Зачем российские города переходят на долгосрочное регулирование тарифов на тепло
Завтра комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике Заксобрания Свердловской области планирует рассмотреть обращение администрации Екатеринбурга об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения. По закону представительный орган должен дать на это согласие, но окончательное решение примет правительство страны. Речь идет об изменении подхода к формированию тарифов на теплоснабжение: от ежегодного расчета по методу "затраты плюс" город перейдет к долгосрочному регулированию.
Понятие ценовой зоны было внесено в Федеральный закон "О теплоснабжении" еще в июле 2017 года. С тех пор на новую тарифную схему в России перешли 44 муниципальных образования, среди которых и малые населенные пункты, и города-миллионники. В основном они расположены в Центральной России, Сибири и на Дальнем Востоке, в УрФО таких примеров до сих пор нет. Возможно, поэтому в нашем регионе пока мало кто знает, что означает переход в ценовую зону теплоснабжения и для чего он нужен. Как у любого нововведения, у него есть сторонники и противники, плюсы и минусы. Поэтому, вместо того чтобы пугать жителей грядущим "шокирующим ростом цен на отопление", как сделали некоторые местные СМИ, мы решили разобраться в вопросе.
Ориентир на идеал
Не секрет, что около двух десятков лет, начиная с 1990-х, в коммунальную инфраструктуру в России практически ничего не вкладывали. Предсказуемым результатом стали частые аварии, бьющие посреди улицы фонтаны кипятка, перебои с теплоснабжением целых городов, что в условиях нашей зимы критично. Последние 10-15 лет энергокомпании стараются не только латать дыры, но и планово перекладывать наиболее изношенные участки сетей. Однако эксперты отрасли в один голос говорят: сегодняшние темпы замены теплотрасс позволяют в лучшем случае остановить их старение, а на обновление, кардинальное улучшение состояния средств не хватает.
По данным агентства "Консалт Нэкст", сейчас в стране ежегодно обновляется не более одного процента тепловых сетей, тогда как нужно менять 4-6 процентов, а для исправления ситуации необходимо в ближайшие 10 лет вложить в эту сферу более 2,5 триллиона рублей. Но тарифы на теплоснабжение утверждает государственный регулятор (в Свердловской области - Региональная энергетическая комиссия), поэтому привлечь деньги со стороны не получается: любой инвестор хотел бы отбить свои вложения, причем за конкретный срок.
В такой ситуации и появилась идея ценовых зон - территорий, где тарифы на тепло выводятся из-под жесткого госрегулирования. Подчеркнем, однако: это не значит, что энергетикам разрешат задрать их по своему усмотрению, - регулирующий орган устанавливает предельный (максимальный) уровень.
Важно, что эта цифра не зависит от затрат теплоснабжающих организаций, а привязана к расчетному показателю - цене гигакалории от некоего условного теплоисточника, образцовой современной котельной. Стоимость ее продукта и взята в качестве ориентира, поэтому ценовые зоны теплоснабжения также называют моделью альтернативной котельной. Такая цена включает текущие и капитальные затраты, стоимость оборудования, сумму налогов и другие необходимые расходы, а также возврат капитала с доходностью, что делает модель альтернативной котельной привлекательной для инвесторов.
Схема работает
Расчетные цифры, возможно, недостаточно убедительны. Тогда стоит обратиться к реальному опыту городов, которые уже внедрили эту модель.
Первым стал Рубцовск в Алтайском крае. В городе со 123-тысячным населением к 2016 году система теплоснабжения оказалась в удручающем состоянии, и только приход серьезного инвестора, рискнувшего вложить огромные деньги в коммунальную инфраструктуру и восстановление теплоисточников, и внедрение в 2018 году новой тарифной схемы позволили избежать катастрофы.
В дальнейшем в Сибирском округе на модель альтернативной котельной перешли Барнаул, Красноярск, Новосибирск, Кемерово и ряд малых городов. Так, в Красноярске ее ввели в апреле 2020 года. Сибирская генерирующая компания заявила о намерении до 2032 года вложить в коммунальную сферу 18 миллиардов рублей (по подсчетам энергетиков, при сохранении прежнего тарифного регулирования инвестиции не превысили бы 7 миллиардов), половина этой суммы уже освоена. Темпы перекладки теплосетей значительно выросли: за четыре года приведено в нормативное состояние около 200 километров, в этом году добавится еще 50.
Другой город-миллионник, который одним из первых вошел в ценовую зону, - Самара. Как рассказали "РГ" в пресс-службе городской администрации, "это позволило в разы увеличить объемы перекладок и вести их опережающими темпами". В итоге за четыре последних года заменено 140 километров трубопроводов. При этом Самарский филиал "Т Плюс" использует самые современные материалы и оборудование, что поможет постепенно вывести систему теплоснабжения города на качественно новый уровень.
- Столь масштабных перекладок в Самаре не было уже свыше 30 лет, - отмечают в мэрии. - В рамках проекта с 2020-го по 2034 год общий объем инвестиций составит более 35 миллиардов рублей. Переход на новую модель также повышает качество услуг энергетиков, дает им возможность заниматься планированием на десятилетие вперед, строить работу системно и максимально продуктивно, с пользой для потребителя.
А что думают жители?
- Особых изменений мы пока не почувствовали, не считая тарифов. Да, они выросли, но не так значительно, как опасались, - резкого скачка не произошло. Что успокаивает горожан: с повышением тарифов люди стали получать и больше субсидий, - говорит Виктор Часовских, руководитель центра общественного контроля "ЖКХ Контроль" Самарской области.
Возможность планировать
Не ощутили "шокирующего" скачка цен и жители Перми, где модель альтернативной котельной запустили в начале 2022-го. На самом деле и в городах с традиционным регулированием тарифы повышаются из года в год: это происходит летом, а осенью, получив первую платежку со счетом за отопление, все мы испытываем некоторый шок. Практика показывает: в ценовой зоне наиболее ощутимый рост происходит в первый год, затем ситуация выравнивается. В конце концов, никто не говорит, что тариф для населения должен сравняться с ценой "идеальной" котельной одномоментно: ценообразование регулируется соглашением ТСО с местной администрацией, которое может предусматривать постепенное повышение в течение 5-10 лет. А дальше, как утверждают отраслевые эксперты, рост вообще должен остановиться либо не превышать индекс инфляции - это ведь долгосрочное регулирование.
Кстати, не многие екатеринбуржцы знают, что сейчас в городе действует с десяток тарифов, существенно отличающихся друг от друга. И тепло в вашем доме от старенькой ведомственной котельной может быть чуть ли не вдвое дороже, чем в многоэтажке через дорогу, которую отапливает, например, Академическая ТЭЦ. Так вот, при переходе в ценовую зону теплоснабжения тариф в границах города становится единым.
- Метод альтернативной котельной позволяет одновременно привлечь инвестиции в модернизацию и застраховать потребителей от резкого роста сумм в платежных квитанциях, так как стоимость тепловой энергии будет установлена на несколько лет вперед. Модернизация инфраструктуры приведет к снижению риска аварий и перебоев. Замена сетей будет вестись в соответствии с инвестпрограммой, согласованной с администрацией города. Жители и администрация станут четко понимать, что будет происходить с сетями в ближайшие несколько лет. Плюс метод предполагает введение усиленного контроля за действиями ресурсоснабжающей организации, - резюмирует Вадим Уланов, генеральный директор компании "Теплопрогресс", осуществляющей теплоснабжение Среднеуральска, где также есть планы перехода на новую схему тарифообразования.