Социальное партнерство как основная форма реализации уставных целей профсоюза по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза

Социальное партнерство как основная форма реализации уставных целей профсоюза по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза

Предлагаем вашему вниманию доклад Председателя Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения А.Д. Василевского на IV Пленуме Центрального комитета Профсоюза жизнеобеспечения 26 мая 2023 года, г. Москва «Социальное партнерство как основная форма реализации уставных целей профсоюза по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза».

В докладе, опубликованном в июньском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» за 2023 год, подробно рассказано, почему социальное партнерство в последние годы играет все более значимую роль в регулировании социально-трудовых отношений, каких результатов удалось достичь в борьбе за трудовые права и какие меры необходимо предпринять для его дальнейшей успешной реализации и развития. А.Д. Василевский был участником Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023» в номинации «Лучший экспертный материал по решению проблем кадрового обеспечения, организации и оплаты труда организаций ЖКХ».

Наше очередное заседание в этом году посвящено теме социального партнерства не случайно. Во-первых, Пленум проходит в рамках объявленного Исполкомом ФНПР 2023 года – Годом укрепления и развития социального партнерства.

Во-вторых, это связано с тем, что социальное партнерство в последние годы играет все более значимую роль в регулировании социально-трудовых отношений, решении проблем экономического развития страны и роста благосостояния граждан.

В нашей стране в сферу труда понятие «социальное партнерство» прочно вошло более 30 лет назад благодаря указу Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и было сразу подхвачено профсоюзами, как весьма эффективный и цивилизованный путь взаимодействия работников с работодателями и с заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления.

С введением в действие нового Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство закрепилось, как один из основных принципов регулирования трудовых и иных, связанных с ними, отношений. На протяжении десятилетий и по сегодняшний день продолжается совершенствование системы взаимодействия сторон социального партнерства на всех уровнях с учётом меняющегося законодательства, социально-экономической ситуации в стране и в отрасли.

В сфере жизнеобеспечения Профсоюз совместно с Общероссийскими объединениями работодателей, компетентными федеральными и региональными органами исполнительной власти так же выстраивали в ЖКХ новую отраслевую систему.

Новый импульс развитию взаимодействия сторон был дан в 2020 году внесением в Конституцию России гарантий по обеспечению и реализации принципов социального партнерства (ст. 75.1 и п.е.4 ч.1 ст.114).

В свете повышения статуса социального диалога начинается более масштабный процесс интеграции его принципов в уже действующее законодательство, в том числе отраслевое.

На федеральном уровне ведущую роль в трехстороннем регулировании труда и всей социальной сферы играет Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, состоящая на паритетной основе из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Профсоюз через представительство в РТК и в составах ее рабочих групп, а так же Общественных советах, профильных комитетах и комиссиях при федеральных органах законодательной и исполнительной власти принимает активное участие в формировании социально-экономической политики, разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам.

В отраслях, объединяемых Профсоюзом, сформировались следующие направления социального партнёрства: регулирование социально-трудовых отношений через коллективные договоры и отраслевые соглашения, сотрудничество с заинтересованными органами власти и профессиональным сообществом, представительство и защита интересов работников в органах социального партнерства всех уровней, участие работников в управлении организацией.

Заключение и реализация коллективных договоров и соглашений на общероссийском и территориальных уровнях направлено на системное решение вопросов оплаты труда с учетом сложности и квалификации и условий труда, охраны труда, увеличения размера надбавок и доплат компенсационного характера, обеспечение дополнительных гарантий для работающих женщин и молодежи, проведению грамотной кадровой политики и обеспечению занятости.

На отраслевом федеральном уровне у нас заключены соглашения с Общероссийскими объединениями работодателей: сферы жизнеобеспечения; «Союзом коммунальных предприятий»; "Федерацией лифтовых предприятий".

Соглашения являются правовыми актами, и являются основой для заключения региональных и территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров в объединяемых Профсоюзом организациях.

По данным отчетов территориальных организаций на 1 января 2023 года заключено 43 региональных, 22 территориальных и 60 иных соглашений по отдельным направлениям регулирования трудовых отношений в ЖКХ.

Весь этот пакет документов является той самой правовой базой, или по другому - инструментами социального партнерства, позволяющими не только Профсоюзу решать свои уставные задачи по защите и представительству прав работников, но и способствовать созданию необходимых условий для эффективной производственной деятельности организаций, решению вопросов комплексного развития и коренных преобразований в сфере жизнеобеспечения. Особенно это важно в нынешних сложных финансово-экономических и политических условиях, учитывая комплекс системных проблем, имеющихся в отрасли.

