А вы друзья как не садитесь...

А вы друзья как не садитесь...

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы публикуем статью генерального директора Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики Хмельникова Бориса Вадимовича.

Статья была опубликована в 11 номере журнала за 2024 год.

А вы друзья как не садитесь...

Если ты знаешь правду – не обязательно, чтобы ее знали другие

Взяться за написание очередной статьи по нормированию труда меня побудил выход приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстроя России) от 4.10.2024 № 673/пр (далее – Изменения), которым были внесены изменения в Методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, утвержденные приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 387/пр (далее Методические указания).

Появление указанного документа было связано с многочисленными жалобами населения, в том числе поступившими в адрес депутатов Государственной Думы, на рост цен на услуги по обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, который все связывали с выходом Методических указаний. Поэтому Минстрой России в инициативном порядке срочно взялся за переработку, как многим казалось, «источника зла».

И здесь хотелось бы отмотать время на несколько лет назад. До внесения изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации, а именно до 1 сентября 2023 года техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования осуществляли по договорам с собственниками жилья любые организации, имеющие профессиональные компетенции в этой сфере. Как правило, это были частные компании, специалисты которых прошли обучение у организаций-производителей газоиспользующего оборудования или их дилеров. Во многих регионах сложился действительно рынок указанных услуг и пользователи газового оборудования могли выбрать перечисленные организации для технического обслуживания оборудования и для замены старого и установки нового внутриквартирного газового оборудования (котлы, газовые плиты, водонагреватели и т.д.).

Такая система устраивала не только граждан, но и газораспределительные специализированные организации. Все дело в том, что малые и средние компании, осуществляющие деятельность в сфере предоставления такого рода услуг, значительно быстрее, чем газораспределительные организации приспосабливались к увеличению ассортимента и количества моделей предлагаемого на рынке газоиспользующего оборудования.

Но как известно, использование газового оборудования в быту требует повышенных мер безопасности. И вот когда количество аварий, повлекших взрывы в многоквартирных домах, в том числе связанных и с человеческими жертвами, превысило допустимые пределы, государство решило, что во всем виноваты именно те многочисленные малые и средние предприятия по обслуживанию газового оборудования и приняло решение, что такой вид деятельности теперь может выполнять специализированная организация, а именно газораспределительная, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).

Оставим за пределами статьи вопрос, кто же был реально виноват в причинах взрывов. Участвуя в многочисленных мероприятиях по этому поводу, у меня сложилось стойкое убеждение, что основная причина – это человеческий фактор, а не только уровень компетенций обслуживающих организаций.

Но когда готовились изменения в законодательство, мало кто задумывался, а есть ли у специализированных организаций необходимое количество персонала соответствующих компетенций, чтобы заместить сложившийся рынок компаний, занятых обслуживанием внутриквартирного газового оборудования. Знаю, что некоторые высказывали мысли, что специалисты, потерявшие работу в связи с уходом с рынка, пойдут работать в специализированные организации. Наверное, где-то это произошло, где-то -нет.

В статье 157.3 ЖК РФ законодатели установили, что «Размер платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме рассчитывается в порядке, установленном методическими указаниями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

И вот здесь начинается самое интересное. Минстрой России приказом (387/пр) утверждает такие Методические указания, которые как «под копирку» списаны с Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее – Методические рекомендации), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 269-э/8. Об этом я уже подробно писал на страницах этого уважаемого журнала[1]. Но утвердив Методические указания, не отменили соответствующие положения предыдущего акта и, хотя он является «всего лишь» Рекомендациями, схожесть содержания и особенно лежащих в их основе норм труда позволяет задать очень сложный вопрос, на который мне бы хотелось получить ответ, а каким же документом должны пользоваться специализированные организации.

