индексная планка колебалась в зависимости от регионов и их особенностей. Самый низкий индекс был установлен для Республики Хакасии, а самый высокий — для Забайкальского края. При этом в Марий Эл, Крыму, Коми и Якутии тарифы выросли лишь на 9,5 процента.
Для сравнения, в июле прошлого года в Татарстане стоимость тепловой энергии выросла на 10,8 процента, а водоотведения — на 15,7 процента.
В 2023 году тарифы не менялись, поэтому накопились экономические издержки, которые необходимо купировать. Логика простая. Основным фактором увеличения тарифа в предыдущем году был рост минимального размера оплаты труда (МРОТ), ведь, по словам председателя Госкомитета республики по тарифам Александра Груничева, ставки по зарплатам работников сферы ЖКХ рассчитываются исходя из МРОТ, а он индексируется.
Тем более ведомство стремится довести средний уровень зарплат на предприятиях сферы ЖКХ до средних значений по району или даже выше. Это нужно для привлечение новых рабочих кадров в сферу, в которую на момент прошлого года мало кто стремился идти. Точно такие же цели ведомство ставило и на 2023 год, и, безусловно, поставит на этот.
Среди причин повышения тарифов тогда блистал рост издержек производителей и поставщиков, которые, в свою очередь, росли из-за инфляции. А также расходы на модернизацию энергосистем, ремонт сетей и инфраструктуры ЖКХ. Ведь без этих необходимых манипуляций происходит износ и повышается аварийность, особенно в осенне-зимний период.
По мнению директора по стратегии ИК «Финам» Ярослава Кабакова, в прошлом году среднее повышение тарифов на ЖКУ составило 9,8 процента, что связано с ростом цен на энергоносители.
- А коммунальные сети требуют значительных инвестиций для ремонта и обновления, так как средний износ инфраструктуры достигает 40 процентов, а в некоторых регионах — 80 процентов, — отметил Кабаков.
Интересно, что, по словам Груничева, ресурсоснабжающие организации благодаря ремонтам на местах могут «накидывать» за него компенсации, отчего в платежках тарифы могут разниться. Все на благо ремонта тепловых сетей.
При этом стабильной причиной удорожания стал и рост стоимости газа в рамках реализации программы социальной газификации в новых российских регионах.
Коммунальные счета на вес золота
С первого июля этого года в Татарстане платежи могут максимально вырасти на 17,5–22,3 процента, и это не предел. К тому же все основные прошлогодние факторы роста коммунальных тарифов остались и в новом году. По мнению Кабакова, в этом году рост тарифов в республике будет в рамках 11,9 процента. Но нужно учитывать и предполагаемые экономические факторы 2025 года, которые еще не проявились.
Характерным явлением стал факт того, что тариф на тепло опережает инфляцию в два раза, ведь она в республике, по данным Центробанка, находится на уровне 8,8 процента. И это не может не вызывать вопросов. При этом самые высокие индексные значения поставлены в 39 населенных пунктах, среди которых и Казань с Набережными Челнами.
Со слов Груничева, несмотря на то что цифры кажутся очень значительными, тариф мог быть еще выше, но обошлось.
- Заявки крупных ресурсоснабжающих организаций на этот год были с ростом практически в два раза от существующих тарифов, — отметил Груничев.
Но самым возмутительным фактом для большинства татарстанцев стал рост тарифа на тепло. Ведь по подписанному ранее указу раиса Татарстана Рустама Минниханова, тариф в этом направлении вырастет на 22 процента, это почти три тысячи рублей за гигакалорию.
Эксперты сходятся во мнении о причинах роста тарифов в этом году. Кабаков вместе с аналитиком компании «Цифра брокер» Кириллом Клементьевым отмечают, что рост обусловлен все теми же факторами, что и в прошлом году — кадровым голодом, инфляцией, удорожанием энергоресурсов, увеличением затрат на обслуживание инфраструктуры и модернизацию коммунальных сетей. Здесь никаких сюрпризов.
- Также свою роль играют санкции, увеличившие стоимость оборудования и материалов для ЖКХ. Еще одна причина — низкая эффективность управления коммунальным хозяйством, — считает Клементьев.
Прошлогодние экономические причины снова ворвутся в платежки простых жителей республики, ведь последствия инфляции будут заметны еще несколько лет. А пока о снижении как ключевой ставки, так и коммунальных тарифов говорить не приходится.
На дешевую «коммуналку» рассчитывать не стоит
Предпосылок для снижения коммунальных тарифов нет. По мнению Кабакова, снижение тарифов возможно только при улучшении экономической ситуации, стабилизации цен на энергоносители и успешной модернизации профильной инфраструктуры .
- Однако в ближайшее время такие предпосылки отсутствуют. Для снижения размера коммунальных тарифов государство может внедрять меры по энергосбережению и повышению эффективности, например, через установку многотарифных электросчетчиков, что поможет снизить затраты на электроэнергию, — уточняет Кабаков.
А также, с его слов, следует обратить внимание на то, насколько качественно и оперативно республика проводит модернизацию коммунальных сетей, ведь прошлогодние инвестиции в обновления уже позволяют снизить потери и улучшить качество коммунальных услуг. И, возможно, в следующем году не придется закладывать расходы на реконструкцию, что поможет в снижении затрат.
В прошлом году система мониторинга объектов ЖКХ уже сократила число аварий на треть, что способствовало уменьшению расходов на ремонт.
- В ближайшей перспективе предпосылок для снижения тарифов нет. Модернизация коммунальной инфраструктуры и рост цен на энергоресурсы продолжат оказывать давление на расходы. Однако государство вводит меры, ограничивающие темпы роста тарифов, что может снизить их влияние на население, но на сколько — покажет время, — заявил Клементьев.
В итоге перспективным механизмом по снижению тарифов на сегодняшний день является повышение энергоэффективности и внедрение технологий энергосбережения. А если исходить из того, что уже предпринимает государство, то наиболее известными стали меры по субсидированию затрат малоимущих граждан, а также установлению предельных индексов роста тарифов.