На сегодняшний день общее количество организаций, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, составляет около 41 тысячи с численностью занятых работников более 2 млн человек. По данным Росстата на долю жилищно-коммунального хозяйства приходится 6,4 трлн рублей поставленных ресурсов и оказанных услуг, включая: теплоснабжение — 1,3 трлн рублей; жилищные услуги — 1,2 трлн рублей, водоснабжение и водоотведение — 0,4 трлн рублей.

При этом, сфера жилищно-коммунального хозяйства является одной из самых социально острых. Проблемы ЖКХ – «лидеры» социологических опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Не способствует повышению качества предоставляемых услуг ЖКХ большая изношенность основных фондов и инженерных систем, отсталые технологии, низкая эффективность, дефицит финансовых средств, массовое банкротство предприятий-производителей услуг, необоснованный рост тарифов.

Особую обеспокоенность вызывает ситуация с уровнем аварийности в нашей сфере, которая имеет тенденцию к возрастанию. Из-за высокого износа сетей ежемесячно происходит в среднем 6,6 тысяч происшествий, которые ведут к перерывам в поставках коммунальных услуг. Фактическое количество чрезвычайных ситуаций, крупных аварий на объектах ЖКХ не уменьшается, а количество разрушений и техногенных катастроф увеличивается.

В последние годы со стороны государства стало уделяться больше внимания вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства. В отрасли реализуются национальные проекты и государственные программы «Жилье и городская среда», «Экология», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Чистая вода» и другие.

В ближайшие два года на программу модернизации ЖКХ планируется направить более 200 млрд руб. федеральных средств.

Профсоюз поддерживает весь комплекс мер, направленных на инфраструктурное развитие и модернизацию отрасли. Приток инвестиций может дать определенный положительный эффект и будет способствовать повышению комфортности и качества сферы жизнеобеспечения. Однако, Профсоюз обращает внимание, что освоение средств не должно привести к краткосрочному, разовому эффекту. Не менее важное значение имеют вопросы дальнейшей эксплуатации, сохранения и развития жилищного фонда и питающей его инженерной инфраструктуры, то, что непосредственно связанно с деятельностью организаций жилищно-коммунального хозяйства и наших работников.Работников! Именно от них зависит эффективное функционирование организаций отрасли, а также своевременность и качество реализации всех предусмотренных в рамках модернизации мероприятий и работ.

Кадровый вопрос в отрасли стоит очень остро. На предприятиях ЖКХ растет доля работников пенсионного и предпенсионного возраста, а текучесть кадров на многих из них превышает 30%. Молодёжь в общей численности персонала составляет 16-18%. В организациях наблюдается хроническая недоукомплектованность численности штатных работников, на некоторых предприятиях до 50%, если сравнивать ее с нормативной (оптимальной) численностью. Идет отток квалифицированных кадров в смежные отрасли.

8 февраля 2023 года в ходе Правительственного часа в Госдуме Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин сообщил, что в жилищно-коммунальном хозяйстве потребность в кадрах составляет 91 тыс. человек.

По данным Коммерсантъ.ru в числе лидеров по количеству вакансий в ЖКХ оказались Москва, Петербург, Новгородская, Мурманская, Псковская и Свердловская области. Обратите внимание, как сместились акценты в вопросах занятости. Еще несколько лет назад, в обращении V Съезда Профсоюза к Президенту России Путину В.В., мы выражали обеспокоенность сложившейся ситуацией, связанной с привлечением рабочих-мигрантов в наши организации, что привело к обесцениванию квалифицированного труда, дестабилизации занятости кадровых работников и вытеснению их дешевой рабочей силой. Это породило условия для уклонения работодателей от налогов, отчислений в фонд социального страхования и пенсионный фонд, снизило их заинтересованность в модернизации производства, повышении его энергоэффективности, в создании безопасных условий труда и экологии.

Сейчас рынок вакансий в ЖКХ очень большой. Однако, наши соотечественники и даже рабочие из стран ближнего зарубежья не торопятся занять рабочие места на предприятиях ЖКХ.

Вопросы кадровой обеспеченности отрасли, сохранения и создания новых рабочих мест постоянно находится в центре внимания Центрального комитета и территориальных организаций Профсоюза и рассматриваются на всех уровнях социального партнерства.

