20 сентября 2024 года Магаданский городской суд Магаданской области рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора города Магадана в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Магадана о признании недействующим постановлений об установлении размера платы за содержание жилого посещения в двух многоквартирных домах, собственники которых на общем собрании не приняли решение об установлении такого размера.
К делу в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «Городская управляющая компания «РЭУ-7», ООО «Жилсервис-Магадан», Государственная жилищная инспекция Магаданский области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии г. Магадана, а также Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Суть дела:
Прокурор считает, что мэрией г. Магадана необоснованно принимаются решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах - без учета предельных индексов изменения размера платы за содержание жилых помещений, установленных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и это привело к превышению размера такой платы.
Представитель административного ответчика мэрии г. Магадана и заинтересованного лица Департамента ЖКХ г. Магадана требования не признала, указав, что управляющими организациями были представлены обоснованные предложения размера платы за содержание жилого помещения. Представленные расчеты работ и услуг выполнены в расчетном комплексе «МКД-расчет» онлайн сервиса для расчета стоимости содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах, разработанного Центром муниципальной экономики . Указанные расчеты проверены Департаментом ЖКХ и признаны экономически обоснованными. При этом экспертным заключением установлено, что тарифы занижены, однако данное обстоятельство не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как в многоквартирных домах проживают и незащищенные слои населения, для которых установление более высокого тарифа будет являться непосильным, поэтому управляющими организациями устанавливается более низкий тариф. Считает, что оспариваемые постановления соответствуют действующему законодательству и приняты в соответствии с административным регламентом, который является действующим нормативно-правовым актом.
Представители заинтересованных лиц ООО «Жилсервис-Магадан» и ООО «Городская управляющая компания «РЭУ-7» полагали, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку установленные тарифы являются заниженными, в то время как прокурор в административном иске утверждал, что они являются завышенными. Вместе с тем завышение тарифа является риском предпринимательской деятельности управляющих организаций и не влечет нарушение прав собственников жилых помещений.
Проанализировав положения федерального законодательства, принимая во внимание правовые позиции, суд пришел к выводу, что при проверке содержания муниципальных правовых актов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следует исходить из того, что установленный размер платы за содержание жилого помещения должен быть экономически обоснованным. Размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности работ и (или) оказания услуг.
Само по себе экономическое обоснование нормативного правового акта предполагает раскрытие в понятной и доступной форме, каким образом при подготовке проекта нормативного правового акта получено то ли иное значение (цифра) по каждой расценке.
Для определения экономической обоснованности тарифов, установленных оспариваемыми постановлениями мэрии г. Магадана, судом была назначена судебная экономическая экспертиза, проведение которой поручено ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики». Из экспертного заключения ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» следует, что размер платы, установленный для двух домов мэрией г. Магадана не является экономически обоснованным, поскольку плата за содержание жилого помещения в данных МКД занижена по отношению к экономически обоснованной величине.
Оценивая данное заключение, суд принял его во внимание в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку оно составлено компетентными специалистами, сведения о квалификации которых отражены в заключении, выводы экспертов мотивированы, носят ясный и однозначный характер, не содержат противоречий, экспертами полно и четко сформулированы ответы на поставленные вопросы. В ходе судебного разбирательства установлено, что размер платы не является завышенным, как это заявлено прокурором и поэтому суд его признал экономически обоснованным, и оснований полагать, что такой размер определен с нарушением действующего законодательства у суда не имеется.
Обо всех ошибках, которые совершили в расчетах управляющие организации и почему плата была занижена более подробно можно будет узнать из журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» (статья будет опубликована в № 10).