Расчет цены для управляющих компаний: как сделать правильно без правил? Продолжение.

Расчет цены для управляющих компаний: как сделать правильно без правил? Продолжение.

Сегодня мы продолжаем публикацию статьи заместителя генерального директора Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики, главного редактора журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» Межецкой Вероники Анатольевны "Расчет цены для управляющих компаний: как сделать правильно без правил?".

Данная статья была опубликована в журнале «ЖКХэксперт: экономика и право» № 9 за 2021 год. Ее автор – Межецкая Вероника Анатольевна была участником конкурса в номинации «Лучший экспертный материал по решению экономических проблем сферы управления МКД» и заняла 1 место.

Продолжение статьи: "Расчет цены для управляющих компаний: как сделать правильно без правил?"

Особенности расчета платы ресурсным (нормативным) методом

Ресурсный метод применяется ТОЛЬКО при наличии разработанных норм и нормативов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при выполнении работ и услуг. Это основное условие его использования и именно поэтому ресурсный метод называется нормативным. В настоящее время практически на все виды работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества (сейчас их порядка 3000) Центром муниципальной экономики и права определены нормативы трудовых, материальных и финансовых ресурсов[1]. Поэтому, применение данного метода обеспечивает наибольшую точность полученного результата и, соответственно, базу для обоснованности предложений по плате за содержание жилых помещений.

При ресурсном методе определение расчетной стоимости работ и услуг осуществляется прямым калькулированием исходя из нормативов материальных, трудовых ресурсов (элементов затрат) и прогнозных цен и тарифов. Не стоит пугаться слова «калькулирование», оно означает обычный расчет[2]. Берем нормы, цены и любой калькулятор (о НАШЕМ калькуляторе, который называется «Онлайн-сервис «МКД-расчет» я расскажу более подробно чуть дальше).

Расчетная стоимость i-й работы и услуги ресурсным методом определяется в расчете на 1 кв.м. общей площади помещений (жилых и нежилых) в месяц для k-го многоквартирного дома по формуле:

где

Vik - объем выполнения i-го вида работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в k-м многоквартирном доме, ед. в установленный период;

Ciед - единичная стоимость выполнения i-го вида работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, руб./ед.;

SПk - общая площадь помещений (жилых и нежилых) в k-ом многоквартирном доме, для которого определяется объем i-го вида работ и услуг, кв.м.;

n - количество месяцев в установленном периоде, мес.

То есть, чтобы было понятно – стоимость любой работы и услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома складывается из единичных стоимостей, которые еще называются расценками. Единичная стоимость i-го вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества определяется в расчете на единицу работы или услуги, поэтому она и называется единичной.

 В «Общих положениях» «Методических рекомендаций по определению платы за содержание жилых помещений», разработанных Центром муниципальной экономики и права, приведено понятие единичных стоимостей (расценок).

Единичные стоимости работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества - расходы, необходимые для выполнения отдельных услуг, работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определенные на установленный измеритель (далее также - единичные стоимости работ и услуг, единичные стоимости).

Определить единичные стоимости (расценки) для каждой работы, услуги можно двумя способами: первый способ – детальный расчет каждой расценки по элементам затрат, которые в нее входят. Также возможно применение готовых расценок из сборника «Стоимости (расценки) работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

Единичная стоимость i-го вида работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества определяется по следующей формуле:

где

Ро.т.i - расходы на оплату труда рабочих, руб.;

Ротч.i - страховые взносы, руб.;

Рмат.i - расходы на материальные ресурсы, руб.;

Рэкспл.маш.i - расходы на эксплуатацию машин и механизмов, руб.;

Рупр.i - расходы на управление, руб.;

Робщ.i - общеэксплуатационные расходы, руб.;

Рнал.i - налоги, сборы и платежи, руб.;

Пр - прибыль от выполнения работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, руб.

Расходы по статьям определяются на измеритель, установленный для соответствующей единичной стоимости.

Рассмотрим основные подходы, применяемые при определении расходов при применении ресурсного (нормативного) метода.

Обоснование заработной платы должно быть на основании ОТС ЖКХ

Расходы на оплату труда определяются исходя из нормативной трудоемкости работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий оплаты труда, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве по каждому виду работ на принятый натуральный измеритель.

По статье «Расходы на оплату труда рабочих» определяется фонд заработной платы рабочих, выполняющих работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества (в том числе: ремонт конструктивных элементов многоквартирных домов, содержание и ремонт внутридомового инженерного оборудования и технических устройств в многоквартирных домах, санитарное содержание мест общего пользования, благоустройство придомовой территории и прочие работы).

