Предлагаем вашему вниманию статью исполнительного директора Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлии Александровны Антоновой «Современные подходы к зимней уборке. Обзор тенденций».
Статья, опубликованная в октябрьском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» за 2023 год, помогает разобраться в требованиях национальных стандартов зимнего содержания дорог, в том, как и когда использовать те или иные противогололёдные материалы и как не ошибиться при их закупке. Ее автор стала победителем Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023» в номинации «Лучший экспертный материал по решению экономических проблем городской среды».
В последнее время в условиях растущего автомобильного трафика и погодных сюрпризов перед дорожниками стоит непростая задача – правильно подобрать технологии и материалы, которые позволят обеспечить качественную уборку в сроки и по нормативам – до состояния «чёрного асфальта». Устаревшие виды противогололёдных материалов (ПГМ), такие как песок и пескосоляная смесь, не позволяют содержать дорогу в соответствии с современными нормативными требованиями, поэтому в отрасли наблюдается устойчивый тренд по переходу на применение более качественных инновационных противогололёдных материалов. Ужесточается и государственный контроль: новые стандарты предъявляют строгие требования к составу и безопасности подобных антигололёдных средств. Помочь разобраться в том, как и когда использовать те или иные противогололёдные материалы и как не ошибиться при закупке ПГМ – одна из приоритетных задач нашей Ассоциации.
ЧИСТОТА ПО СТАНДАРТУ
Для того чтобы уборка улично-дорожной сети шла в ногу со временем, в России с 2018 года введён в действие ряд национальных стандартов зимнего содержания дорог, в их числе ГОСТ Р 59201, устанавливающий технические правила содержания автомобильных дорог и требования к применяемым на них противогололёдным материалам, а также ГОСТ Р 58427 с требованиями к «городским» ПГМ.
ГОСТ Р 59201 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила»
Стандарт содержит правила содержания автомобильных дорог для всех сезонов года. Ведь именно круглогодичный комплексный подход к содержанию – залог качественных дорог. Правила зимнего содержания приведены в разделе 12 ГОСТа Р 59201. Требования к противогололёдным материалам указаны в пункте 12.5 ГОСТа. В соответствии с мировыми тенденциями, которые уже более 50 лет внедрены за рубежом, в стандарте установлено, что приоритетным является содержание с помощью реагентов. Причём – обработка должна быть превентивной. Только предварительная обработка полотна реагентами и прометание талого снега во время снегопада обеспечивает безопасное движение. Технология использования пескосоляных смесей: подождал пока накопятся осадки, обработал, снова подождал, убрал – увеличивает риск возникновения ДТП, повышает вероятность образования колейности и снижает скорость траффика, что приводит к пробкам. Такие ПГМ не позволяют укладываться в сроки уборки, отведенные ГОСТ Р 50597.
Для снижения потерь противогололёдного материала при превентивной обработке следует использовать двухфазные реагенты. Их увлажнённые гранулы прилипают к поверхности и остаются на дороге до выпадения осадков, в то время как сухие реагенты или пескосоляная смесь в течение часа улетают с полотна под воздействием турбулентных потоков автотранспорта. За час потери могут составлять более 60% ПГМ.
Ряд современных рекомендаций в стандарте касаются повышения эффективности комбинированных материалов – в том числе и пескосоляной смеси, если её все-таки приходится применять. Чтобы комбинированный ПГМ создавал шероховатость, содержание реагентов в нём должно быть не менее 10 %. При использовании галита (каменная соль, минерал подкласса хлоридов, кристаллическая форма хлорида натрия (NaCl)) действующего вещества (хлорида натрия) должно быть не менее 90 % (то есть только чистая соль, без примесей). Примеси и грязь значительно снижают плавящие свойства соли. То, что создаёт шероховатость и повышает коэффициент сцепления с дорогой в комбинированных и фрикционных материалах – это гранулы размером от 2 до 8 мм. Всё, что меньше 2 мм, превращается в пыль и грязь на дороге, а то, что выше 8 мм, вызывает шрапнель из-под колес. Поэтому содержание зерна во фрикционном материале свыше 8 мм ограничено 0,5-5 %, пыли менее 0,125 мм допускается не более 7-14%.
