Система управления МКД требует изменений, поскольку не удовлетворяет и жителей, и сами УК. Государственная Дума представила доклад, в котором представлены три сценария развития системы управления МКД. Комиссия по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России обсудила эти сценарии 6 декабря под председательством Алексея Макрушина. В мероприятии приняли участие представители Минстроя России замдиректора департамента цифрового развития Андрей Евтушенко, директор департамента развития ЖКХ Александр Федяков, ответственный секретарь Общественного совета, помощник министра Светлана Кузьменко.
Александр Федяков проинформировал о работе Минстроя России по совершенствованию сферы управления МКД и формированию единых стандартов этой деятельности. В частности, в стандартах планируется ввести единые требования к управляющим организациям (материально-техническое обеспечение, квалификация специалистов, уровень ответственности и обеспечение ответственности), соответствие которым позволит обеспечить надлежащее содержание общего имущества, возможность своевременной и качественной ликвидации аварий, а также ответственность УК за выполнение этих работ. Он также отметил, что по мнению ведомства, лицензирование в целом справляется с задачей защиты граждан. Но необходим стандарт управления и ужесточение лицензионных требований.
Член Общественного совета, зам. исполнительного директора «Совет ЖКХ» Ольга Сердюк, отметила, что данная тема за последний месяц проводилось как минимум на двух крупных всероссийских площадках с минстроем и профсообществом. В том числе, в Санкт-Петербурге.
По мнению спикера, для принятия решений необходимо просчитать экономическое обоснование всех трех моделей. Она обратила внимание, что всеми признана необходимость в серьезных системных изменениях по вопросам организации взаимодействия жителей с организациями, обеспечивающими жилой фонд коммунальными и жилищными услугами. Выработаны рекомендации по изменению в ЖК РФ, а также ПП №354 №124 направленные на обеспечение достоверной информацией УО, РСО о потребителях, принадлежащих им помещениях, чтобы повысить ответственность собственников, УО за своевременное предоставление информации, касающейся условий предоставления коммунальных услуг, в т.ч. о производимых в помещении изменениях, предусмотреть Стандартизацию сведений (форм, видов), включаемых в договоры ресурсоснабжения. Необходимо также внести изменения в ПП№354 и № 124 в части урегулирования отношений между УО и РСО, разработать стандарты взаимодействия между УО и РСО при предоставлении коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, в части взаимоотношений, не урегулированных жилищным законодательством. Указанная стандартизация взаимодействия между УО и РСО при предоставлении коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме позволит унифицировать отношения между участниками, установить требования по совместимости их интересов, создать систему открытости обеспечения УО, РСО и потребителей информацией о правилах проведения конкретных видов мероприятий и осуществления конкретных видов взаимодействия. И это только часть предложений. «Проделанная экспертным сообществом работа показывает, что небольшими изменениями в законодательство невозможно изменить ситуацию в управлении МКД. Нужно очень много поработать, чтобы найти решения по управлению МКД», - подытожила Ольга Сердюк. Она также отметила, что роль государства в контроле за работой УК велика, однако ГЖИ уже не справляются, поэтому она считает, что государство должно заниматься контрольно-надзорной деятельностью, законодательством и созданием информационной среды. Остальную работу должно вести само сообщество, то есть переход к СРО – наилучший, по ее мнению, вариант, поскольку лицензирование не предназначено для контроля за деятельностью, обеспечивая только контроль на входе.
Член комиссии Андрей Широков рассказал, что ТПП тоже обсудила доклад и три сценария. Мнение таково, что СРО, наверное, хорошо, но отрасль к нему не готова. «Мы стоим за то, что надо насыщать лицензионные требования. После того, как система станет стабильной, можно выстраивать саморегулирование», - сказал он.
Член комиссии Александр Тарасенко отметил, что позиция по ужесточению лицензирования с общественным советом не обсуждалась, хотя Комиссия по ЖКХ поднимает тему изменений в системе управления МКД с 2022 года. «Лицензирование вызовет кризис при ужесточении, а госуправление не на чем строить – МУПы почти все в предбанкротном состоянии», - отметил он, выступая за переход к саморегулированию.
Алексей Макрушин заметил, что спор лицензирование или СРО идет лет десять. Что из нового в сценариях – региональные операторы. Он отметил, что надо смотреть успешный опыт, например, Москвы, где есть ГБУ «Жилищник» и частные компании, которые обслуживают более дорогое жилье. Надо более широко смотреть на вопрос и предусматривать разные варианты. Надежда Косарева в комментарии предложила оставить на усмотрение регионов выбор таких вариантов управления.
Эксперт Ирина Генцлер считает, что обсуждаемые три сценария - крайние. Ужесточение лицензий – неисполнимая история. «Надо совершенствовать систему и усиливать роль существующих СРО постепенно, а также усиливать значимость оценке квалификации сотрудников управляющих организаций», - считает она.
Представитель Новое качество Олег Малахов представил позицию по СРО и считает, что необходимо создание профессионального центра компетенций, который станет представителем участников рынка в органах власти и будет полноправным партнером регулятора по выработке гос.политики в сфере управления МКД.Эксперт Лидия Смолина настаивает, что надо иметь экономически обоснованную стоимость. Никакая форма не сработает без денег. На опыте Владимирской области удалось выстроить контроль за жилфондом снизу вверх, большую роль играл «ЖКХ Контроль», который, к сожалению сейчас не работает. Предложила попробовать внедрять СРО на муниципальных объектах. А затем изучить кейсы и сделать выводы. Свердловская область и Новосибирск поддерживают СРО. Участники предложили на их опыте изучить кейс внедрения СРО.
Эксперт Татьяна Вепрецкая считает, что надо снижать админбарьеры в отрасли. «Для УК нет гарантий стабильности, не будут они вкладывать, если через год их могут выгнать», – высказала она опасения.Второй вопрос – подготовка кадров. Распоряжением Правительства РФ от 28.10.2024 No 3030-р утверждена Концепция подготовки кадров для строительной отрасли (далее - СО) и ЖКХ до 2035 г. Минстрою России совместно ФОИВ дано поручение в 3-месячный срок разработать «дорожную карту» по ее реализации и обеспечению исполнения за счет федерального бюджета. Концепция определяет цели, задачи, инструменты и механизмы реализации госполитики в области подготовки кадров для СО и ЖКХ и является основой для организации деятельности образовательных организаций высшего образования, профобразовательных организаций, организаций дополнительного профобразования, осуществляющих подготовку кадров для СО и ЖКХ. В настоящее время требуется новый вектор стратегических управленческих решений, способных резко нарастить интеллектуальный потенциал и инженерные компетенции специалистов СО и ЖКХ.
Приглашая к обсуждению дорожной карты, заместитель руководителя комиссии Алексей Макрушин отметил, что внимательно изучил документ, а затем попросил изучить его ИИ. Нейросеть оценила документ как неконкретный, без цифр, предложений и конкретных мероприятий. Это полностью совпало с выводами самого спикера.
Специалист отрасли Вероника Межецкая, говоря о кадровой проблеме, отметила низкую методическую обеспеченность отрасли. Она сообщила, что экспертное сообщество уже разработало квалификации для ЖКХ, и просила Минстрой России, который собирается разработать свои квалификации, обратить внимание на уже разработанное профессионалами отрасли. Члены комиссии обратили внимание, что вузы обучают по специальностям ЖКХ.Часть вопросов была перенесена на обсуждение в рабочих группах и на следующем заседании.