Операционный директор ГК «ВЫСОТА-СЕРВИС» Дмитрий Хамидов рассказал, в каких условиях проходит цифровизация отрасли.
Цифровизация сегодня касается всех сфер деятельности, не является исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. Операционный директор ГК «ВЫСОТА-СЕРВИС» Дмитрий Хамидов рассказал, в каких условиях проходит цифровизация отрасли, ее первые результаты, а также рассмотрел концепцию эффективной эксплуатации и роль мобильных приложений.
Дмитрий Михайлович, расскажите, как индустриализация повлияла на сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)?
Мировая экономика в XVIII–XXвеках пережила глобальный процесс индустриализации, что привело к ускоренному экономическому росту, повышению производительности и созданию рабочих мест, способствовало улучшению уровня жизни населения. В последние десятилетия индустриализация затронула и сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в отрасли стали активно внедрять современные технологии, автоматизировать, оцифровывать процессы, в первую очередь ориентируясь на современные тренды.
Что нам дает цифровизация процессов в ЖКХ?
Цифровизация процессов в сфере ЖКХ обеспечивает следующее:
Увеличение эффективности. Цифровые технологии позволяют автоматизировать процессы, оптимизировать рабочие процессы, сократить время на выполнение задач и улучшить производительность.
Повышение качества и доступности предоставляемых услуг.
Оптимизация бизнес-процессов, управления ресурсами и анализа данных.
Быстрое получение большого объема информации, необходимого для анализа и принятия правильных решений в управлении, улучшая и корректируя стратегическое планирование и прогнозирование.
Цифровизация ЖКХ также способствует появлению новых бизнес-моделей, продуктов и услуг, их развитие.
Таким образом, активная цифровизация сферы ЖКХ улучшает и модернизирует все процессы.
Какое основное условие развития нашей отрасли?
Современные реалии диктуют пути развития отрасли ЖКХ в целом, на фоне следующий факторов:
необходимости постоянного расширения отрасли ввиду высоких темпов строительства;
невысокой заработной платы сотрудников при низкой маржинальности отрасли, в связи с этим — отсутствие/низкое качество специалистов на рынке труда;
нестабильности деятельности по управлению недвижимостью при отсутствии четкой стратегической политики государства в этой сфере.
В свою очередь, модернизация отрасли ЖКХ на сегодняшний день привела к необходимости формирования концепции бесшовной (эффективной) эксплуатации, предполагающее расширение этапов жизнедеятельности любого объекта недвижимости и подключение управляющей компании еще на стадиях проектирования комплексов недвижимости.
Эффективная эксплуатация — это соблюдение баланса минимальных вложений и получения прибыли от деятельности как застройщика, так и управляющих организаций.
В сфере управления эксплуатацией недвижимости условно можно выделить ряд основных блоков бизнес-процессов, автоматизация которых не только решает и модернизирует сами процессы, но и определяет конкурентное преимущество управляющих компаний на рынке:
ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги);
Безопасность;
Комфорт;
Маркетинг;
Технические возможности (эксплуатация).
Как Вы оцениваете роль цифровизации процессов в ЖКХ?
Цифровизация процессов в ЖКХ позволила существенно оптимизировать затраты на персонал. Например, в современных многоквартирных домах системы автоматизированного снятия показаний в электронном виде в течение нескольких минут производят съем показаний с индивидуальных приборов учета, данные передаются в программу 1С, которая формирует квитанции на оплату и самостоятельно производит рассылку на электронную почту собственников. В итоге — минимум ручного труда, дополнительная экономия на печати квитанций и получение высокого уровня сбора дебиторской задолженности.
Общение с жителями на 80% переведено в электронный формат. Теперь для подачи обращения, заявки, заказа пропуска и т.п. достаточно набрать текст в мобильном приложении — сообщение сразу попадает исполнителю, а значит оно не потеряется, повышается скорость обработки и в итоге — лояльность жителей.
Автоматизация затронула и внутренние процессы эксплуатации, такие как диспетчеризация инженерных систем, проведение плановых и предупредительных работ (посредством 1С ТОИР), внутренние коммуникации сотрудников.
Какая, по Вашему мнению, основная платформа цифровизации в нашей отрасли?
На мой взгляд, основной платформой цифровизации является мобильное приложение. На рынке выделяются такие как «Домиленд», «Домопульт», «Диспетчер24», есть и многие другие. В основном они администрируют и выполняют схожие задачи. При этом многие управляющие компании самостоятельно разрабатывают и внедряют собственные программы.
Основное отличие мобильных приложений в сфере эксплуатации недвижимости от, например, мобильных приложений в банковской сфере, производстве или продажах заключается не только в специфике процессов и услугах, а в первую очередь в возможности ежедневных и ежемесячных корректировок и изменений самих программ. На это влияют постоянно меняющиеся правила эксплуатации, потребности и пожелания клиентов, внедряемые новые услуги. В связи с этим наиболее востребованными приложениями были и остаются приложения крупных компаний, позволяющих содержать постоянный штат IT-специалистов и постоянно получающих в работу обратную связь от заказчиков. Собственные разработки мобильных приложений обычно ограничены небольшим набором функционала и не позволяют оперативно реагировать и решать новые вызовы рынка.
Дмитрий Михайлович, подводя итог нашего интервью, что бы хотелось подчеркнуть?
Подводя итог о преимуществах цифровизации жилых комплексов, можно сказать, что мобильные приложения на сегодняшний день представляют собой основное решение цифровизации процессов в сфере ЖКХ. При этом они не только развиваются сами, но и продвигают отрасль эксплуатации в целом, открывая новые возможности и перспективы.