Можно снизить объёмы применения комбинированных и фрикционных материалов почти вдвое и при этом увеличить эффективность их использования с помощью повышения грансостава ПГМ. Если основная фракция фрикционного ПГМ будет размером 2-5 мм, то норму расхода можно снизить до 100-150 г/м2. Такой материал держится на дороге дольше, повышает шероховатость лучше, пылит меньше и сметать его весной значительно проще.
И всё же комбинированные материалы – это средства для низкоинтенсивных дорог с потоком менее 3 тыс. автомобилей в сутки, или для покрытий, содержащихся под уплотненным снежным покровом (УСП). Для современного города или автотрассы содержание круглогодичного чёрного асфальта – единственный способ снижения аварийности.
Наиболее экономически обоснованный способ добиться чистой дороги зимой – использование реагентов. Точное дозирование и правильное применение нивелирует относительно высокую закупочную стоимость материалов. Каким образом?
Во-первых, проезжую часть необходимо обрабатывать за 1-2 часа до возникновения скользкости (метеостанции – в помощь!). Не ждать снегопада, а организовать обработку дорог до выпадения осадков или образования гололёда. В таком случае расход реагентов будет минимальный - буквально столовая ложка на квадратный метр, а во время осадков просто сметать талый снег.
Во-вторых, следует использовать разные виды реагентов под разные погодные условия. Дифференцированный «портфель» в совокупности будет дешевле, чем закупка одного реагента на все случаи жизни. При температуре от 0 градусов до -7 градусов рекомендуется использовать жидкие ПГР. При более низкой температуре воздуха – двухфазные, при снегопаде – твёрдые. Это позволит снизить потери, повысить плавящую способность и эффективность обработки, а значит и сократить себестоимость уборки 1 квадратного метра дороги.
Что касается хлорида натрия, национальный стандарт 59201 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила» запрещает применять соль при температуре ниже -10 градусов. Российский и мировой многолетний опыт показал, что рассыпать галит при низких температурах чревато вторичным оледенением поверхности дороги и как следствие – авариями.
Для дорог с УСП (менее 1,5 тыс. автомобилей в сутки) рекомендуются фрикционные материалы, нормы расхода которых будут зависеть от интенсивности движения: менее 500 машин/сутки – от 100 до 150 г/кв. м, от 500 до 1 тыс. машин/сутки – от 150 до 250 г/кв. м, от 1 тыс. до 3 тыс. машин/сутки – от 250 до 400 г/кв. м.
Для того чтобы должным образом подготовиться к зиме с ее непостоянной погодой – сменяющимися морозом и оттепелью, заказчикам согласно п.12.1.2 ГОСТ Р 59201 следует заблаговременно позаботиться о закупке противогололёдных материалов и запастить полным (!) объёмом необходимых ПГМ до начала зимнего сезона, когда улицы ещё не покрылись толстой ледяной коркой и на дорогах нет километровых пробок.
Применение ПГМ в зависимости от осадков
ГОСТ Р 58427-2020 «Материалы противогололёдные для применения на территории населённых пунктов. Общие технические условия»
ГОСТ 58427 устанавливает требования, которым должны соответствовать «городские» ПГМ, для эффективного обеспечения безопасности дорожного движения. Для снижения образования пыли и грязи в городах ужесточён гранулометрический состав ПГМ – массовая доля глины в комках не допускается, массовая доля пылевидных и глинистых частиц – не более 2 %. То есть песок, отсев дробления, мраморная или гранитная крошка, используемые для посыпки дорог, должны быть чистыми и крупными. Доля мелких частиц менее 1 мм ограничена 10%. Размер частиц выше 8 мм не допускается, чтобы сохранить стёкла и лакокрасочные покрытия автомобилей. Для снижения износа инфраструктуры (мостов, металлических оград, а также машин), коррозионная активность материалов в составе ПГМ для городов должна быть снижена до уровня воздействия водопроводной воды. Также производители антигололёдных средств должны проходить обязательную проверку своей продукции на аллергенность, а составы, предназначенные для пешеходных зон, проверять на воздействие на кожу обуви. Это позволяет минимизировать пыль и грязь в городах, которая образуется от использования песка и некачественных реагентов, а также обезопасить человека, животных и окружающую среду внедрением обязательного контроля качества при закупке ПГМ как со стороны производителя, так и со стороны заказчика.