В прошлом году представители Профсоюза и представители Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения были включены в состав вновь созданного Подкомитета по развитию системы социального партнерства, профессиональных квалификаций и кадровой политики в ЖКХ Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

Подкомитетом были рассмотрены вопросы, касающиеся развития системы социального партнерства, реализации конституционных норм по обеспечению социального партнерства в жилищной и коммунальной сфере, развития профессиональной системы квалификаций и сохранения кадрового потенциала в отрасли. Предложения подкомитета нашли отражение в обращении Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ к руководителю ФАС Шаскольскому М.А. по учету принципов социального партнерства в проектах НПА государственного тарифного регулирования.

Меры по содействию развития отраслевой системы квалификаций на основе современных профессиональных стандартов, обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития отрасли, развитие кадрового потенциала и совершенствование механизмов привлечения в отрасли специалистов высокого уровня квалификации и другие предусмотрены в новых отраслевых федеральных и региональных соглашениях, коллективных договорах.

В этих целях Профсоюз участвует в работе отраслевых Советов по профессиональным квалификациям, которые создают организационно-методическую и ресурсную основу проведения независимой оценки квалификаций, а именно СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве и СПК в лифтовом хозяйстве, в сфере вертикального транспорта и подъёмной техники.

В целях повышения престижа рабочих профессий и формирования положительного имиджа отрасли важным направлением работы ЦК и территориальных организаций Профсоюза было совместное с Минстроем России, Минтрудом России и общероссийскими объединениями работодателей в рамках социального партнерства участие в проведении наиболее значимых Всероссийских конкурсов и организация различных профессиональных конкурсов в ЖКХ: «Лучший проект создания комфортной городской среды»; «Лучшая муниципальная практика»; «Самый благоустроенный город России»; «Российская организация высокой социальной эффективности»; «Лучший проект по информационно-пропагандистскому сопровождению реформы ЖКХ».

Победители отраслевых конкурсов регулярно становятся призерами региональных и Всероссийских конкурсов.

В 2022 году впервые прошел Всероссийский конкурс профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ года», организованный Центром муниципальной экономики и права и официальным партнером которого является Профсоюз жизнеобеспечения.

Также с целью дополнительной поддержки отрасли, чтобы подчеркнуть особое значение деятельности всех работников сферы ЖКХ, их важный и ответственный труд Профсоюз обратился к Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э. Файзуллину с просьбой учредить отдельный профессиональный праздник «День работника жилищного и коммунального хозяйства» (См. статью Евдокимовой Ю.В. «Дню работника жилищного и коммунального хозяйства» быть?», опубликованную в № 4 журнала «ЖКХэксперт: экономика и права» в рубрике «Кадры в ЖКХ» https://cnis.ru/articles/15949). Нашу инициативу поддержали представители профессионального сообщества, органы власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления. Минстрой России так же концептуально поддерживает нашу инициативу и готов рассмотреть вышеуказанный вопрос после получения позиции Минтруда России. Соответствующий запрос в Минтруд уже направлен и надеемся, что возражений не будет.

Профсоюзом совместно с социальными партнерами ведется большая планомерная работа по развитию кадрового потенциала отрасли, повышению престижа сферы жизнеобеспечения, привлечению молодых и квалифицированных специалистов. Но, все наши усилия не могут кардинально изменить ситуацию, так как основным мотивирующим фактором для привлечения и, главное, закрепления работников и специалистов на наших предприятиях, который также выступает и основной проблемой в решении кадрового вопроса, является обеспечение достойного уровня заработной платы, способного конкурировать с другими отраслями.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 2 Трудового кодекса РФ закреплено право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи.

Центральный комитет и территориальные организации профсоюза проводят регулярный мониторинг реального уровня заработной платы наших работников. В рамках подготовки к Пленуму были собраны актуальные данные в разрезе подотраслей, объединяемых профсоюзом.

Выборочная информация по заработной плате по данным территориальных организаций Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (руб.)

По данным территориальных организаций, в большинстве субъектов Российской Федерации размер средней заработной платы в объединяемых подотраслях ЖКХ составляет 30-70% от среднего показателя по соответствующему региону. Мы считаем, что такой уровень заработной платы является катастрофически низким!

Сложнее всего складывается ситуация на предприятиях ЖКХ, расположенных в удаленных районах и в сельской местности, где размер заработной платы составляет 15-18 тысяч рублей (25-35% от средней по региону). Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности так же остаётся значительной.

