Сегодня мы продолжаем публикацию статей участников и лауреатов Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ».
Предлагаем вашему вниманию статью исполнительного директора Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения Елены Владимировны Довлатовой «Концессии в отрасли водоснабжения и водоотведения имеют высокий потенциал роста, но приносят инвестиции пока только на бумаге», в которой рассмотрены результаты реализации 350 концессий в сфере водоснабжения и водоотведения.
Данная статья была опубликована в журнале «ЖКХэксперт: экономика и право» № 9 за 2018 год, но нисколько не утратила своей актуальности. Ее автор – Елена Владимировна Довлатова была участником конкурса в номинации «Лучший экспертный материал по решению экономических проблем сферы ресурсоснабжения (водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, ТКО)».
В настоящее время активным ходом идет прием материалов для участия во Всероссийском конкурсе профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2024».
Недавно были опубликованы первые участники конкурса, выдвинутые редакцией журнала по всем номинациям конкурса.
До завершения приема материалов для участия в конкурсе – 1 ноября т.г. - остается все меньше времени.
Ждем ваших материалов для участия в конкурсе! Как-то это нужно выделить
Концессии в отрасли водоснабжения и водоотведения имеют высокий потенциал роста, но приносят инвестиции пока только на бумаге
По результатам анализа Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения инвестиционной активности в водопроводно-канализационном хозяйстве на сегодняшний день в отрасли реализуется 350 концессий на общую сумму 122 млрд рублей. Из всех заявленных инвестиций 93,4 млрд рублей (76%) приходятся на три проекта (г. Волгоград, г. Саратове и г. Тюмень), остальные 28,6 млрд. рублей (24%) распределены между другими городами. Более 80% концессий в отрасли имеют размер инвестиций 10 миллионов рублей на 30 лет.
Соотношение между количеством концессий и объемом заявленных инвестиций показывает, что такие проекты в коммунальной инфраструктуре пока имеют чисто номинальный характер. Идёт активный количественный рост проектов и планируемых инвестиций, но качество и реальные вложения пока не позволяют говорить о высокой эффективности концессионных инструментов. Особенно, если речь идет о системах водоснабжения и водоотведения в малых городах.
В муниципальных образованиях не готовы к заключению концессионных соглашений по формальным причинам: отсутствуют акты технического обследования, устарели схемы водоснабжения и водоотведения, не поставлены на кадастровый учет объекты недвижимости, не оформлены права собственника, разрешительные документы (лицензии на добычу подземных вод, документы, связанные с негативным воздействием на водные объекты и др.).
Еще одна проблема - текущая кредиторская задолженность унитарных предприятий. Объем долгов в целом по отрасли составляет 42 % от годовой выручки профильной организации. В отдельных случаях размер кредиторской задолженности превышает годовую выручку водоканала.
Многие водоканалы в малых городах работают на УСН и не являются плательщиками НДС. Между тем, концессионер обязан уплачивать НДС независимо от системы налогообложения. При переходе в концессию тарифы сразу увеличиваются на 18 %, а с 1 января 2019 - на 20%, что не позволяет уложиться в предельный индекс платы граждан за коммунальные услуги и сильно влияет на возможности по возврату вложенных инвестиций концессионеру.
Отдельное внимание необходимо обратить на проблемы, возникающие при реализации концессий в сфере водоотведения.
Во многих небольших и сельских городских поселениях очистные сооружения канализации (ОСК) или отсутствуют, или по факту не осуществляют очистку сточных вод до нормативных требований. Создание новых ОСК или реконструкция имеющихся требует значительных вложений.
По расчётам специалистов Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), основанным на опыте подготовки концессионных соглашений в малых городах Смоленской, Тульской и Архангельской областей, объем затрат на реконструкцию ОСК в городе с населением около 50 000 жителей составляет примерно 500 млн руб. При этом, весь годовой оборот водоканала в сфере водоотведения составляет 50-60 млн руб. Сроки окупаемости проектов по реконструкции очистных сооружений составляют от 60 до 170 лет, а в случае нового строительства соответствующих объектов 141-250 лет. Очевидно, что в таких условиях без поддержки государства не обойтись.
Кроме экономических рисков концессионеры сталкиваются с проблемами наложения значительных штрафов за негативное воздействие на окружающую среду. Инвестор может быть подвергнут штрафу с момента заключения концессионного соглашения и до момента завершения работ по созданию и реконструкции очистных сооружений. Размеры штрафов составляют 20-30 млн рублей в год, при годовом обороте в сфере водоотведения 50-60 млн руб.
Проведенный РАВВ анализ практики реализации концессий в сфере водоснабжения и водоотведения подтверждает острую необходимость в системной государственной поддержке инвестиционной активности в отрасли. Кроме того, для повышения качества проектов и увеличения объема реальных финансовых вложений необходима стабильная правовая среда, гарантирующая неизменность правил игры в отрасли, и компетентный заказчик. К сожалению, муниципалитет не в состоянии сегодня поставить чёткую задачу инвестору по модернизации инфраструктуры, подготовить соответствующие объекты для передачи в концессию, контролировать выполнение обязательств сторон. Требуется планомерное и регулярное обучение на местах органов местного самоуправления работе по реализации государственно-частных инфраструктурных проектов.
Тем не менее, Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения продолжает шаг за шагом запускать концессионные проекты в малых городах, анализировать возникающие сложности, формулировать предложения по их устранению и вести диалог с профильными органами власти. Важной поддержкой в этой работе на протяжении многих лет остаётся Фонд содействия реформированию ЖКХ, который сегодня, по сути, стал компетентным институтом поддержки инфраструктурных проектов. Благодаря его финансовой помощи удаётся существенно нивелировать многие описанные выше проблемы на местах, связанные с неспособностью малых городов разработать и «упаковать» свой проект для инвестора.