Проблемы кадрового обеспечения сферы управления МКД в фокусе деятельности социальных партнеров

Проблемы кадрового обеспечения сферы управления МКД в фокусе деятельности социальных партнеров

7 декабря 2023 года в Государственной Думе в Доме Союзов состоялся круглый стол Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ на тему «Кадровое обеспечение сферы управления многоквартирными домами: проблемы и решения». Подробнее о его ходе можно прочитать в информационно-аналитическом материале «Проблемы кадрового обеспечения сферы управления МКД требуют оперативного решения», опубликованном в январском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право».

По итогам круглого стола в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина было направлено совместное обращение Заместителя председателя Комитета ГД РФ по строительству и ЖКХ С.В. Разворотневой, председателя Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения А.Д. Василевского и президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения А.Д. Кочегарова.

Обращение включает текст утвержденной резолюции круглого стола, представленной ниже.

РЕЗОЛЮЦИЯ

«круглого стола» на тему:

«Кадровое обеспечение сферы управления многоквартирными домами:

проблемы и решения»

07.12.2023 г. Москва

Государственная Дума РФ

Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проведен круглый стол на тему «Кадровое обеспечение сферы управления многоквартирными домами: проблемы и решения» с участием представителей федеральных, региональных и местных органов власти, бизнес — сообщества, экспертов, а также представителей образовательных учреждений.

Участники круглого стола отметили острый дефицит кадров в сфере управления многоквартирными домами, сложившийся в настоящее время, недостаточную квалификацию имеющихся кадров, слабую мотивацию и низкую производительность труда в отрасли.

Также вызывает беспокойство неисполнение требований действующего законодательства в части регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в жилищно-коммунальной сфере.

Указанные проблемы возникли вследствие отсутствия в стране комплексного подхода к реализации кадровой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в том числе в связи с отсутствием полноценной системы подготовки и переподготовки кадров, деградацией отраслевой науки, низким уровнем оплаты труда персонала организаций, недостаточным уровнем его автоматизации труда, а также негативным имиджем отрасли и непрестижностью профессии.

В ближайшей перспективе эти факторы могут привести к дальнейшей деградации отрасли, снижению качества услуг, угрозе безопасности многоквартирных домов.

В Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. в разделе по профессиональной трансформации предусмотрен ряд мероприятий, направленных на решение основных проблем в ЖКХ, в том числе задач развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд отрасли жилищно-коммунального хозяйства; повышение привлекательности и престижа профессий и специальностей сферы жилищного и коммунального комплексов; повышение уровня компетенций руководителей и специалистов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификаций персонала.

Стратегия содержит общие предложения по улучшению ситуации в жилищно-коммунальной сфере по данному направлению, однако требует конкретизации ключевых позиций и механизмов решения проблем, касающихся развития кадрового потенциала сферы ЖКХ. В частности, в Стратегии не нашла отражения такая важная для ЖКХ проблематика как низкий уровень развития отраслевой системы социального партнерства для обеспечения эффективного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в жилищно-коммунальной сфере, следствием чего является наличие системных проблем по оплате и нормированию труда.

По итогам обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

1. Внести изменения в Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., направленные на регулирование трудовых отношений в жилищно-коммунальной сфере, развитие отраслевой системы социального партнерства.

2. Разработать и утвердить государственную программу по обеспечению кадровыми ресурсами сферы ЖКХ, план мероприятий по обеспечению кадровыми ресурсами отрасли жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года, предусматривающий меры по подготовке и переподготовке кадров организаций ЖКХ, служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере управления ЖКХ.

З. Выработать комплекс мер по реформированию системы ценообразования в сфере управления жильем и содержанием общего имущества, включая разработку основ ценообразования на услуги управления и содержания общего имущества многоквартирных домов.

Минстрою России, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Поддержать изменения, предложенные Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профессиональным союзом работников жизнеобеспечения, в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в части установления методологических основ формирования платы за содержание жилья с учетом параметров Федерального отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ при формировании расходов на персонал.

2. С целью дальнейшего обсуждения вопросов социального партнерства в отрасли совместно с Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профессиональным союзом работников жизнеобеспечения провести в марте 2024 года форум «Профессиональная трансформация в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основе развития федеральной и региональных отраслевых систем социального партнерства».

Минстрою России:

1. Создать межведомственную рабочую группу по подготовке предложений, направленных на снижение дефицита кадров в отрасли, повышением их квалификации и производительности труда в ЖКХ.

2. Разработать и реализовать систему мер, направленную на повышение уровня профессиональной мотивации специалистов в сфере ЖКХ, включая как материальные, так и нематериальные средства поощрения.

З. Разработать и реализовать систему мер, направленную на повышение репутации отрасли и престижа профессии, в том числе инициировать учреждение «Дня работника жилищно-коммунального хозяйства».

4. Разработать и реализовать «дорожную карту», направленную на разработку национальных стандартов управления в сфере МКД, стандартизацию на их основе работы управляющих организаций. Разработать и принять методические указания, устанавливающие правила формирования платы за содержание жилых помещений на основе стандартов эксплуатации с учетом соблюдения критериев безопасности и комфортности проживания в домах, а также требований Федерального отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ по охране, нормированию и оплате труда, с учетом темпов роста минимального размера оплаты труда.

5. Рассмотреть возможность создания системы негосударственной экспертизы размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме как механизма соблюдения баланса интересов собственников помещений и управляющих организаций.

6. Разработать и реализовать систему мер по профориентации, направленных на повышение интереса к профессиям ЖКХ среди абитуриентов и граждан, ищущих работу. Помимо прочего рассмотреть возможность активизации целевого обучения, грантов на обучение, индивидуальных стипендий, стажировок, бесплатного обучения профессиям безработных и т.д.

7. Ввести требование обязательного подтверждения профессиональной квалификации, для руководителей и специалистов «среднего звена» в сфере управления многоквартирными домами.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

Создать экспертную рабочую группу для содействия выполнению прокуратурой надзорных функций по исполнению законодательства в части регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Минобрнауки России и Минпросвещения России:

1. Создать межведомственную рабочую группу с участием представителей отраслевого профессионального сообщества для выработки предложений по совершенствованию системы подготовки специалистов для сферы управления многоквартирными домами, в том числе инкорпорированию профессиональных стандартов в федеральные государственные образовательные стандарты, внедрению цифровых компетенций в сфере ЖКХ.

2. Проработать вопрос об увеличении количества бюджетных мест для образовательных программ, связанных с кадровым обеспечением сферы управления многоквартирными домами и восстановлению учебной и научной инфраструктуры ЖКХ.

З. Разработать и ввести в действие программы профессионального образования для нужд сферы управления многоквартирными домами с учетом их обязательной профессионально-общественной аккредитации по линии Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ.

Минэкономразвития России:

Включить в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и в соответствующие формы федерального государственного статистического наблюдения конкретный вид экономической деятельности: «деятельность по управлению многоквартирными домами».

АНО «Россия — страна возможностей»:

В рамках Конкурса управленцев «Лидеры России» разработать и реализовать федеральный проект «Лидеры отрасли ЖКХ».

Для рассмотрения подготовленных предложений, содержащихся в резолюции, Аппарат Правительства Российской Федерации направил данное обращение федеральным органам исполнительной власти: Минстрою России, Минтруду России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минэкономразвития России.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...