Средние зарплаты с учетом административно-управленческого персонала смотрятся чуть получше, но и они не дотягивают до средней по региону, тем более зарплата рабочих. Кроме того, в связи с существующим дефицитом штатной численности фактическая численность отличается от нормативной и, не секрет, что работники получают зарплату иногда за полторы-две ставки.

Для нас вопрос повышения уровня заработной платы до «справедливой и достойной» является самым важным и самым трудно решаемым вопросом.

Связано это прежде всего с осуществлением государственной политики, направленной на директивное сдерживание роста тарифов на услуги ЖКХ.

Отказ Региональных органов регулирования учитывать размеры минимальных тарифных ставок, установленных ОТС при формировании и утверждении тарифов неоднократно становился поводом для острых дискуссий, рассмотрения в органах социального партнерства всех уровней и принятия новых мер сторонами Соглашения по увеличению заработной платы работников отрасли.

Надо отметить, что проблемы реализации ОТС кроются не только в директивном сдерживании тарифов регулирующими органами, но зачастую в откровенно слабой заинтересованности самих работодателей отстаивать производственные интересы предприятий в части повышения уровня доходов работников и их социальных гарантий. Не каждый готов ослушаться и идти на конфронтацию с региональными и муниципальными органами власти, у которых одна задача – не допустить рост тарифов и уж тем более они не готовы раскошелиться из своих бюджетов на возмещение нашим организациям выпадающих доходов.

В отдельных организациях низкий уровень заработных плат рабочих связан с откровенными злоупотреблениями при формировании систем оплаты труда в самих организациях и осуществлении корпоративной финансовой политики, когда за счет уменьшения гарантированной части заработной платы повышается доля стимулирующих выплат, дающей больше возможностей для манипуляций с зарплатой работника, также имеются факты значительного превышения пропорций в оплате труда руководителей и работников.

Справедливости ради, надо сказать, что имеются и обратные примеры, когда руководители обращаются в суд с иском по обжалованию решения региональных органов регулирования тарифов, отказавшихся учитывать в его расходах обязательные требования, в том числе предусмотренные в рамках осуществления социального партнерства. Решения же судов весьма неоднозначны.

Возможности игнорировать, казалось бы, обязательные к применению нормы соглашений и коллективных договоров способствуют существующие откровенные пробелы в действующих НПА трудового и отраслевого законодательства.

Профсоюзом направлялись соответствующие обращения в органы госуправления с различными предложениями по совершенствованию государственной политики в сфере тарифного регулирования в части внесения изменений в действующее законодательство, а также в предлагаемые законопроекты, НПА, Концепции и методики по вопросам учета экономически обоснованных расходов работодателей на оплату труда персонала.

В этом вопросе мы очень плотно сотрудничаем с нашим социальным партнером – Отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения. Вместе мы регулярно выступаем и отстаиваем наши общие позиции по обязательности применения положений ОТС на площадках РТК, в федеральных органах исполнительной власти: Минстрое России, Минтруде России, ФАС России, Роструде, в ТПП РФ и т.д.

Не менее сложная ситуация с заработной платой в нерегулируемых Организациях ЖКХ, где также не применяются нормы ОТС. Например, при установлении платы за услугусодержание жилых помещений в части включения в них расходов на персонал Управляющих организаций, из-за чего размер платы не покрывает расходы на выполнение требований законодательства по содержанию общего имущества многоквартирных домов.

В последние годы, в связи с тенденцией увеличения количества организаций сферы ЖКХ, преобразованных из государственных и муниципальных унитарных предприятий в государственные и муниципальные бюджетные учреждения, Профсоюзом, так же совместно с нашим социальным партнером – Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, ведется работа по включению в Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений дополнительного раздела, регулирующего особенности оплаты труда работников учреждений сферы ЖКХ. Это делается с целью повышения уровня зарплаты наших работников, так как при установлении в данных организациях систем оплаты труда, связанных с бюджетным финансированием, возникает сложность в реализации положений Федерального соглашения, распространенного в законодательно установленном порядке на Организации сферы ЖКХ. В основном это предприятия по благоустройству, заработные платы у таких предприятий одни из самых низких.

Еще одним существенным направлением в работе Профсоюза, в котором также широко используются механизмы социального партнерства, является содействие организации нормирования труда, в том числе контроль за установленными ТК РФ гарантиями применения систем нормирования труда и по обеспечению научно-методических основ нормирования труда. Взаимодействуя с объединением работодателей, научной организацией «Центр муниципальной экономики», соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Профсоюз, принимает активное участие в экспертизе, обсуждении и принятии новых типовых отраслевых норм труда либо их актуализации.

