Почему до сих пор альткотельная 
не получила широкого распространения?

Почему до сих пор альткотельная не получила широкого распространения?

Как уже анонсировалось, в юбилейном 100-м номере информационно-статистического сборника «Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве» была опубликована статья с указанным выше заголовком известного отраслевого эксперта в сфере теплоснабжения - члена экспертного совета по вопросам ЖКХ ФАС России.

И так получилось, что в этом же номере опубликовано и поздравление в адрес коллектива издания этого профессионала как одного из руководителей крупнейшей теплоэнергетической компании страны.

Как Вы догадались, речь идет о Степиной Екатерине Андреевны – давнем партнере нашего издания, которая на страницах сборника сумела выступить в двух лицах.

Публикуем отрывок из статьи.

Формирование цены по методу «альтернативной котельной» было придумано не в России. Также как основы права, банковского дела, арифметики и геометрии.

В профессиональных чатах недавно возникла перепалка по принципу – раз идея не российская, то она плохая. Позволю себе в монологе (а это всегда легче и приятнее для себя, чем в диалоге) возразить коллегам.

А действительно ли было справедливое ценообразование в отрасли теплоснабжения хоть когда-то ранее, когда мы пытались двигаться своим особым путем?

Давайте рассмотрим, что у нас было исторически. Цена на тепловую энергию на котельных формировалась предприятием, владеющим котельной. Но население в квартирах платило по государственным расценкам, не имевшим ничего общего с реальной стоимостью услуг. Цена назначалась не по реальной стоимости услуги, а с учетом софинансирования со стороны государства. Появлялось все большее количество льготников.

В начале 2000-х я отвечала за получение из бюджета компенсаций от соцзащиты на оплату услуг за тех, кто пользовался льготой. Система была такой: льготник приходил в ЖЭУ и показывал документ о праве на льготу. Начисления убирались из квитанции, при чем каждая льготная категория имела право на разные льготы по разным услугам. А потом начинался длительный спор с соцзащитой по каждой фамилии. Приходилось сверять рукописные таблицы вручную, вызывать снова жителя (или идти к нему домой), заново заносить данные документа в таблицу, снова направлять в соцзащиту и снова получать ответ, что у них такой не значится. А ведь документы на льготы выдавались по всему Союзу.

Сколько денег недополучила в то время отрасль, когда не имела права отказать в предоставлении льготы, но и не могла доказать, что верно предоставила, наверное, никто точно и не знает. В таком же состоянии были все перевозчики пассажиров. Государство отчаянно боролось за каждую копейку. Тарифы регулировались на местном уровне, все зависело от того, в каком состоянии МУП и сколько денег в бюджете муниципалитета. Популизм приводил к тому, что начались повальные банкротства.

Наступил период, когда выплатили наконец долги СССР в 2006 и начали жить с более- менее сбалансированным бюджетом. Как раз начал действовать Жилищный Кодекс РФ и мы с ужасом узнали, что теперь продавать населению ресурсы нужно ровно по той же цене, что установлена для ресурсоснабжающей организации.

Те, кто сообразил быстро (были у нас в Перми такие) поняли, что есть последний год, когда можно повысить платеж населения (зачастую он считался в руб/кв м, а не за 1 Гкал) и поднимали цены и на 35%, чтобы обеспечить стабильность в отопительный период. Немногим удалось выровнять цену на тепловую энергию, в основном в стране все делали ставку на перекрестное субсидирование и крупные промышленные потребители отваливались (кто сам умирал, кто строил собственные источники).

Помимо предыдущих проблем пришла проблема избыточных тепловых мощностей и непонимание что с этим делать, ведь чем эффективнее работает источник, тем ниже себестоимость. В 2005 вышло законодательство о предоставлении субсидий на оплату коммунальных услуг, но получить субсидию оказалось делом сложным.

Подоспела реформа РАО «ЕЭС». Можно по-разному относиться к этому, но, по моему мнению, в то время и в тех условиях можно было сделать только так, как сделали. Крупные генерирующие мощности получили инвестиции. Рынок тепла ТЭЦ немного вздохнул. Рынок МУПов, ГУПов, владеющих котельными, плакал, но жевал кактус. Начался бум строительства, реформировалась плата за подключение, в 210-ФЗ появилась инвестиционная надбавка, появились инвестпрограммы. Началась полемика почему все потребители должны платить за строительство инфраструктуры к новому микрорайону. Появились нормативы потребления тепловой энергии. Начался период массовой установки приборов учета.

И тут в 2010 году вышел закон «О теплоснабжении». Все снова изменилось. Особенно пострадала горячая вода, используемая потребителем в кране. Но надежда оставалась, в конце 2012 года приняли правила регулирования тарифов. Вспоминайте, коллеги, мы же не очень и смотрели текст об экономически обоснованных тарифах, нас всех интересовал только метод RAB- регулирования в тепле! Все остальное, думали мы, не для нас, тем более что в сетях электроснабжения начали этот метод применять. Мы подавали разногласия в ФСТ на первые тарифы, установленные по новой методике. Мы начинали спорить о полезном отпуске, учтенном в схеме теплоснабжения.

И впервые задумались о том какая же цена является справедливой для теплоснабжения. Родилась идея «альтернативной котельной». Многие восприняли ее в штыки, ведь оставалась надежда на метод доходности инвестированного капитала (а он тоже не российское изобретение) и на механизм оспаривания тарифов.

Тут случились три события, после которых работать расхотелось:

Полный текст статьи Вы можете прочитать, оформив подписку на общероссийский информационно-статистический сборник «Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве»

Источник информации:
ЦНИС
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...