Прямые договорные отношения 
не всегда эффективны

Прямые договорные отношения не всегда эффективны

Сегодня мы продолжаем публикацию статей участников и лауреатов Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ».

Предлагаем вашему вниманию статью вице-президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), доцента, заведующего кафедрой сервисного инжиниринга РГУТИС, члена Экспертного совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Филимонова Сергея Леонидовича «Прямые договорные отношения не всегда эффективны».

Данная статья была опубликована в журнале «ЖКХэксперт: экономика и право» № 7 за 2018 год, но нисколько не утратила своей актуальности. Ее автор – Филимонов Сергей Леонидович был участником конкурса в номинации «Лучший экспертный материал по решению экономических проблем сферы управления МКД».

Анализ складывающейся системы прямых отношений при реализации Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и проекта «Типового договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией» произведен по результатам опроса ресурсоснабжающих и управляющих организаций.

Настоящий Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования. Опубликован 5 апреля 2018 г. в Российской газете.

Сначала следует разграничить в жилищных отношениях понятия «прямые отношения» и «прямые платежи» при предоставлении коммунальных услуг.

Прямые отношения – это договорные отношения между исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) и конечным получателем таких услуг (собственник помещения). Оплата коммунальных услуг осуществляется собственником помещения непосредственно РСО.

Прямые платежи – это договорные отношения между исполнителем коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) и собственником помещения. При этом оплата за потребленные коммунальные услуги может быть произведена собственником помещения непосредственно РСО.

Основания для возникновения прямых отношений между собственниками помещений и РСО

1. Непосредственный способ управления (ограничен МКД в которых количество квартир не превышает 30) - ст.164 ЖК РФ.

2. При досрочном расторжении договора ресурсоснабжения с УО, ТСЖ, ЖСК по инициативе РСО при наличии задолженности УО по оплате потребленных ресурсов более 3-х расчетных периодов. – п.30 124 ПП РФ.

3. Если собственники помещений на общем собрании собственников приняли решение о сохранении ранее существовавших прямых договорных отношений с РСО (после 30.06.15 г.) – ст.12 176 –ФЗ РФ.

4. Если собственники не выбрали способ управления МКД, выбрали, но не реализовали.

5. Если УО,ТСЖ, ЖСК не заключили договор ресурсоснабжения с РСО.

Новые и измененные основания для возникновения прямых отношений между собственниками помещений и РСО

1. Если собственники помещений на общем собрании таких собственников приняли решение о заключении договора с РСО ст.157.2 ЖК РФ

2. Непосредственный способ управления (ограничен МКД в которых количество квартир не превышает 30) - ст.164 ЖК РФ.

3. При досрочном расторжении договора ресурсоснабжения с УО, ТСЖ, ЖСК по инициативе РСО при наличии задолженности этих организаций по оплате потребленных ресурсов в размере превышающем 2 расчетных периода. – ст. 157-2 ЖК РФ.

4. Если собственники помещений на общем собрании собственников приняли решение о сохранении ранее существовавших прямых договорных отношений с РСО (после 30.06.15 г.) – ст.12 176 –ФЗ РФ.

5. Если собственники не выбрали способ управления МКД, выбрали, но не реализовали.

6. Если УО,ТСЖ, ЖСК не заключили договор ресурсоснабжения с РСО.

Порядок оплаты потребителями КУ и КРСОИ в зависимости от вида прямых отношений

Порядок принятия собственниками помещений решения о переходе к прямым договорным отношениям с РСО

Порядок досрочного расторжения РСО договора ресурсоснабжения с УО, ТСЖ и ЖСК при неисполнении ими обязательств по оплате потребленных ресурсов

Основания для досрочного расторжения РСО договора с УО, ТСЖ, ЖСК

Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

Порядок определения среднемесячной величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения

Данная величина определяется ресурсоснабжающей организацией по следующей формуле:

 Среднемесячная величина = сумма обязательств УО по договору ресурсоснабжения (за 12 месяцев) / 12.

Момент расторжения договора ресурсоснабжения с УО, ТСЖ, ЖСК

По истечении тридцати дней с даты направления УО, ТСЖ, ЖСК уведомления договорна оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается прекращенным полностью, а договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок уведомления РСО о решении досрочно расторгнуть договор ресурсоснабжения

Обязанности РСО при прямых отношениях

Для исполнения данных обязательств РСО должна дополнительно:

• Организовать работу с неплательщиками(потребителями).

• Вести учет индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

• Осуществлять проверку достоверности передаваемых сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также осуществлять проверку состояния указанных приборов учета.

• Осуществлять приостановление или ограничение предоставления коммунальной услуги.

• Устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.

• Предоставлять потребителям сведения о правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, о наличии (отсутствии) задолженности или переплаты, о наличии оснований и правильности начисления неустоек (штрафов, пеней).

Обязанности УО, ТСЖ, ЖСК при прямых отношениях собственников помещений с РСО

Общие выводы по возможным последствиям при реализации прямых отношений

1. Возникает непрозрачность объемов потребления КРСОИ.

2. У РСО и УО появляются дополнительные виды обязательств, которые финансово не обеспечены. Требуется увеличение штата сотрудников организации с полной трудовой загрузкой, а также приобретение дополнительного программного обеспечения.

3. Убыточность УО при предоставлении КРСОИ.

Предложения по нормализации прямых отношений

Правительство РФ старается сдержать рост тарифов на коммунальные услуги, но одновременно увеличивает затратные виды обязательств РСО без финансового их обеспечения, что приводит к несостоятельности данных организаций.

1. Предлагается в регламент Государственной Думы РФ ввести обязательное требование - инициаторам законопроектов представлять справку о влиянии законопроекта на рост тарифов КУ.

2. Законопроекты, приводящие к увеличению видов обязательств РСО должны содержать механизмы изменения законодательства о тарифном регулировании.

Источник информации:
ЦНИС
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...