В этом направлении так же отмечается ряд проблем, в том числе связанных с низким качеством подготовки отраслевых норм труда федеральными органами исполнительной власти (приказ Минстроя России №154/пр, проект Приказа Минприроды «Об утверждении методических рекомендаций по нормированию труда на работы, выполняемые операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами»).

Еще один пример связан с применением Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных Приказом Госстроя России от 03.04.2000 №68, при установлении численности работников ОАО «Коммунэнерго» (см. статьи в журнале: Петренко Г.В. Хождение по нормативным мукам» https://www.cnis.ru/articles/14982 № 5-6 за 2022 г.; Косьяненко С.Г. «Коммунальная электроэнергетика ждет полноценных норм труда» №5 за 2023 г.).

Одно из наиважнейших направлений деятельности Профсоюза по защите интересов трудящихся, в котором социальное партнерство играет большую роль и имеет уже многолетние традиции, это вопросы охраны труда и обеспечения безопасности. Социальный диалог в этой сфере имеет важнейшее значение для эффективного процесса совершенствования законодательства, политики и осуществления предупредительных мер, как на государственном уровне, так и на уровне предприятия.

Во всех соглашениях и коллективных договорах закреплены обязательства сторон в области охраны труда, а так же положения, направленные на улучшение условий труда и дополнительные меры по обеспечению безопасности, профилактике несчастных случаев, социальной защите работников и членов их семей в случаях травматизма.

В 2022 году были актуализированы разделы охраны труда в Отраслевых тарифных Соглашениях с учётом изменений, принятых в Трудовом законодательстве РФ, направленных на риск-ориентированный подход в обеспечении охраны труда. Было достигнуто согласие на увеличение финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями в размере не менее 0,4 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а также повышение выплаты компенсационного характера за работу с вредными или опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда, не ниже 5% тарифной ставки (оклада) работника, установленной с нормальными условиями труда.

Представители Профсоюза участвуют в работе совместных комиссий по охране труда на всех уровнях - локальном, отраслевом, межведомственном, региональном и федеральном.

Особо острой нерешенной задачей до сих пор остаётся учёт биологического фактора у работников канализационного хозяйства при проведении СОУТ. Профсоюз обращался к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякову о внесении биологического фактора в Методику проведения специальной оценки условий труда. В ответном письме Минтруд России сообщил, что при подготовке нового нормативного правового акта, предусматривающего приведение действующих норм Методики в соответствие с законодательством об обязательных требованиях, будут учтены предложения Профсоюза жизнеобеспечения о необходимости оценки биологического фактора на рабочих местах работников, занятых обслуживанием и ремонтом канализационных сетей, сооружений и производственного оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Рассмотрение проекта Приказа Минтруда об утверждении Методики запланировано на заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии в первом полугодии 2023 года.

В целях профилактики травматизма, улучшения условий труда и производственного быта на предприятиях действуют совместные комиссии по охране труда, осуществляется профсоюзный контроль за соблюдением законодательства и иными нормативными правовыми актами об охране труда. По результатам выявленных нарушений требований охраны труда в ходе проверок выдаются представления, большинство из которых выполняются в установленные сроки.

Огромную роль играет институт уполномоченных по охране труда, поскольку они осуществляют непрерывный контроль на рабочих местах. По данным на 1 января 2023 г. на предприятиях, входящих в Профсоюз, работают 4795 уполномоченных лиц по охране труда.

Благодаря принятым мерам по усилению общественного контроля, активизации проведения оценки рисков на рабочих местах и наведению порядка по охране труда на предприятиях отрасли по данным, представленным в ЦК Профсоюза, в 2022 году было допущено 79 несчастных случаев на производстве против 93 в 2021 г., в том числе 47 случаев тяжкого травматизма против 53 в 2021 г. и 21 случай со смертельным исходом против 35 в 2021 году.

Все эти несчастные случаи расследованы в установленном порядке с участием органов государственного надзора и контроля, в том числе с представителями профсоюзных организаций. Надо отметить, в некоторых субъектах при проведении статистического анализа несчастных случаев отмечается факт, что большинство из них происходит на предприятиях, где отсутствует общественный контроль в лице первичных профсоюзных организаций. Это доказывает, что охрана труда – это область, где в первую очередь необходимо развивать сотрудничество социальных партнёров.

Для выполнения уставных задач в целях защиты трудовых и иных связанных с ними прав работников, Профсоюз и его структурные подразделения активно используют все имеющиеся механизмы социального партнерства, в том числе представительство в составах советов и комиссий при федеральных и региональных органах исполнительной власти, в общественных советах, постоянных и временных рабочих групп и других.