ЗАКУПАЕМ БЕЗ ОШИБОК
На сезон рекомендуется закупать несколько видов противогололёдных средств (жидкие и твёрдые реагенты, комбинированные и фрикционные материалы). Для разных температур в соответствии с фактическими климатическими условиями использовать максимально подходящий для данной погоды противогололёдный материал. Это даёт возможность быть готовыми к любым аномалиям, позволяет эффективно бороться с гололёдом и оптимально расходовать бюджетные средства.
Согласно современным правилам, при закупке ПГМ заказчик больше не должен писать химический состав материала. Необходимо только указать в техническом задании вид ПГМ, область применения (либо «для пешеходных зон», либо «для дорог». В данном случае принцип «один на всё» не работает!), рабочую температуру, при которой данный материал планируется использовать, а также технические характеристики следует выбирать согласно таблицам в стандарте. Производитель уже сам решает, какой состав будет удовлетворять требованиям заказчика. Состав, который он будет поставлять, заявляется с другими документами на тендер, чтобы в дальнейшем заказчик мог проверять, тот ли материал ему поставляют.
Для предотвращения поставки бракованной продукции или средств, которые не соответствуют ранее заявленным свойствам, в обоих стандартах прописано требование контроля качества продукции. Как только кто-то из производителей или поставщиков выигрывает и предоставляет вам эти документы, следующая партия обязательно должна приходить с паспортом качества от производителя, а вы проверяете, насколько данная партия соответствует заявленному. Таким образом, нивелируется возможность поставки не того товара или некачественного товара, либо товара, который не соответствует техническому заданию и, например, дешевле того, за который вы заплатили. Таким образом организуется контроль качества закупок, исключающий риск применения ПГМ, не отвечающих требованиям закупочной и нормативной документации.
Использование любых видов противогололёдных реагентов на территории населённого пункта без положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) запрещено. К сожалению, недобросовестные участники рынка это условие пытаются обойти: предоставляют положительное заключение ГЭЭ на реагент, область применения которого не включает объекты дорожного и городского хозяйства, а включает только обработку взлётно-посадочных полос и самолётов. Такой прецедент не так давно случился в Обнинске. Или предоставляют вместо положительного заключения ГЭЭ положительное заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям. Указанный документ выдаётся органами Роспотребнадзора и не способен заменить заключение ГЭЭ, так как не оценивает потенциальную опасность товара для окружающей природной среды. Или же пытаются не допустить к применению ПГМ, ссылаясь на необходимость их оценки на соответствие СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и предоставления результатов прохождения дополнительных исследований. Во избежание двойного толкования п. 33 СанПин 2.1.3684-21 Роспотребнадзор направил в территориальные органы информационный циркуляр № 02/9625-2023-32 «О применении противогололёдных реагентов» с разъяснениями, смысл которых сводится к следующему: дополнительным проверкам и получению свидетельства о госрегистрации (СГР) подлежат только ПГМ из группы ТН ВЭД ЕАЭС 38. Противогололёдные материалы, которым присвоены иные коды, не запрещены и не ограничиваются к применению Роспотребнадзором, но проходят стандартную проверку в лабораториях Роспотребнадзора и получают экспертное заключение и паспорт безопасности.
Таким образом, при подаче документов поставщики должны предоставить либо СГР, либо паспорт безопасности, как подтверждение безопасности ПГМ для человека, и положительное заключение государственной экологической экспертизы от Росприроднадзора, как гарантию его безопасности для природы.