ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

В информационно-статистическом сборнике «Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве» №2-2024 была опубликована статья доктора экономических наук, профессора кафедры управления человеческими ресурсами Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета Груничева Александра Станиславовича "Об эффективности регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения".

Публикуем отрывок из статьи

Сфера водоснабжения и водоотведения играет одну из важнейших ролей в экономике страны. Это связано с обеспечением жизнедеятельности всех сфер экономики и хозяйственной деятельности. Государственное регулирование тарифов остается одним из приоритетных инструментов механизма экономической политики государства.

На рис. 1 отражены основные параметры сфер водоснабжения и водоотведения на 2024 г.

Рис. 1 Регулируемые организации водопроводно-канализационного хозяйства Республики Татарстан

В 2024 году в системе водоснабжения РТ количество регулируемых организаций составило 112, в т.ч. профильные – 80. Объем воды – 1158 млн.куб.м. Организации используют 1000 источников водоснабжения, 16 620 км. сетей и 2 628 насосных станций. Численность основного производственного персонала в этих организациях составляет 2 871 чел., средняя заработная плата которых – 33 тыс. руб, которая по сравнению с 2023 годом выросла на 39%. При этом, средняя заработная плата по РТ составляет 66 тыс. рублей. Среднеотпускной тариф с 01 июля 2024 г. – 28,95 руб/куб.м. без НДС (для населения – 34,94 руб/куб.м. с НДС).

В сфере водоотведения действует 82 организации, в т.ч. профильные – 57. Объем стоков – 273 млн. куб. м. (хозяйственно-бытовые – 206 млн. куб. м., промышленные и ливневые – 67 млн. куб. м.) Организации используют 115 биологических очистных сооружений, 4823 км. сетей и 928 канализационных насосных станций. Численность основного производственного персонала в этих организациях составляет 2 214 чел. со средней заработной платой, равной заработной плате в сфере водоснабжения. Среднеотпускной тариф с 01 июля 2024 г. – 28,90 руб/куб.м. без НДС (для населения – 33,81 руб/куб.м. с НДС).

Перейдя к анализу физического объема инвестиций в коммунальную отрасль на рис.2, отметим следующее: по данным, представленным Институтом экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, в РФ за период с 2016 по 2022 гг. доля сооружений, нуждающихся в замене, в общей протяженности водопроводных сооружений практически не меняется (рост составил 1%). Доля сооружений, нуждающихся в замене, в общей протяженности канализационных сооружений возрастает с 44,4% до 46,56 %. В РТ в 2020-2022гг. доля сооружений, нуждающихся в замене, в общей протяженности водопроводных и канализационных сооружений практически не меняется (изменение составляет 0,9%).

Рис. 3 Инвестиционная деятельность регулируемых организаций водопроводно-канализационного хозяйства РТ

На рис.3 отражено количество инвестиционных программ и динамика финансирования в сферах водоснабжения и водоотведения в РТ. В 2021 г. количество инвестиционных программ составило 10, из них 4 организации, осуществляющие водоснабжение и водоотведение, 2 – только водоснабжение. В 2022 году количество инвестиционных программ увеличилось до 22, в т.ч. 8 организаций в сфере водоснабжения и водоотведения. Для 2023 гола стало характерным следующее – количество инвестиционных программ составило 33, из них 14 организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение. В 2024 году вновь произошло увеличение количества инвестиционных программ до 36, в сфере водоснабжения и водоотведения их количество увеличилось до 15.

Из общего количества профильных ресурсоснабжающих организаций имеют достаточно средств для разработки инвестиционных программ в 2024 году: в сфере водоснабжения порядка 24 организаций, в водоотведении – 18 организаций.

За период 2021-2024 гг. сумма финансирования в сфере водоснабжения увеличилась с 532,4 млн. руб. до 3293 млн. руб., но его недостаточно реализации программ в полном объеме. В сфере водоотведения за 2021-2023 гг. финансирование увеличилось с 914 млн.руб. до 4 287 млн.руб., но в 2024 году произошло сокращение суммы финансирования в 1,5 раза, что составило 2835 млн.руб.

Долгосрочное тарифное регулирование основано на долгосрочном планировании, которое напрямую связано с вопросом повышения эффективности работы предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности. При этом, должен быть достигнут максимальный баланс, уравновешивающий экономические интересы потребителей и регулируемых организаций.

При рассмотрении основных вопросов, возникающих при рассмотрении заявлений о согласовании долгосрочных параметров регулирования были определены такие проблемы как: передача объектов в сельской местности связана с малыми объемами реализации услуг по централизованным системам водоснабжения и водоотведения; необходимая валовая выручка (НВВ) от реализации услуг на одно сельское поселение составляет не более 1-2 млн. руб.; включение в тариф дополнительных инвестиций на реализацию мероприятий дает большой рост тарифа. Низкая инвестиционная привлекательность у объектов ЖКХ в сельской местности определяется из-за длительного срока окупаемости за счет тарифной выручки.

Рис.4 Регулирование организаций в сельской местности

Следовательно, можно упростить регулирование в сельской местности, используя следующие инструменты:

Полный текст статьи Вы можете прочитать, оформив подписку на общероссийский информационно-статистический сборник «Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве».

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...