Особенности регулирования тарифов в Кировской области

Особенности регулирования тарифов в Кировской области

Предлагаем вашему вниманию статью директора ООО "Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского", председателя правления РООР "Союз директоров предприятий ЖКХ Кировской области", эксперт комиссии Общественной палаты Кировской области "Центр общественного контроля сферы ЖКХ", эксперт Общественного совета при Министерстве энергетики и ЖКХ Кировской области" Дениса Юрьевича Журавлева «Особенности регулирования тарифов в Кировской области».

В статье, опубликованной в июльском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» за 2023 год, на примере судебных решений показана борьба РСО с попытками тарифного регулятора необоснованно исключить экономически обоснованные расходы, связанные с выплатой заработанной платы на сумму, равную стимулирующим надбавкам — премиям, включенным в ФОТ. Ее автор удостоен Специального приза Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023» в номинации «Лучший экспертный материал по решению проблем кадрового обеспечения, организации и оплаты труда организаций ЖКХ».

Сегодня большой проблемой для предприятий ЖКХ Кировской области становится наличие квалифицированных кадров. Да что там квалифицированных, в некоторых районах области становится невозможным найти работников. В наше время одним из основных при выборе работы стала материальная сторона рабочего места, то есть достойная заработанная плата. Однако, подход к установлению тарифов местного органа регулирования не способствует достойным выплатам работникам предприятий ЖКХ.

Начнём с 2018 года, когда многие предприятия начали формирование тарифов на первый трёхлетний долгосрочный период 2019-2022 годы. Формирование фонда оплаты труда (ФОТ) в нашей организации происходило согласно Основ ценообразования, утвержденных Правительством Российской Федерации, а также методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам с учётом отраслевого тарифного соглашения (ОТС) Кировской области, локальных нормативных актов — коллективных договоров. Ставка первого разряда в ОТС на 2017-2019 годы была взята по аналогии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением (ФОТС) и поднялась относительно предыдущей на 33%. Согласно нормативным документам, регулирующим трудовые отношения между работодателем и работником, заработная плата включала в себя оклад, рассчитанный исходя из ставки первого разряда, утверждённой ОТС (с учётом разрядных коэффициентов), надбавок за вредные условия труда, территориальных коэффициентов, а также стимулирующих надбавок — премий. Стимулирующие надбавки оговорены отраслевым тарифным соглашением, коллективными договорами предприятий ЖКХ, а также включены в трудовые договора, заключаемые с работником, и являются обязательными при формировании фонда оплаты труда. Размер данных выплат ограничен ОТС и составляет не более 50% от тарифной ставки (оклада).

При рассмотрении материалов для установления тарифов для предприятий ЖКХ, Региональная служба по тарифам Кировской области необоснованно исключала экономически обоснованные расходы, связанные с выплатой заработанной платы на сумму, равную стимулирующим надбавкам — премиям, включенным в ФОТ. При данном подходе фонд оплаты труда предприятий уменьшался на 35-50%, в зависимости от принятых локальных актов — коллективных договоров, что как следствие, привело к снижению планируемой заработной платы для работников предприятия. Стоит отметить, что даже с учётом формирования экономически обоснованных зарплат, средний показатель заработной платы по предприятиям ЖКХ Кировской области не превышал регионального значения.

При установлении тарифов экспертные группы регулятора не принимали во внимание возражения, поданные предприятиями, при этом не приводя аргументированных доводов для исключения данных расходов из тарифа, обоснованных нормативно-правовыми актами.

Для защиты своих прав и интересов по установлению экономически обоснованного тарифа предприятиям пришлось обращаться в судебные инстанции, в Кировский областной суд, поскольку государственная пошлина при подаче разногласий в Федеральную антимонопольную службу составляет сотни тысяч рублей (200 тыс. руб.), а в областную судебную инстанцию — несколько тысяч (4,5 тыс. руб.). При рассмотрении административных исковых заявлений суд полностью удовлетворил требования нашего предприятия в части необоснованного исключения расходов на выплату стимулирующих надбавок — премий, тем самым отменив решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области. Правильность вынесенного решения суда первой инстанции подтвердили как апелляционный суд, так и Верховный Суд Российской Федерации, куда обращался регулятор для отмены решения Кировского областного суда.