Газораспределительные организации работают по-стахановски

И вот здесь мы походим к одному очень интересному заключению. Не уверен, что компании, занимающиеся обслуживанием внутриквартирного оборудования, использовали вышеуказанные Методические рекомендации, а если и использовали, то становится удивительным тот факт, что, жалоб на стоимость услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного оборудования практически не было, на рынке существовали различные предложения по стоимости услуг.

Так может все дело не в Методических указаниях, а в их применении на местах конкретными специализированными организациями? Но дело сделано, и Минстрой «на ходу» вносит изменения, которые вступят в силу с 1 марта 2025 года.

Поскольку все-таки это пишет бывалый нормировщик, то буду и рассматривать Изменения с точки зрения нормирования труда. Начну с главного, о чем знает каждый человек, связанный с экономикой, руководствующийся простой фразой «практика-критерий истины», а это значит, что любая цифра, связанная с нормированием и экономикой должна быть проверена на практике, как говорят профессиональные нормировщики – апробирована.

Итак, в Методических указаниях, изменили повышающие коэффициенты на переезды в сторону уменьшения. То есть, они действовали почти 10 лет в Рекомендациях ФСТ, поэтому и Минстрой их использовал в Методических указаниях и вдруг, бац… их снижают, причем вполне себе существенно в диапазоне от 0,2 до 0,7, и что выглядит совсем странным в самом ближнем диапазоне (до 5 км) этот коэффициент пусть и незначительно, но увеличивается на 0,05. То есть, когда более высокие коэффициенты использовали другие, не специализированные организации, эти коэффициенты не влияли. Да это и понятно почему - потому что эти компании «шли» к потребителям, а не наоборот, теперь все граждане идут к монополисту.

Следующая формулировка заслуживает дословного изложения трактовки: «Нормы времени при расчете размера платы за техническое обслуживание ВКГО в многоквартирном доме не следует определять выше предельных норм времени, указанных в приложении к настоящим Методическим указаниям»?!

Уважаемые чиновники Минстроя, в трудовом законодательстве (ст.160 ТК РФ) и в основах нормирования труда отсутствует такое понятие, как «предельная норма времени», потому что норма времени сама по себе уже является пределом и представляет собой величину затрат рабочего времени, устанавливаемую для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях. Отклонение же возможно в затратах труда на выполнение работы, но не в норме, и только при несоответствии квалификации работника или организационно-технических условий.

Ну а дальше те, кто такое написал о нормах времени попадают просто в капкан непрофессионализма по нормированию труда, когда пытаются своим способом описать тарификацию работ и работников: «Состав и разряды исполнителей при выполнении работ (оказании услуг) по техническому обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме определяются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, документов по стандартизации и профессиональных стандартов, в том числе в соответствии с профессиональными стандартами «Рабочий по эксплуатации газового оборудования жилых и общественных зданий» и «Специалист по эксплуатации газового оборудования жилых и общественных зданий», утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 9.09.2020 № 598н и от 15.09.2020 № 612н соответственно, а также эксплуатационной документацией предприятий-изготовителей обслуживаемого оборудования».

Попробуем подробнее разобрать смысл написанного, чтобы каждому было понятно, что исключение в Изменениях из приложения тарификации работ может привести к увеличению размера платы.

Во-первых, разряды работ всегда соседствуют с нормой времени, иначе нельзя определить расходы на оплату труда в расценке, стоимости работ. Во-вторых, в профессиональном стандарте по рабочему по эксплуатации газового оборудования каждый уровень квалификации содержит два разряда, не удивлюсь, если газораспределительная организация возьмет для расчета максимальный из возможных.

В-третьих, и это самое главное, профессиональные стандарты применяются только после независимой оценки квалификаций и сдаче профессионального экзамена. Если работники имеют по результатам профессионального экзамена подтвержденную квалификацию, они вправе претендовать в соответствии с п.2.8.2.7 ФОТС[1] на доплату в размере 20% тарифной составляющей, соответственно на эту величину возрастает и размер платы за техническое обслуживание ВКГО. В-четвертых, по специалисту по эксплуатации газового оборудования в профессиональном стандарте отсутствуют каки-либо разряды от слова «совсем», поэтому он вообще не применим, и странно, что его упомянули в документе.

