Реформирование системы управления жилищным фондом

Реформирование системы управления жилищным фондом

16 октября 2024 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоится заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

На заседании рассмотрели доклад Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О регулировании деятельности по управлению жилищным фондом и усилению контроля за управляющими организациями посредством ужесточения лицензионных требований к ним либо перехода на обязательное саморегулирование деятельности лиц, осуществляющих управление жилищным фондом». Он был подготовлен во исполнение абзаца 3 пункта 3.3 Решений по итогам совместного заседания комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда» и Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 06.12.2023 г.

Открыл и модерировал мероприятие председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков.

Вице-президент Ассоциации «Новое качество» Олег Малахов в своем выступлении отметил, что назрели потребности изменений в отрасли. Он представил 3 основные направления, которые были предложены в докладе: сохранение системы лицензирования с точечным изменением регулирования в части перераспределения полномочий между органами власти и ужесточения лицензионных требований; переход на обязательное саморегулирование деятельности лиц, осуществляющих управление жилищным фондом; переход к институту государственных региональных операторов управления жилищным фондом.

Константин Крохин, председатель правления Союза Жилищных организаций г. Москвы, в своем выступлении отметил, что при ужесточении лицензирования вырастит коррупционная составляющая, также высказал мнение, что при введении института саморегулирования вырастит стоимость обслуживания для граждан, поэтому при формировании такого способа регулирования необходимо обратить внимание на экономику процесса.

По мнению председателя профильного Комитета ТПП РФ Андрея Широкова при введении саморегулирования нагрузка на собственника увеличится на около 35 %.

Член Комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ и экономике недвижимости, Юрий Павленков. Поддержал, что реформа в отрасли жилищного управления назрела. Он отметил, что при реформировании стоит обратить внимание на опыт саморегулирования в смежных отраслях, таких как строительство, кадастрирование, оценка и других, и проанализировать их преимущества и недостатки. Также эксперт отметил, что существуют вопросы, которые сегодня не решены при передачи объекта в эксплуатацию в управляющую компанию: качество и полнота проектно-исполнительной документации на дом, технический паспорт объекта, инструкция по эксплуатации и др. Идеальным вариантом он назвал передачу управляющей организации «цифрового двойника» объекта.

Ирина Генцлер, Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», выступает за добровольное саморегулирование регулирование. Но на сегодняшний день скорее всего рынок не готов перейти на добровольное саморегулирование и отменить лицензирование.

Продолжая мероприятие, Андрей Широков озвучил мнение заместителя председателя Комитета Дмитрия Гордеева, который поддержал создание системы саморегулирования и рекомендовал подробнее раскрыть содержание и принципы деятельности его структурных элементов, меры по недопущению недобросовестного вытеснения с рынка конкурентов, подходы к установлений стандартов и правил саморегулирования управляющих организаций (СРО-УО) и их соотношение с нормами федерального и регионального жилищного законодательства (отсутствие дублирований), механизмы использования компенсационных фондов СРО-УО.

Александр Толмачёв, председатель Комитета Союза юристов Москвы, д.ю.н., профессор, в своем выступлении отметил, что необходимо четко понимать, что есть объект и субъект управления. Под объектом понимается кондоминиум, квартира или многоквартирный дом, под субъектом же должен пониматься коллективный собственник. Он предложил, что решение по выбору способа управления объектом должен определять субъект управления, то есть коллективный собственник.

Генеральный директор СРО НП «ЖКХ-ГРУПП» Ольга Беленькая, выступила за саморегулирования, но с точки зрения 315 ФЗ, что это самостоятельная инициативная деятельность субъектов профессиональной предпринимательской деятельности и разработки стандартов и контроля за ними.

Борис Хмельников, заместитель председателя Комитета, генеральный директор ЗАО «Центр муниципальной экономики», обратил внимание, что в поручении говорилось об усилении именно контроля за управляющими организациями посредством ужесточения лицензионных требований к ним либо перехода на обязательное саморегулирование деятельности лиц. Но отметил, что вариант государственных региональных операторов управления жилищным фондом представленный в докладе имеет место быть в исключительных условиях.

Евгений Блех, профессор РАНХиГС, выступая, напомнил истину, что ужесточение контроля приводит к ухудшению качества контроля и приведет к коррупционной составляющей. Также он отметил, что основе любой модели управления лежит «3 кита»: экономика, собственность, научно-образовательная база и кадровый потенциал.

При рассмотрении варианта введения саморегулирования в управление жилищным фондом необходимо создать вид экономической деятельность как управления многоквартирными домами, который на сегодняшний день отсутствует, такую мысль высказала Вероника Межецкая, председатель подкомитета по кадровой политике и развитию отраслевой системы социального партнерства и профессиональных квалификаций в жилищно-коммунальной сфере при Комитете ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, Заместитель генерального директора ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики».

Сусана Киракосян, заместитель председателя, руководитель подкомитета по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Комитета ТПП РФ по жилищному и коммунальному хозяйства, выступая отметила, что при подготовке доклада необходимо проведение научного исследования.

Подводя итоги заседания, Андрей Широков отметил, что необходимо проведение постепенной реформы наполнения существующей лицензионной модели регулирования, с возможностью добровольного членства в саморегулируемых организациях, а в дальнейшем и к возможному постепенному переходу к обязательному саморегулированию отрасли.

В заседании также приняли участие и выступили Ирина Монахова, гендиректор ООО «УК «МИРА», член Подкомитета ТПП РФ по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью, член Комитета, Светлана Бачурина, ответственный секретарь Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по строительству и ЖКХ.

По итогам мероприятия будут подготовлены предложения и направлены в Минстрой России и Комитет ГД по строительству и ЖКХ.

Видеотрансляция https://rutube.ru/video/private/1da462ce1326a6a26a1084fbc9b87560/?p=CpZFB39cWdioF6Nykrk-vg

Подробный материал о заседании будет опубликован в 11 номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право».

Журнал «ЖКХэксперт: экономика и право» со статьи «В докладе отсутствует главное – экономическая составляющая» Хмельникова Бориса Вадимовича, опубликованной в 9 номере начал серию экспертных публикаций по lокладу. В 10 номере журнала опубликована статья Генцлер Ирины Валентиновны «Переход от лицензирования к обязательному саморегулированию – это замена одной принудительной системы на другую».

Приглашаем экспертное сообщество присоединиться к обсуждению доклада и выразить свое мнение на станицах журнала!

Источник информации:
ЦНИС
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...