Из Апелляционного определения СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2019 г. № 10-АПА19-11

Пунктом 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям. Перечень расходов на оплату труда в целом по регулируемым видам деятельности предусматривает расходы по текущему премированию работников.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

Пунктом 2.6.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Кировской области на 2017-2019 годы установлено, что система оплаты труда организации предусматривает выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, которые устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и могут включать в себя: премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности - в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом не более 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. Работодатель может увеличить размер премии, если это предусмотрено коллективным договором и (или) локальными нормативными актами.

Согласно представленному в материалы дела коллективному договору МУП "ВКХ г. Слободского" на 2017-2020 годы (пункт 8.10) работникам предприятия выплачивается ежемесячная премия в соответствии с Положением о премировании (приложение № 6).

Из Положения о повременно-премиальной системе оплаты труда работников предприятия (приложения № 6), пункта 1.11 Положения об оплате труда по МУП "ВКХ г. Слободского" (приложение № 5) следует, что размер премии работников разных профессий на предприятии предусмотрен в диапазоне 20-50%, но не более 50% тарифного ставки (оклада). Предусмотрены показатели снижения премии руководителей, специалистов, рабочих.

Отказывая во включении затрат по оплате труда персонала, орган регулирования исходил из размера премиальных выплат в размере 50%, при включении которых в тариф на 2019 год рост планового ежемесячного размера оплаты труда основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала над фактически сложившимся в 2017 году будет превышать индексы потребительских цен, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанного Минэкономразвития России в октябре 2018 года, а также фактический уровень среднемесячной платы, сложившейся за последний отчетный период в регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности по данным Кировстата за ноябрь 2018 года.

Примененный в данном случае органом регулирования способ определения затрат по оплате труда персонала предприятия не является основанием для исключения расходов на выплаты премиальных (стимулирующих) выплат в полном объеме.

После прохождения всех судов Региональной службой по тарифам Кировской области были вынесены новые решения с учётом экономически обоснованных расходов, для предприятий ЖКХ были установлены экономически обоснованные тарифы.

У истории есть свойство повторяться. В 2022 году при подготовке материалов на установление тарифов на следующий долгосрочный период регулирования (2023-2027 годы), предприятиями ЖКХ на основании отраслевого тарифного соглашения и нормативно-правовых актов, была учтена ставка первого разряда, действующая на данный период. При рассмотрении и установлении тарифов на первый год долгосрочного регулирования Региональная служба по тарифам Кировской области, учитывая судебную практику прошлых лет, творчески подошла к формированию фонда оплаты труда. В этот раз была пересмотрена ставка первого разряда, а именно, регулятор вывел среднее значение за последние три года (первый долгосрочный период) и учел его при расчёте ФОТ. В своём заключении регулятор указал на возможность при определении расходов на оплату труда опираться на фактический уровень фонда оплаты труда, сложившийся за последний расчётный период регулирования, игнорируя приоритетность ОТС.

Для защиты своих прав и интересов предприятие вновь обратилось в Кировский областной суд. Суд признал решение РСТ Кировской области в оспариваемой части (неприменения ставки первого разряда, утвержденной отраслевым тарифным соглашением при формировании ФОТ) неверным, отменив тем самым решение регулятора и удовлетворив требования истца.

Из решения Кировского областного суда от 03.03.2023 по делу № 3а-10/2023

В соответствии с пунктом 45 Методических указаний №1746-э операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17-26 названных Методических указаний.

К числу таких расходов отнесены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала (пункты 39-41 Основ ценообразования).

Согласно пункту 17 Методических указаний №1746-э при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к данным Методическим указаниям.

При этом установлено, что при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:

параметры отраслевого тарифного соглашения;

параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);

размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;

условия коллективного договора;

прогнозный индекс потребительских цен.

…тарифным органом при расчете операционных расходов на первый год досрочного периода регулирования необоснованно не применен метод экономически обоснованных расходов (затрат) при расчете расходов по статьям затрат: "Расходы на оплату труда производственного персонала", "Расходы на оплату труда цехового персонала", "Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала".