Приведенные выше аргументы по тарификации работников не позволяют никоим образом не то, чтобы уменьшить размер платы, но и вообще ее определить корректно.

Все это происходит от того, что чиновники Минстроя России, несмотря на подписанное с Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения соглашение по развитию отраслевой системы социального партнерства и реализации Федерального отраслевого соглашения в ЖКХ, полностью его игнорируют, в том числе и нормы этого правого акта, защищенного Конституцией Российской Федерации.

И, конечно, «вишенка на торте» Изменений – это Приложение к Изменениям. Уже само название Приложения вводит в заблуждение: «Перечень работ, состав исполнителей и трудозатраты…». В перечне отсутствует состав исполнителей, поскольку он должен определяться в соответствии с пунктами 9 и 16 Изменений, но как уже было изложено выше, в результате внесенных Изменений определить его теперь представляется весьма затруднительно по Методическим указаниям.

И очередная манипуляция «на коленке» с «предельными нормами времени», которые на небольшом историческом пути превратились из норм времени в предельные нормы времени. Причем эти изменения выглядят весьма впечатляюще.

По техническому обслуживанию индивидуальной газобаллонной установки (без газовой плиты количество работ уменьшилось наполовину, а вот предельная норма осталась, как и прежняя норма времени):

При этом в приложении установлена единая норма (предельная норма) как на приборный метод, так и на старое испытанное обмыливание. Такое вообще возможно? Конечно, совпадения бывают, но уверен, что с прибором затраты времени должны быть меньше. И в этом случае отсутствуют расходы материалов в виде мыльной эмульсии, пенообразующей смеси.

А дальше – еще интереснее… Предельные нормы начинают снижаться относительно норм, которые содержались и в Методических рекомендациях и Методических указаниях, причем для некоторых видов квартирного газового оборудования это достаточно серьезное уменьшение, например, для котлов с атмосферной горелкой мощностью до 140 кВт норма на техническое обслуживание снижена более, чем в 3(!) раза, а на техническое обслуживание проточного водонагревателя (колонки) – на 28%. Из этого можно сделать только один экономически обоснованный вывод, что производительность труда по некоторым видам работ возросла кратно, т.е. газовики замахнулись на лавры героя труда Стаханова.

При этом на техническое обслуживание газовой плиты предельная норма остается неизменной, однако состав работ уменьшается:

Любой нормировщик подтвердит, что такое изменение технически обоснованных норм труда невозможно по определению. Да, безусловно, могут быть ошибки, но тогда странно, что их 10 лет никто не замечал и сам Минстрой России, «сплагиатив» документ Федеральной службы по тарифам, этого тоже не обнаружил и вдруг… такое резкое снижение норм. А проводилась ли предусмотренная основами нормирования в таком случае апробация норм?

Думаю, что в очередной раз имеет место отступление от принципов организации и нормирования труда и топорным способом правят документ, практически нарушая все методические документы по нормированию труда.

В заключении хотелось бы отметить, что в «обновленном» документе вновь проигнорированы положения Федерального отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ с точки зрения вопросов по оплате труда и таким образом в конечном итоге плата за содержание внутриквартирного оборудования может и не уменьшиться, ведь Методические указания не дают ответа на главный вопрос, как определяются эти расходы.

_____________________________________________________

[1] Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2023-2025 г.г., подписано Президентом Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения А.Д. Кочегаровым и Председателем Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения А.Д. Василевским 12 мая 2022 года и зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости 07.06.2022 за № 12/23-25.

[1] См. статью «Непрофессионализм или сознательное нарушение закона», опубликованную в журнале «ЖКХэксперт: экономика и право» в № 6 за 2023 год.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...