В Минстрое предлагают освободить местные власти в Арктической зоне от оплаты коммуналки пустующих домов.
Общее количество оставленного россиянами жилья в Арктической зоне превышает 12 тысяч, при этом большинство объектов находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Они требуют капитального ремонта либо подлежат сносу, так как непригодны для проживания. Кроме того, на большинстве из пустующих помещений есть задолженность за жилищно-коммунальные услуги. По закону обязанность содержать такие помещения и оплачивать коммуналку лежит на муниципалитетах. Поэтому целесообразно рассмотреть возможность освободить местные власти от такой финансовой нагрузки. Об этом заявил директор департамента развития ЖКХ Минстроя Александр Федяков на совещании в Совете Федерации 26 сентября.
У субъектов также есть предложения по решению проблемы: консервировать брошенное жилье либо часть пустующих квартир распределять по договорам служебного или коммерческого найма нуждающимся.
Проблема старая
Проблема «мертвых» домов не впервые поднимается в Совфеде. На пленарном заседании палаты 17 апреля, где подводили итоги Дней Республики Коми, власти региона рассказали, что ежегодно местные бюджеты тратят на содержание пустующего муниципального фонда около 700 миллионов рублей. Жилье пустует из-за постоянного сокращения населения региона. Например, изначально Воркута строилась как центр угледобычи с населением 250 тысяч человек, сейчас же в городе живет чуть более 56 тысяч жителей. В общей сложности пустует около семи тысяч муниципальных квартир.
По факту люди там не живут, но прописаны. Бывает и так, что в доме на десятки, а то и сотни квартир живут всего несколько человек, а значит, власти обязаны обслуживать такие дома. При этом подобные квартиры находятся, как правило, в неперспективных к развитию населенных пунктах, но аварийными не признаны. А это значит, что сносу объекты в соответствии с законом не подлежат. То есть власти постоянно должны тратить деньги на их содержание.
Председатель палаты регионов Валентина Матвиенко тогда же на заседании поручила решить вопрос: «Это 700 миллионов рублей в год на ветер!». «В этой ситуации надо найти рецепт вместе с Минстроем. Например, у нас есть возможность принудительно расселять жителей из ветхого жилья, почему нет такого же инструмента для пустующего или полупустующего жилого фонда?» — задалась вопросом спикер.
В самом регионе решение проблемы видят через принятие федерального закона о консервации жилья. Ранее губернатор Республики Коми Владимир Уйба сообщил «Парламентской газете» о разработке таких поправок. Если инициатива будет поддержана, власти смогут расселять малозаселенные дома, концентрируя количество жителей. «Пока же, особенно в Воркуте и Инте, люди уезжают, но жилье за ними формально остается. Порой получается так, что на стояке в пятиэтажном доме остается одна семья, при этом мы вынуждены обслуживать такие дома», — сказал Уйба.
Решение найдено
Пустующие дома на Севере — это проблема не только Коми. По оценкам Минстроя, общее количество подобных жилых домов в Арктической зоне превышает 12 тысяч и при этом большинство находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Они требуют капитального ремонта либо подлежат сносу, так как непригодны для проживания, сообщил Александр Федяков на совещании в палате регионов. Поэтому в Минстрое поддерживают законопроект, который власти Коми направили для обсуждения в Совет Федерации.
Сократить площади пустующего жилищного фонда авторы инициативы предлагают, закрепив соответствующие изменения в Жилищном и Земельном кодексах, уточнил член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Афанасьев. Речь идет о возможности консервации малозаселенных многоквартирных домов на территории монопрофильных муниципальных образований, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения.
Помимо Минстроя, концептуально законопроект поддерживают и другие министерства и ведомства, но с рядом замечаний.
Так, первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов обратил внимание, что в законопроекте отсутствует единый порядок установления по дому признака заброшенности, а также «определенный комплекс мероприятий, который должен предприниматься органами местного управления для консервации квартирных домов».
В Минэкономразвития считают, что в документе нужно убрать привязку к моногородам, а претензии Минфина носят юридико-технический характер, отметила замдиректора департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Инесса Петрова.
«Основное замечание у Минфина - это вопросы определения финансовых потребностей. Законопроект предполагает увеличение расходных обязательств субъектов и соответственно муниципальных образований, в первую очередь, соответственно, субъектов. И в силу статьи 83 Бюджетного кодекса эти дополнительные расходные обязательства могут быть обращены на федеральный бюджет. Поэтому наше основное предложение и требование — это согласование законопроекта со всеми субъектами Российской Федерации», — подчеркнула представитель финансового ведомства.