Из материалов дела следует, что, определяя расходы на оплату труда, тарифный орган в своих расчетах не руководствовался положениями отраслевого тарифного соглашения, что привело к занижению данных затрат по сравнению с предложением регулируемой организации.

При таких обстоятельствах в части неприменения при расчетах расходов на оплату труда обществу минимальной месячной тарифной ставки рабочих 1 разряда, установленной с 1 января 2023 г., решение правления региональной службы по тарифам является неверным.

Из решения Кировского областного суда от 03.03.2023 по делу № 3а-10/2023

Тарифным органом проанализированы фактические затраты организации в 2021 г. на выплаты премий из прибыли и признаны экономически не обоснованными премиальные выплаты в размере 1507,7 тыс. руб. Региональная служба по тарифам полагает, что включение в их состав сумм премирования работников с предстоящим Новым годом в размере 557,5 тыс. руб. незаконно…

В силу подпункта "в" пункта 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 31 Методических указаний N 1746-э при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Приказом от 21 декабря 2021 г. № 318 в связи с предстоящим Новым годом 144-м работникам ООО "ВКХ г. Слободского" выплачена единовременная премия за счет средств прибыли общества (том 2, л. д. 101, 102, 126).

В соответствии с пунктом 10.11 коллективного договора МУП "ВКХ г. Слободского" на 2017 - 2020 гг., с учетом соглашений от 24 апреля 2019 г., от 28 декабря 2020 г. о переименовании организации и продлении срока действия договора на 2021 - 2023 гг., работникам предприятия выплачивается единовременная премия к праздникам, по итогам работы за полугодие, год за счет прибыли по усмотрению администрации по согласованию с профсоюзным комитетом (том 1, л. д. 84, 134, 135).

Порядок вознаграждения работников общества, предусмотренный трудовыми договорами, установлен Положением об оплате труда (пункт 1.11) и Положением о повременно-премиальной системе оплаты труда работников (пункт 1 Порядка премирования), являющихся приложениями к коллективному договору. На основании данных актов премирование работников ООО "ВКХ г. Слободского" производится за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость продукции. Единовременные премии к праздникам не относятся к таким выплатам (том 1, л. д. 98 - 106).

В этой связи, поскольку единовременная премия к празднику предусмотрена для работников общества коллективным договором, не учитывается при определении налоговой базы налога на прибыль, исключение тарифным органом фактических затрат на премирование к Новому году из статьи затрат "Нормативная прибыль" противоречит действующему законодательству.

Ссылки представителя региональной службы по тарифам на то, что в коллективном договоре не перечислено, к каким праздникам выплачивается премия, отклоняются судом, поскольку такого требования не содержится в тарифном законодательстве, более того в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации новогодние каникулы являются нерабочими праздничными днями по причине празднования гражданами Российской Федерации праздника - Нового года.

Четвертый апелляционный суд 14 июня 2023 года оставил решение Кировского областного суда без изменения.

В заключение необходимо сказать, что «целесообразно» искать иные подходы в регулировании и индексации расходов, направленных именно на формирование фонда оплаты труда. С учётом социальной политики Российской Федерации, направленной на рост благосостояния граждан, тарифное регулирование не позволяет в полной мере использовать все аспекты отраслевых тарифных соглашений. Ставка первого разряда, которая является базовой при расчёте всех расходов на формирование заработной платы, при долгосрочном регулировании не может быть проиндексирована до нужного значения. Индексы, с учётом прогноза Министерства социального развития, применяемые при индексации расходов, не дают необходимого роста (ставка первого разряда на данный момент приравнена к МРОТ, согласно отраслевым соглашениям). Также нужно отметить, что отраслевые соглашения направлены на защиту прав и интересов работников предприятий ЖКХ, в том числе и в плане достойной заработной платы. Достойная оплата за труд позволяет сохранить, приобрести, накопить рабочий потенциал — очень важную часть в работе всей сферы ЖКХ. Отсутствие именно рабочей силы приведет к необратимым последствиям: увеличению времени устранения аварий, невозможности проведения капитального и текущего ремонтов, и, как следствие — снижению качества услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...