Председатель Профсоюза жизнеобеспечения является членом Российской трехсторонней комиссии, членом Общественного совета при Минстрое России, Экспертного совета Комиссии Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.

Осуществляется взаимодействие с представителями отраслевых объединений работодателей, СПК, с представителями профессионального сообщества: Национальным Агентством Развития Квалификаций, ЗАО «Центр муниципальной экономики», «Росводоканал» и «РКС», «Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения» и другими.

В целях реализации принципов социального партнерства территориальными организациями профсоюза так же ведется системная и последовательная работа по конструктивному сотрудничеству с региональными органами власти и работодателями. Представители профсоюза постоянно взаимодействуют с законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, являются членами Экспертных советов и комитетов региональных парламентов. Входят в составы Общественных палат субъектов РФ, Общественных советов и коллегий региональных ФОИВов, региональных и муниципальных трехсторонних комиссий, межведомственных и координационных советов, и т.д. Принимают участие во всевозможных встречах, форумах и совещаниях, на которых рассматривается широкий спектр вопросов, затрагивающих интересы членов профсоюза, а так же вопросы функционирования организаций отрасли.

Еще одна из форм социального партнерства, в котором деятельность Профсоюза по выполнению уставных целей и задач находит наиболее яркое выражение на локальном уровне – участие представителей профсоюзных организаций в управлении хозяйствующими субъектами всех форм собственности. Через коллективные договоры и другие документы, прилагаемые к коллективному договору (положения об оплате труда, соглашения по охране труда и т.д.), представители профсоюза, выступая в интересах трудового коллектива,участвуют в принятии решений по управлению предприятием, регулировании производственной деятельности и процессов, оказывающих влияние на рост производительности труда.

На начало 2023 года в организациях Профсоюза жизнеобеспечения было заключено и действовало 2586 коллективных договоров, охват коллективными договорами организаций, объединяемых профсоюзом – 82%.

В настоящее время численность работников организаций, в которых действуют организации профсоюза, составляют 549 тыс. человек, численность работников, на которых распространяется действие коллективных договоров - 484 тыс. чел., из них членов профсоюза - 271 тыс. человек.

Надо сказать, что коллективно-договорные кампании последних лет проходят в очень непростых условиях. К основным проблемам отрасли, влияющим на финансово-экономическое состояние предприятий, в 2020 и 2021 годах добавились: увеличение роста задолженности по платежам и появление дополнительных расходов: приобретение антисептиков, перчаток, обработка помещений, организация тестирования работников на COVID-19 и других, не предусмотренных тарифами.

В 2022 году ситуация еще больше осложнилась в связи с началом проведения СВО на Украине и появлением дополнительных расходов, связанных с проведением мобилизационных мероприятий и предоставлением работодателями дополнительных гарантий для работников, призванных на военную службу по мобилизации.

Профсоюзные организации продолжали вести контроль за соблюдением законных прав и интересов работников отрасли ЖКХ, не допущением снижения уровня заработной платы и ее своевременной выплаты в срок, установленный коллективным договором, сохранением социальных гарантий и льгот.

Проводился регулярный мониторинг своевременности оплаты труда в объединяемых отраслях с целью недопущения, сокращения и ликвидации задолженностей по заработной плате, обеспечения полноценных перечислений работодателями средств в социальные фонды. В случае грубых нарушений действующего законодательства по оплате труда, невыполнения ОТС, направлялись обращения в органы прокуратуры, суды, органы исполнительной власти, территориальные инспекции по труду.

В связи с проведением в 2022 году специальной военной операции и мобилизационными мероприятиями, Профсоюзом и его членскими организациями были внесены соответствующие изменения и дополнения в Федеральное ОТС, региональные соглашения и коллективные договора, связанные с предоставлением дополнительных условий и гарантий мобилизованным работникам и членам их семей, а так же командированным для осуществления неотложных работ по строительству оборонительных сооружений и восстановлению дорог, мостов, жилых многоквартирных домов, детских садов, школ, больниц и другой, в том числе инженерной инфраструктуры (материальная помощь, социальная поддержка в случае ранений и увечий и др.).

До сих пор самым сложным в нашей работе остается повышение реальных доходов и социальной защиты работников отрасли. Решение этих вопросов, а также многих других, имеет ряд серьезных препятствий.

Первая проблема носит экономический характер.

