Сегодня трудно представить Воронеж без водопровода, и кратковременное отключение воды воспринимается горожанами как стихийное бедствие. А полтора века назад её источник в стенах собственного дома был для воронежцев роскошью. Благодаря кому появился в Воронеже водопровод, зачем потребовалось прокладывать водопроводные трубы через реку и что такое «водяные деньги», решила напомнить «TV Губерния».
У реки и без воды
На гербе Воронежа изображён изливающий воду серебряный кувшин, однако от основания города и до конца ХIХ века большинству воронежцев воды не хватало.
Город-крепость построили на высоких холмах, куда приходилось возить воду из реки. Чтобы во время осады защитники Воронежа не умерли от жажды, в крепости построили тайник. Из Тайницкой башни воронежского кремля к бившим под горой родникам вёл выложенный дубовыми брёвнами подземный ход длиной почти 150 м. Завершался этот тоннель «колодезем с дубовым срубом в три квадратных сажени». Других колодцев в городе не было.
В ХIХ веке воду всё так же развозили по Воронежу в деревянных бочках водовозы. В 1826 году деятельный губернатор Николай Кривцов, участник войны 1812 года и друг Пушкина, попытался решить проблему водоснабжения. В Воронеже появились 20 колодцев глубиной до 50 м. Но водоносный слой залегал слишком глубоко, рыть колодцы к нему было дорого и сложно. А те два десятка, которые всё-таки выкопали, напоить всех воронежцев не могли.
Отсутствие водоснабжения не позволяло поливать деревья и затрудняло тушение пожаров. Вдобавок вода в реке, где поили и купали скот, стирали и куда сливали отходы, не отличалась чистотой.
Миллионер и сын крепостного
Водопровод в Воронеже появился благодаря купцу первой гильдии и городскому голове Степану Лукьяновичу Кряжову. Его отец был крепостным крестьянином в Калужской губернии, сумел получить вольную и перебрался в Воронеж. На Грузовой улице (ныне Студенческая) действовало предприятие Кряжовых по очистке спирта и производству водки. Перед смертью Лукьян Кряжов просил сына исполнить его последнюю волю — построить для Воронежа водопровод.
Степан Кряжов потратил на строительство до 150 тыс. рублей серебром — огромную сумму для того времени. Купец взял на себя также всю организацию дела и руководство работами. Он отправился в Лондон и познакомился там с устройством водопровода. В Воронеж Кряжов привёз оборудование, машины и нанятых в Англии опытных мастеров.
К осени 1869 года работы по строительству завершились. Водопровод со всем оборудованием Кряжов «навсегда и безвозмездно» предоставил Воронежу. Благотворитель поставил лишь одно условие: 10% прибыли, получаемой городом от водопровода, ежегодно выделять на образование «без различия звания и пола» детей бедных горожан. На образование воронежцев Кряжов жертвовал и всё жалование, которое получал как городской голова: 3 тыс. рублей в год.
«Водяные деньги»
Кирпичная трёхэтажная водоподъёмная башня находилась на Конной площади (сегодня это площадь Ленина). Вода поступала из реки, а водокачка была в усадьбе Кряжова на берегу в районе современной улицы Софьи Перовской. Протяжённость труб составляла 2,5 тыс. саженей (около 5,25 км). Водопровод давал 100 тыс. вёдер в сутки.
В то время население Воронежа составляло примерно 40 тыс. жителей, но позволить себе сделать ответвление от магистрального водопровода могли только самые состоятельные домовладельцы. Для остальных воронежцев на площадях сооружали водозаборные будки (бассейны). Воду из них водовозы развозили в бочках тем горожанам, которые доступ к водопроводу не получили.
Для расчётов с водовозами в Воронеже появились особые платёжные средства — жетоны городского водопровода. Эти жетоны воронежцы покупали в городской управе, а при доставке воды вручали водовозам.
«Водяные деньги» помогали достичь нескольких целей. Горожане фактически вносили предоплату за воду. Водовозы не могли растратить жетоны как наличные деньги. Благодаря жетонам вёлся учёт расхода воды.
Существовали и категории льготников, которым выдавались бесплатные жетоны. Такими жетонами пользовались пожарные, церкви при постройке, а также городские власти для полива цветов, мостовых и тому подобного. Бесплатно вода также предоставлялась горожанам во время эпидемий. Была и ещё одна категория получателей бесплатной воды — «по особой договорённости». К ней могли причислить приют, богадельню или другое благотворительное учреждение.
Развитие и модернизация
Водопроводные трубы первоначально были деревянными. Их делали из окрашенных и просмолённых шпунтованных досок, стянутых железными обручами. Часть такой конструкции обнаружили рабочие в 1974 году при строительстве подземного перехода возле управления ЮВЖД. Пролежавшие в земле целый век доски гниль не тронула.
В 1872 году при расширении водопровода стали укладывать уже не деревянные, а чугунные трубы, причём некоторые их участки служат до сих пор. Работы велись на деньги Кряжова и за счёт сэкономленных воронежским головой городских средств.
Водопровод охватывал всё новые районы. Расход воды за 1881 год составил 45 288934 ведра. Такая точность показывает, насколько тщательно учитывали тогда воронежские власти потребление воды.
Вода в воронежский водопровод поступала прямо из реки, что было небезопасно для здоровья людей. Время от времени возникали эпидемии.
В 1889 году городская дума создала специальную комиссию «для изыскания способов улучшения воды». Было принято решение использовать подпочвенные водоносные слои. На левом берегу реки Воронеж, между Придачей и Монастырщенкой, нашли подходящее место. В 1890 году инженер Евгений Кнорре пробурил скважины на месте современного парка «Алые паруса» и убедился в достаточных запасах подземных вод. Через год там появилась Новая водокачка, оснащённая американскими паровыми машинами. От неё по чугунным трубам вода шла в правобережную часть Воронежа.
Эта водокачка снабжала воронежцев водой до 1991 года, затем была законсервирована. В 2020 году здание снесли.
Через войны и революции
Воронеж рос и развивался, а вместе с ним рос и городской водопровод. Появилась новая водонапорная башня на Хлебной площади (район современного Центрального рынка). В 1910-1911 годах обе башни надстроили, а объём их баков увеличили.
Во время Первой мировой войны на Сенной площади (район Центрального стадиона) выросла ещё одна башня. Изящная металлическая конструкция вмещала бак на 100 тыс. вёдер воды.
К 1913 году магистральные трубы стали длинней в девять раз (до 46 км), а доходы от водопровода выросли почти в 18 раз.
В 30-е годы все деревянные водопроводные трубы заменили чугунными, в городе строили новые водоподъёмные станции. К началу Великой Отечественной войны длина водопроводной сети достигла 230 км, а норма потребления — 100 литров в сутки на человека.
Во время боёв за Воронеж напорные башни и водопроводная сеть сильно пострадали. Но работники «Водоканалтреста» успели демонтировать и спрятать перед прорывом немцев электронасосное оборудование. Сотрудники организации одними из первых вошли в освобождённый Воронеж и сразу же занялись восстановлением водоснабжения. Уже 11 февраля 1943 года заработал первый водопроводный кран. А к 1945 году в городе восстановили 156 км водопровода.
Сегодня общая протяжённость водопроводной сети Воронежа — почти 1,5 тыс. км, а мощность городского водопровода составляет 466 тыс. куб. м в сутки. Сколько же всего воды утекло по воронежским трубам за 155 лет, подсчитать невозможно.