В Жилищном кодексе его разработчики сознательно или нет заложили мину замедленного действия, а именно отсутствие каких-либо механизмов экономического обоснования размера платы за содержание жилых помещений.
И вот уже почти 20 лет управляющие организации, а в некоторых установленных законодательством случаях – органы местного самоуправления каким-то образом определяют это размер платы. Управляющие организации – для подготовки предложения собственникам на общее собрание, органы местного самоуправления – для подготовки конкурсной документации или установления так называемых муниципальных ставок.
Как правило, эти размеры платы ничего общего не имеют с экономикой конкретного дома, для которого в силу его конструктивных и технических параметров, степени благоустройства, уровня технического износа, размера и обустройства земельного участка, входящего в состав общего имущества, требуются объективные экономически обоснованные расходы. И эти расходы не связаны с деятельностью конкретной управляющей организацией, они просто должны быть в силу требований по надлежащему содержанию многоквартирного дома, которые должны устанавливаться в Инструкции по эксплуатации.
Но это только в идеальной ситуации, а поскольку, до сих пор на федеральном уровне не установлено никаких методических основ для экономического обоснования размера платы и мало домов, где есть Инструкция по эксплуатации, то и размер платы, как правило определяется известным только тем, кто определяет, способом.
Поэтому и платы устанавливаются органами публичной власти, как правило, не на конкретный дом, а на группы домов, не дифференцируя их в зависимости от указанных выше особенностей домов. Приятное исключения здесь составляют города Магадан и Обнинск, где органы публичной власти устанавливают размеры платы на каждый дом индивидуально.
Отказавшись от государственного регулирования размера платы, государство вместе с тем устанавливает Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, содержания общего имущества, изменения размера платы, так называемый Минимальный перечень работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества. Таким образом установив столько требований государство доверило общему собранию собственников только… устанавливать размер платы!
И получается, что поднятие руки, как правило людей, мало знакомых с экономикой дома, определяет его надлежащее состояние. А кроме того, при коллективной услуге, коей является и управление и содержание многоквартирного дома, для подавляющего большинства собственников на второй план уходит, как и кем будет содержаться дом (работниками какой квалификации и уровня оплаты труда, применением каких материалов, а в необходимых случаях и машин и механизмов), главное – размер платы как можно ниже. И неважно, что такой объем работ с определенной периодичностью, невозможно укомплектовать трудовыми ресурсами вообще или на такую зарплату невозможно нанять на работу работника соответствующей квалификации и обеспечить его современными орудиями труда, главное, чтобы цена была ниже.
Таким образом экономика дома и надлежащее содержание входит в противоречие с желаниями собственников. И не случайно, во многих многоквартирных домах собственники не учитывают предложения управляющих организаций и произвольно пытаются установить размер платы. Многие управляющие организации, не согласные с такими решениями, не заключали договоры на условиях собственников и тогда для таких домов размер платы устанавливал орган публичной власти. Хорошо, если этот размер платы, как во многих муниципальных образованиях Подмосковья приближался к экономически обоснованному, но иногда, наоборот, органы публичной власти играют в популизм и устанавливают не имеющий никакого отношения к экономике заниженный размер платы.
Через 20 лет после принятия Жилищного кодекса законодатели озаботились, хочется надеется, экономическими вопросами и подготовили План рекомендаций, направленный на решение ключевых проблемных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 28 этого плана предусмотрено представление нормативного правового акта, предусматривающего регулирование минимального размера платы за содержание жилого помещения из установленного стандартом перечня работ и требований к материально-техническому обеспечению и иных расходов (в том числе заработной платы персонала).
В телеграм канале https://t.me/municipaleconomy среди подписчиков был проведен опрос, на котором был поставлен вопрос:
Как Вы считаете, должен ли орган публичной власти устанавливать размер платы по каждому типу МКД, ниже которого собственники, при неизменном перечне и периодичности работ, не смогут устанавливать размер платы на общем собрании собственников?
Подавляющее число респондентов 81% из весьма представительного опроса (более 30% просмотревших опрос приняли участие в нем) проголосовали за установление на уровне органа публичной власти размера платы за содержание жилья, ниже которого собственники не смогут устанавливать на общем собрании собственников.
Как тут не вспомнить не совсем уместную аналогию – государство заботясь о здоровье граждан устанавливает минимальный размер цены на водку, коньяк, шампанское.
Может с учетом того, что государство устанавливает многие требования по содержанию жилья, пора позаботиться и о безопасности проживания граждан и установить минимальную цену этой безопасности.
Но для этого нужно кое-что еще…