Проблемы в ЖКХ копились годами - Ильшат Шагиахметов

Проблемы в ЖКХ копились годами - Ильшат Шагиахметов

В отрасли требуется учет, потому что нельзя улучшить то, что невозможно измерить, рассказал глава Фонда развития территорий.

Фонд развития территорий является оператором многих программ, которые направлены на развитие регионов. Сейчас они завершаются вместе с нацпроектом "Жилье и городская среда". О результатах этой работы и планах на будущее в интервью "Интерфаксу" рассказал гендиректор Фонда Ильшат Шагиахметов.

Расскажите о реализации программы расселения аварийного жилья. Изначально программой ставились довольно большие цели, удалось ли их достичь?

Шестилетний этап программы выполнен с превышением показателей более чем на 32% – по количеству граждан, переехавших из аварийных домов, и по площади расселенного аварийного жилья. Всего в 2019-2024 годы мы планировали расселить 9,97 млн кв. м и улучшить условия проживания для 560,83 тыс. человек. На сегодня в целом по России благодаря текущему нацпроекту из непригодных для проживания домов площадью более 13 млн кв.м переехали более 780 тыс. человек.

Большая часть домов, включенных в действующую программу переселения, была признана аварийными до января 2017 года. Сейчас основной объем этого жилья уже расселен, а 29 регионов, которые в числе первых справились с этой задачей, приступили к расселению домов, признанных аварийными с 2017 по 2022 год. Благодаря этому жилищные условия улучшили почти 50 тыс. человек, которые изначально не были включены в программу.

- Сейчас обсуждается изменение условий программы расселения аварийного жилья. Можете рассказать поподробнее о новых правилах?

Действительно, со следующего года изменятся подходы к расселению аварийного жилищного фонда. В числе ключевых нововведений – предлагается изменить порядок расчета возмещения, выплачиваемого за квартиру в аварийном доме. Возмещение будет формироваться с учетом оценки стоимости земельного участка под аварийным домом за вычетом затрат, необходимых на его снос.

Очень важный момент – предлагается убрать ограничения для включения домов в программу по дате признания их аварийными. Раньше возникали ситуации, когда дом, имеющий угрозу обрушения, был поздно признан аварийным и не попал в программу переселения. По новым правилам такой дом можно будет расселить незамедлительно.

С участниками программы будет работать региональный оператор. Регоператор будет выполнять функции заказчика, сможет строить и покупать жилье, чтобы передать квартиры участникам программы. Также региональный оператор сможет использовать землю из-под аварийных домов для строительства жилья для переселяемых граждан. Все вместе эти механизмы помогут снизить стоимость жилья для программы переселения.

Традиционно непростая тема – модернизация ЖКХ. Расскажите об этой работе?

Проблемы в этой сфере копились годами, и зачастую дело обходилось лишь небольшими ремонтами. А так столь сложную задачу точно не решить. При этом, крайне важен учет, ведь невозможно улучшить то, что нельзя измерить.

Важно, чтобы была полная статистика, мы ведем эту работу, и на базе нашей автоматизированной информационной системы (АИС ФРТ) делаем полную детализацию. Исходя из этого сложится полная картина, но уже сейчас данных достаточно, чтобы видеть, на каких объектах нужно проводить работы и определить приоритеты.

ФРТ выступает федеральным оператором целого ряда программ модернизации. Это, например, программа с привлечением льготного займа за счет средств Фонда национального благосостояния, стартовавшая в 2022 году. На сегодня по этой программе ввели в эксплуатацию более 1,1 тыс. км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также более 200 котельных, водозаборов, канализационных насосных станций, очистных сооружений и других объектов.

С 2023 года реализуется еще одна программа, по которой регионам выделяется финансовая поддержка из федерального бюджета на модернизацию ЖКХ. Также Фонд выступает оператором механизмов инфраструктурных бюджетных (ИБК) и специальных казначейских (СКК) кредитов. Ожидаем, что по итогам года показатели по всем этим программам еще увеличатся – в регионах продолжают активно вводить объекты.

- Какие задачи по модернизации коммунальной инфраструктуры будут решаться в первую очередь в новом нацпроекте?

Президент России поставил задачу к 2030 году улучшить качество коммунальных услуг для 20 млн человек. Для достижения этой цели мы готовим комплексную программу модернизации коммунальной инфраструктуры. Совместно с регионами провели серьезную работу. В АИС ФРТ уже сформировали базу всех ключевых элементов коммунальной инфраструктуры. Туда вошли 240 тыс. объектов, около 1 млн км инженерных сетей и порядка 12 тыс. ресурсоснабжающих организаций. На сегодня это максимально полная база по всем объектам ЖКХ в стране. Именно на основе этих сведений будет вестись работа по модернизации в предстоящие шесть лет.

К настоящему времени в комплексный план модернизации коммунальной инфраструктуры субъектами РФ заявлена потребность в реализации порядка 39 тыс. мероприятий до 2030 года. Это серьезные объемы, и модернизация объектов будет идти в приоритетном порядке – сначала там, где это необходимо сделать в первую очередь.

- Предусмотрено ли для этого достаточное финансирование?

Всего на выполнение этих задач будет направлено 4,5 трлн рублей. Часть средств – это прямое бюджетное финансирование по программе модернизации коммунальной инфраструктуры. Как я уже сказал, будет продолжена программа ИБК, и не менее 50% ее финансирования будет направлено именно на модернизацию ЖКХ – не менее 750 млрд рублей из 1,5 трлн. Также предусмотрено внебюджетное финансирование. Кроме того, прорабатываются меры по повышению инвестиционного потенциала отрасли.

- В продолжение разговора об инфраструктурных бюджетных и специальных казначейских кредитах. Этот инструмент появился не так давно, какие он дает результаты?

Эти механизмы были запущены в 2021 и 2023 годах соответственно и, надо сказать, оказались очень востребованы регионами. За эти годы с использованием ИБК и СКК удалось ввести более 400 инфраструктурных объектов, в регионы страны поставили более 7,7 тыс. различных видов транспорта от большого до малого класса вместимости – автобусы, троллейбусы, электробусы, трамваи и вагоны метро.

- Скажите, а что за объекты строятся на эти средства?

Львиная доля всех проектов приходится на обновление и строительство коммунальных объектов. Это позволяет обеспечивать жилые дома, больницы, садики и школы более стабильным теплом, водой и системами канализации. На сегодняшний день благодаря программам ИБК и СКК качество коммунальных услуг улучшилось для 8,4 млн россиян.

Помимо этого, средства ИБК и СКК направляются на модернизацию социальных и туристических объектов. Другая, отрасль, где бюджетные кредиты активно используются – дорожная. Например, с привлечением средств ИБК построили обход Тольятти протяженностью почти 100 км в Самарской области. Также в Туле осенью запустили движение по новому мосту через реку Упу, в Татарстане дан старт движению по реконструированному участку Горьковского шоссе в Казани и новому участку дороги "Большой Зеленодольск".

На что еще хотел бы обратить внимание. Такая работа не только создает комфортные условия для проживания людей, но и имеет мультипликативный эффект. Новая инфраструктура позволяет запускать инвестиционные проекты и тем самым стимулировать развитие смежных отраслей. Например, проекты ИБК и СКК уже поспособствовали вводу более 24,8 млн кв. м жилья в регионах, созданию более 130,7 тыс. рабочих мест, а также привлекли в экономику почти 2,6 трлн рублей внебюджетных средств.

Источник информации:
Интерфакс Россия
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...