Кроме ОТС ЖКХ, которое, как правилоа, обязательно для применения всеми организациями, занятыми содержанием и ремонтом многоквартирных домов и управлением многоквартирными домами (об этом я довольно подробно рассказала в своих статьях по применению Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальной сфере)[4], размер заработной платы может определяться и на основании регионального тарифного соглашения, и на основе средней величины заработной платы в регионе по данным видам работ на принятый натуральный измеритель. Другой вопрос, что если ОТС ЖКХ для организации является обязательным и в нем для работников установлены лучшие условия заработной платы, то берется минимальная месячная ставка рабочего 1 разряда, установленная ОТС ЖКХ, тарифные коэффициенты, а также компенсационные (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в выходные и праздничные дни, в ночное время и т.д.) и стимулирующие (за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, премии, вознаграждения и т.д.) доплаты и надбавки, предусмотренные федеральным соглашением. Эту приоритетность ОТС ЖКХ устанавливает Трудовой кодекс, и в первую очередь статья 48 ТК РФ: «в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников».

Расходы на оплату труда определяются с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии со ст.134 ТК РФ заработная плата подлежит индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В связи с тем, что индекс потребительских цен подразумевает изменение цен на конец года, а изменение цен в течение года происходит постепенно, при формировании расходов по данной статье учитывается половина индекса потребительских цен на расчетный период - 1,02.

Расходы на оплату труда можно с учетом всего вышеизложенного определить по следующей формуле:

где

Нi - нормативная трудоемкость выполнения i-го вида работ и услуг, чел./час.;

ЗПосн - часовая тарифная ставка рабочего, выполняющего i-й вид работ, руб./час.;

ЗПдоп - начисления стимулирующего и компенсационного характера рабочему, выполняющему i-й вид работ, руб.;

Ип.ц. - прогнозный индекс потребительских цен.

При определении расходов на заработную плату рекомендуется применение следующих сборников:

  1. Нормативы трудовых и материальных ресурсов по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, разработанные Центром муниципальной экономики и права;

  2. Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, разработанные Центром муниципальной экономики и права;

  3. Рекомендации по нормированию труда работников аварийно-ремонтной службы жилищного хозяйства, разработанные Центром муниципальной экономики и права;

  4. Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, разработанные Центром муниципальной экономики и права;

  5. Сборник тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих жилищного хозяйства, составленный Центром муниципальной экономики и права;

  6. Сборник «Профессиональные стандарты работников в области ЖКХ», составленный Центром муниципальной экономики и права

Правильное (соответствующее действующему законодательству) формирование заработной платы при определении платы за содержание общего имущества МКД (в соответствии с обязательным почти для всех организаций Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ) даст возможность перейти на профессиональный стандарт «Специалист по управлению многоквартирным домом», утвержденный приказом Минтруда России № от 31 июля 2019 г. № 538н и выполнить задачи поднятия престижа сферы управления многоквартирными домами силами профессиональных кадров на новый уровень.

По статье «Страховые взносы» определяются платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования в соответствии с действующим законодательством.

По статье «Расходы на материальные ресурсы» определяются расходы на приобретение и доставку материалов, используемых для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества (в том числе: при ремонте конструктивных элементов многоквартирных домов, содержании и ремонте внутридомового инженерного оборудования и технических устройств в многоквартирных домах, санитарном содержании мест общего пользования, благоустройстве придомовой территории и прочих работах).

Расходы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, услуги по отведению сточных вод, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не учитываются по данной статье.

Расходы по статье «материалы» определяются исходя из норм расхода материалов на единицу объема выполняемых работ или услуг и прогнозных среднерыночных цен. В случае отсутствия норм расхода материалов — исходя из расходов на материальные ресурсы с применением сметной нормативной базы, с учетом индекса изменения сметной стоимости строительства.

Расходы на материальные ресурсы определяются расчетным путем (снова калькулируем) исходя из норм расхода материальных ресурсов на единицу объема выполняемых работ или услуг, цен за единицу материалов по следующе формуле:

где

Нмат.j - норма j-го вида материальных ресурсов на выполнение i-го вида работы или услуги, ед.;

Цмат.j - цена на j-й вид материальных ресурсов, руб./ед.;

Имат.j - прогнозный индекс цен для j-го вида материальных ресурсов;

m - количество материалов.