Несмотря на то, что сфера жизнеобеспечения относится к внебюджетному сектору экономики страны, в тоже время отмечается высокая степень регулируемости отрасли со стороны государства, субъектов и муниципалитетов и заканчивая просто собственниками помещений многоквартирных домов, заинтересованных в уменьшении стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Невозможность организациями устанавливать экономически обоснованные тарифы привела к тому, что в рамках действующих нормативно-правовых актов отраслевого ценообразования фактически невозможно обеспечить необходимую валовую выручку и достойную заработную плату работникам, так как эта национальная задача фактически вошла в противоречие с установлением предельных значений размера платы граждан за коммунальные услуги.

Деятельность большинства организаций практически выведена за рамки «законов экономики и бизнеса», став откровенно социальной сферой, зачастую используемой в угоду политическим интересам.

Поэтому наиболее сложным в деятельности профсоюзных организаций по реализации федеральных и региональных ОТС и коллективных договоров остается выполнение главного положения Соглашений - повышение уровня доходов работников отрасли. Это важнейшая проблема, которая сейчас нуждается в решении. И на самом деле она не вступает в противоречие с интересами других сторон соцпартнерства, так как решение вопросов по оздоровлению финансово-экономической ситуации в организациях отрасли находится в сфере общих интересов как профсоюза, так и работодателей, и в интересах государства тоже.

Решение этой проблемы мы видим, прежде всего, в усилении роли сторон социального партнерства и в обязательном учете основных правовых актов – соглашений и коллективных договоров в нормативно-правовом регулировании экономической деятельности организаций сферы жизнеобеспечения всех форм собственности, включая бюджетные (казенные) учреждения и предприятия.

В этом контексте особое значение приобретает реализация отраслевой системы социального партнерства, или ОССП, как важнейшего механизма развития социально-трудовых и экономических отношений, потенциал которого на сегодняшний день недооценен.

Важность построения систем социального партнерства заложена в Генеральном соглашении, и мы впервые закрепили базовые основы ее функционирования на отраслевом уровне непосредственно в Федеральном отраслевом соглашении, заключенном на 2023-2025 года с объединением работодателей сферы жизнеобеспечения. В отличие от отраслевых соглашений прошлых периодов, в новом ФОТС:

- определены конкретные механизмы, необходимые для формирования и развития отраслевой системы социального партнерства,

- систематизированы положения об участниках, их правах и обязанностях, определены критерии мотивации отказа от присоединения к Соглашению,

- закреплен порядок правоприменения Соглашения, в том числе в целях ценообразования жилищно-коммунальных услуг и т.д.

Объединение работодателей и Профсоюз нацеливают Организации ЖКХ (работодателей) и профсоюзные организации на полноформатное участие в реализации Соглашения, как механизма защиты экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности при соблюдении баланса интересов работодателя, работников и органов публичной власти.

Но тут мы сталкиваемся со следующей проблемой – ограниченное представительство сторон социального партнерства.

В основном эта проблема касается представительства работодателей и участие органов власти в ОССП на региональном уровне, без полноценного участия которых невозможно социальное партнерство в принципе, тем более его развитие.

Структура Профсоюза представлена на федеральном уровне, а также в 77 субъектах Российской Федерации имеются территориальные организации, то есть практически в каждом регионе. Сложнее ситуация с созданием региональных объединений работодателей, их либо нет совсем, либо такое объединение создано, но не интегрировано в общероссийское объединение работодателей, либо создано формально.

Вызывает обеспокоенность фактический отказ от социального партнерства органов исполнительной власти отдельных субъектов Российской Федерации с использованием такой формулировки для отказа, как «считаем нецелесообразным».

Профсоюз считает роль федеральных и региональных уполномоченных органов исполнительной власти весьма значимой в развитии принципов и систем социального партнёрства, в том числе в вопросах выработки механизмов, направленных на соблюдение баланса интересов органов публичной власти, работодателей и работников. Для этого предлагаем вернуть профильным министерствам и ведомствам соответствующие полномочия по мониторингу, контролю или иным вопросам кадрового обеспечения, уровня заработной платы работников, охраны труда.

Так же с целью решения актуальных отраслевых проблем и для повышения эффективности реализации Федерального ОТС, Минстрою России было направлено совместное обращение Профсоюза и Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения с предложением рассмотреть вопрос участия Минстроя России в процессе содействия развитию отраслевой системы социального партнерства.

