Министерство ЖКХ и энергетики Воронежской области заключило концессионное соглашение с подконтрольным ООО «Экомир» о строительстве и эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов (ТКО) и мусоросортировочного комплекса (МСК) в Поворинском районе. Максимальный объем вложений в проект — 718 млн руб. Концессия рассчитана на 11 лет. Власти планируют заключить с «Экомиром» еще 18 таких соглашений на создание различной «мусорной» инфраструктуры. Общие вложения в них могут превысить 8 млрд руб., большую часть которых в виде льготного кредита предоставит «Российский экологический оператор» (РЭО). По мнению аналитиков, успех проекта будет зависеть от ставки рефинансирования, так как долги могут быть переложены на учредителя.
О заключении с компанией «Экомир» концессии на строительство полигона ТКО вместимостью 332,1 тыс. кубометров и МСК мощностью 25,6 тыс. т в год в Поворинском районе Воронежской области «Ъ» рассказали в региональном министерстве ЖКХ и энергетики. Конкурс власти объявили еще в июне, заявки принимались до начала августа. В министерстве рассказали «Ъ-Черноземье», что соглашение было заключено с инициатором концессии.
Объекты на 10 га необходимо построить в течение года с момента подписания документов. Под проект выделены четыре участка: три в Рождественском сельском поселении и один в западной части города Поворино. Сама концессия рассчитана на 11 лет.
Основные вложения пойдут непосредственно в создание объектов — до 695,8 млн. Валовая выручка на второй год концессии оценивается в 19,2 млн руб., к десятому году она вырастет до 95,2 млн, а к последнему — упадет до 47,7 млн.
Из бюджета области на исполнение концессии до марта 2034 года компания получит 875,6 млн руб. Предельный размер капитального гранта, предназначенного на возмещение затрат на зарплату, техприсоединение, хозрасходы, аренду, обслуживание кредитов и страховку, составляет 20 млн. Базовый размер инвестплатежа на создание объектов — 562,3 млн, процентный платеж оценен в 293,3 млн. Также «Экомиру» могут возместить дополнительные расходы и недополученные доходы, но их размер определяется отдельно.
Ключевая ставка Банка России на дату заключения концессии составляет 16%, следует из документации. В августе ЦБ повысил ее до 18%, а в октябре — до 19%. Впрочем, «Экомир» будет привлекать льготное финансирование от публично-правовой компании РЭО по ставке не более 7%.
«Российский экологический оператор» вложит в проект 481,8 млн руб., сообщил гендиректор компании Денис Буцаев. Проектную документацию регион уже разработал и передал концессионеру. Выход на финансирование, по данным РЭО, возможен в первом квартале 2025 года.
Учредитель концессионера «Облкоммунсервис» является регоператором по обращению с ТКО в 18 районах области, в том числе в Поворинском.
«Экомир» планировал заключить эту концессию еще в 2023 году. Тогда проект оценивался в 487,6 млн руб. Однако в августе он был отклонен. Министр ЖКХ Евгений Бажанов в феврале называл причиной постоянный рост ставки ЦБ — с июля по декабрь она увеличилась с 7,5 до 16%.
Следующей после поворинской ожидается концессия на полигон и МСК мощностью 40 тыс. т каждый в Бобровском районе. Изначально затраты на них оценивались в 615,7 млн руб. Пока документация проекта не опубликована. В министерстве «Ъ-Черноземье» уточнили, что сроки проектов меняются и вносятся в федеральную схему обращения с ТКО, точные даты определят в конце этого — начале следующего года. Стоимость же корректируется «с учетом текущих цен и инфляции».
Управляющий партнер IPM Consulting Вадим Тедеев отметил, что для «Облкоммунсервиса» как унитарного предприятия действует «целый ряд» ограничений не только в части владения имуществом, но и привлечения заемных средств, включая коммерческие кредиты. «Унитарное предприятие не владеет, а лишь распоряжается на правах хозяйственного ведения переданным ему имуществом, оно не может привлекать заемные средства в коммерческих банках, тем более под залог имущества, без согласования с учредителем, выступающим к тому же еще и собственником этого имущества», пояснил эксперт. По его словам, такие юрлица, как правило, существуют на средства учредителя, а кредиты в лучшем случае предоставляются бюджетные, и на стоимость их обслуживания ставка рефинансирования не влияет.
«А вот учрежденные унитарными предприятиями общества имеют куда большую свободу и в части распоряжения имуществом, которое, в частности, может выступать в качестве залога, и в части привлечения заемных средств в коммерческих банках. Если бы “Облкоммунсервис” или региональные власти могли профинансировать создание полигона исключительно за счет средств бюджета, никакой необходимости в концессии не возникло бы»,— пояснил господин Тедеев.
Эксперт уверен, что финансирование «Экомира» за счет бюджета не имеет смысла, а вот привлечение «Экомиром» заемных средств в виде коммерческих кредитов «очень даже логично». «Понятно, что столь крупные долги должны быть чем-то обеспечены. Это может быть и залоговое имущество, и поручительство, и госгарантия, но в любом случае по долгам “Экомира” будет в конечном итоге отвечать его учредитель, так что ставка рефинансирования, непосредственно влияющая на стоимость кредита, и размер долговых обязательств, которые могут быть переложены на учредителя, в такой ситуации значимы для реализации проекта»,— резюмировал Вадим Тедеев.