Депутат Госдумы рассказала, поднимут ли коммунальные тарифы.
Стала известна сумма, которую потратят на развитие ЖКХ Екатеринбурга до 2045 года. 1 триллион 94 миллиарда рублей — столько обозначено в программе «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры». На прошлой неделе программу утвердил мэр Алексей Орлов.
Триллион рублей — это больше двух годовых бюджетов всей Свердловской области на 2025 год. На эти средства в мэрии предполагают улучшить коммунальную инфраструктуру, необходимую в снабжении водой и теплом, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении и в обращении с твердыми отходами.
Городские и областные чиновники не раз говорили, как изношены коммуникации в ЖКХ. При этом нагрузка на них растет, потому что в Екатеринбурге строят новые районы. Ранее мы перечислили главные проблемы жилищно-коммунального комплекса города.
Но есть нюанс: пока в мэрии не знают, где взять 70% средств, которые, по их подсчетам, необходимы на спасение коммунального хозяйства.
Чиновники из Региональной энергокомиссии и областного министерства за последние недели несколько раз выступили с заявлениями о росте коммунальных платежей. Если этого роста не допускать, то случится коллапс, предупредил министр ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
Существенного изменения тарифов в Свердловской области не было последние десять лет. Необходима модернизация коммунальной инфраструктуры региона. Николай Смирнов - областной министр ЖКХ.
Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева в целом согласна с таким посылом. Но она отметила, что простым увеличением платы проблему не решить. Те, кто обязуется развивать инфраструктуру, должны это делать не на бумаге. Поэтому за ними следует установить контроль.
— Министр прав, потому что если стоимость ресурса ниже его реальной цены, то выпадающие доходы предприятиям компенсируют из бюджета. Этим мы не только вкладываем деньги в консервацию такой неэффективности, но еще поддерживаем всех [граждан] подряд. А поддерживать надо только людей с низкими доходами, — отметила Светлана Разворотнева.
Сейчас на федеральном уровне ищут возможность построить разумную систему оплаты коммунальных ресурсов.
— Тарифы и так растут достаточно сильно. Но их большая часть — расходы на энергоносители. Коммунальщикам остается не так уж и много, но в тарифе всегда есть инвестиционная составляющая, — отметила зампред комитета Госдумы.
Заложенные в тариф инвестиционные средства не всегда работают, потому что у предприятий зачастую нет инвестпрограмм. А если они есть, то некому отслеживать, как они расходуют деньги.
Сейчас Госдума рассматривает закон об инвестиционных программах в водоснабжении. Каждое предприятие будет обязано принимать такие программы, каждый тариф будет устанавливаться не меньше чем на пять лет. Но коммунальщики каждый год должны будут отчитываться о выполнении программ перед властями. Также бизнес, участвующий в концессиях, должен вкладываться в развитие и каждый год отчитываться о выполнении обязательств.
— Сначала надо эти цепочки простроить, а потом говорить о росте тарифов для населения. Пока люди финансируют неэффективную систему и таких же заказчиков в лице муниципалитетов, ничего хорошего не выйдет
Деньги на развитие коммунальной инфраструктуры выделяет и государство. Президент поручил провести масштабную реализацию коммунальной инфраструктуры в стране до 2030 года.
— В ценах 2022 года на это требовалось 4,3 триллиона рублей. Минстрой декларирует, что обеспечит треть этой суммы, хотя это лукавые цифры. Эти деньги регионам рекомендовано использовать на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Но вопрос, как это будет сделано. Кроме того, есть регионы, которые ничего не получили по этой программе, — отметила Разворотнева.
По словам депутата, есть и другие источники финансирования для поддержки ЖКХ — Фонд национального благосостояния, казначейские кредиты, облигации ДОМ.РФ. Однако неудивительно, что разработчики программы развития ЖКХ Екатеринбурга на двадцать лет вперед на берегу не могут определить все источники финансирования.
— Очевидно, что большая часть средств должна быть инвестициями частного бизнеса. Крупным городам проще их привлекать. Но сейчас такой период, когда взять кредит в банках почти нереально, — напомнила Разворотнева.