При определении расходов[5] на расчетный период используются:

  • регулируемые тарифы (цены);

  • цены, установленные на основании договоров на расчетный период;

  • официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период;

  • при отсутствии указанных цен и тарифов применяются региональные прогнозные индексы изменения цен по отраслям промышленности. В случае отсутствия указанных прогнозных индексов применяются прогнозные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При определении расходов по данной статье рекомендуется применение следующих сборников:

Расходы на содержание машин и механизмов включают:

  • расходы на заработную плату водителей и машинистов и отчисления на социальные нужды;

  • расходы на топливо и ГСМ;

  • расходы на ремонт и обслуживание;

  • расходы на амортизацию.

По статье «Расходы на эксплуатацию машин и механизмов» определяются расходы на топливо, смазочные материалы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды рабочих, осуществляющих эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов (кранов, подъемников, компрессоров, катков и т.п.), амортизацию (аренду) данных машин и механизмов.

Расходы по данной статье определяются на основании нормативной потребности в машинах и механизмах; норм расхода топлива и смазочных материалов; нормативной трудоемкости рабочих, осуществляющих эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов; норм расхода материальных ресурсов на ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов, норм амортизации (ставок арендной платы) машин и механизмов.

Стоимость машино-часов работы может определяться на основании сметной нормативной базы (федеральные единичные расценки, территориальные единичные расценки и другие) с учетом индекса изменения сметной стоимости строительства.

При определении расходов по статье «Расходы на эксплуатацию машин и механизмов» рекомендуется применение следующих сборников:

Рекомендации по нормированию трудовых ресурсов и потребности в специализированных машинах для санитарной очистки территорий муниципальных образований, разработанные Центром муниципальной экономики и права;

Нормативы численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства, разработанные Центром муниципальной экономики и права.

Как показывает практика расчетов стоимости работ и услуг, расходы на эксплуатацию машин и механизмов составляют 5–10% от фонда оплаты труда основных рабочих.

По статье «Общеэксплуатационные расходы» определяются расходы подрядной организации (выполняющей работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме), включающие: затраты на оплату труда работников административно-управленческого персонала, административно-хозяйственные расходы, расходы на организацию работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, расходы на обслуживание работников, прочие расходы. Данные расходы связаны непосредственно с выполнением работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и не включают расходов, связанных с управлением многоквартирным домом. Общеэксплуатационные расходы в строительстве называют «накладнымие расходамиы» и поэтому в нашем онлайн-сервисе «МКД-расчет» мы заменили понятие «общеэксплуатационные расходы» на «накладные расходы», но суть этих расходов осталась той же.

Общая величина общеэксплуатационных расходов может определяться путем суммирования составляющих расходов по статьям, а также нормативным методом (в процентах от расходов на оплату труда рабочих).

Величина расходов по данной статье, включаемая в расчетную стоимость каждой из работ и услуг, распределяется путем распределения общей величины расходов на управление группой многоквартирных домов, пропорционально расходам на оплату труда рабочих, выполняющих работы или услуги.

Для определения общеэксплуатационных расходов Центр муниципальной экономики и права разработал сборник «Рекомендуемые нормативы общеэксплуатационных расходов в плате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

Общеэксплуатационные расходы могут определяться на основе данного сборника в зависимости от площади обслуживаемых многоквартирных домов и составляют не более 100% от фонда заработной платы рабочих.

При определении расходов по статье «Общеэксплуатационные расходы» также рекомендуется применение следующих сборников:

Сборник квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих жилищно-коммунального хозяйства, составленный Центром муниципальной экономики и права;

Сборник норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, применяемых в ЖКХ, составленный Центром муниципальной экономики и права.

и ряд других, указанных в Приложении № 3 к сборнику.

При формировании расчетных стоимостей работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества ресурсным методом «Методическими рекомендациями по определению платы за содержание жилых помещений», разработанными Центром муниципальной экономики и права предлагается определение ряда расходов (расходов на управление, налогов, сборов, платежей, прибыли) как методом прямого счета, так и с применением относительных величин. Этот подход приведен в примере, отраженном в приложении 5 Методики ЦНИС. Данные величины определены на основании анализа большого опыта работы Центра и на них я остановлюсь подробнее дальше в моей статье.

Продолжение следует.

[1] http://www.cnis.ru. Раздел «Литература».

[2] Слово «Калькулирование» является производным от лат. calculatio - счёт, подсчёт — способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов. 

[3] http://www.cnis.ru. Раздел «Литература», код 03.129.

[4] См. Статьи Межецкой В.А. «ОТС – «друг» или «враг» для отраслевых организаций и как понять, к какому соглашению присоединяться: мнение независимого эксперта» (журнал «ЖКХэксперт:экономика и право», № 4 и 5 за 2019 год, рубрика «Комментарии и прогнозы»).

[5] Данный порядок применения цен распространяется на все статьи расходов, в которых используются материальные ресурсы.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...