Конечно, одним из основополагающих принципов социального партнерства является принцип добровольности. Но отсутствие полноценной структуры представительства всех сторон никогда не позволит выстроить действенную и функциональную отраслевую систему социального партнерства для решения широкого круга отраслевых проблем.

И этому способствует следующая проблема – несовершенство законодательства и существующие пробелы в нормативно-правовом регулировании.

Несмотря на то, что теперь обеспечение и развитие социального партнерства стали конституционными нормами, до сих пор они не нашли отражение в ряде законов, подзаконных актов и документов, носящих более прикладной характер.

Так, например, до сих пор в положения ФОИВов не закреплены соответствующие полномочия, хотя мы неоднократно давали такие предложения, в том числе на площадке Российской трехсторонней комиссии, а именно:

1) обеспечивать эффективное и результативное взаимодействие со сторонами социального партнерства, представляющими интересы работников и работодателей (профсоюзов и объединений работодателей) в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

2) способствовать развитию систем социального партнерства на федеральном, региональном и территориальном уровнях, вести разъяснительную работу в среде органов публичной власти, работодателей и профсоюзов, стимулирующую их участие в системе социального партнерства;

3) способствовать (участвовать) в реализации различных форм социального партнерства:

- выступать стороной социального партнерства при подписании отраслевых (межотраслевых) двухсторонних, трехсторонних и иных соглашений со сторонами социального партнерства, в том числе по реализации отраслевых (межотраслевых) соглашений;

- участвовать в создании и работе отраслевых (межотраслевых) комиссий по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, в том числе по вопросам охраны труда и экологии;

- обеспечивать участие сторон социального партнерства, представляющих интересы работников и работодателей (объединений профсоюзов и объединений работодателей), в работе постоянно действующих и временных комиссий (в том числе межведомственных), рабочих групп и других совещательных органов по разработке отраслевых нормативно-правовых актов, непосредственно затрагивающих интересы участников экономических и социально-трудовых правоотношений в соответствующей отрасли (группе отраслей).

Это упущение позволяет органам исполнительной власти дистанцироваться от полноценного участия в его развитии, уклоняться от подписания отраслевых соглашений, не принимать участие в содействии по их реализации, подготавливать и утверждать отраслевые НПА без согласования со сторонами соцпартнерства.

Еще одним примером таких пробелов в законодательстве можно привести отсутствие четкого прописанного механизма отказа работодателей от присоединения к соглашению.

48-ой статьей ТК РФ предусмотрено только 2 условия: 30-дневный срок и должен быть приложен протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации. При этом отсутствие критериев мотивированности отказа, необязательность учета отрицательного мнения представительного органа работников, отсутствие ответственности за уклонение от социального диалога, фактически привело к тому, что процедура отказа носит исключительно уведомительный характер.

Консультации, установленные в части 12 статьи 48 ТК РФ, так же проходят в формальном ключе, так как отсутствует процедура признания или не признания отказа как такового и не влечет каких либо юридических последствий для работодателя, что впоследствии создает правовые коллизии, решение которых возможно только в судебном порядке. С предложениями по решению этих вопросов Профсоюз так же неоднократно выступал на площадке РТК.

22 марта 2023 года на площадке Роструда состоялись такие консультации с приглашением 12 организаций, 4 из которых проигнорировали предусмотренную ст.48 ТК РФ обязанность участия.

И еще одна проблема нормативно-правового характера - это слабая интеграция норм Конституции по обеспечению социального партнерства в законопроекты и правовые акты действующего законодательства, в том числе отраслевого.

Это не только тормозит развитие социального партнерства, но и ставит под угрозу выполнение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020г.

Речь идет, в том числе об обязательном учетеотраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, а также иных соглашений в сфере социального партнерства и коллективных договоров при ценообразовании в сфере жилищных и коммунальных услуг

А пока осуществление деятельности наших организаций и, собственно, жизнь наших работников находятся не только в сфере правового регулирования, но и в существенной зависимости от человеческого фактора, в связи с возможностью принятия субъективных решений представителями региональных регуляторов, органов судебной власти и т.д.

Подводя итог сказанному, отмечу, что за 30 лет своего существования в российском законодательстве сформировалась четкая конструкция социального партнерства с достаточно мощными идеологическими и правовыми основами.

На сегодняшний день соцпартнерство является наиболее цивилизованным методом борьбы профсоюзов и работников за свои трудовые права. И у Профсоюза жизнеобеспечения имеются определенные результаты и успехи в этой работе. Тем не менее требуются дополнительные усилия и меры для его дальнейшей успешной реализации и развития.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...