Инициативе Комиссии РСПП по ЖКХ дан ход!

Инициативе Комиссии РСПП по ЖКХ дан ход!

В первом в 2024 году номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» в разделе «Комментарии и прогнозы» опубликована статья члена Комиссии РСПП по жилищно-коммунальному хозяйству, заместителя генерального директора Научно-исследовательского центра муниципальной экономики Вероники Анатольевны Межецкой «Рыба гниет с головы»: сферам управления и проведения капремонта в МКД требуется квалифицированный персонал!», в которой рассказано о результатах рассмотрения на заседании Комиссии РСПП по ЖКХ инициатив по повышению профессиональной квалификации работников сфер управления и проведения капремонта в МКД, в том числе по замене сдачи профессионального экзамена руководителем управляющей организации при лицензировании и перелицензировании лицензионной комиссии на проверку лицензионной комиссией Свидетельства о квалификации.

Перечисленные в статье предложения, одобренные Комиссией РСПП по ЖКХ по изменениям в федеральное законодательство вошли в текст письма Президента РСПП Шохина А.Н. и 2 февраля 2024 года были направлены в адрес Председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пахомова С.А. и Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Файзуллина И.Э.

Ниже приводим текст данной статьи.

«Рыба гниет с головы»: сферам управления и проведения капремонта в МКД требуется квалифицированный персонал!»

8 декабря 2023 года прошло заседание Комиссии РСПП по ЖКХ, на которое для обсуждения членами Комиссии и отраслевыми экспертами была вынесена инициатива по замене сдачи профессионального экзамена руководителем управляющей организации при лицензировании и перелицензировании лицензионной комиссии, на проверку лицензионной комиссией Свидетельства о квалификации.

Мое выступление как члена Комиссии РСПП по ЖКХ на тему «Предложения, направленные на совершенствование процессов лицензирования в сфере управления многоквартирными домами» содержало следующие предложения:

в проект Федерального закона, внесенный в Государственную Думу под № 487723-8 «О внесении изменений в статьи 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации» (сокращение срока принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) в целях оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования управления многоквартирными домами к первому чтению внести следующие изменения и дополнения:

 — статью 202 Жилищного кодекса отменить;

 — пп.2) п.1 статьи 193 Жилищного кодекса изложить в следующей редакции: «наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии свидетельства о квалификации»;

 - в пп. 2) пункта 4 статьи 201 Жилищного Кодекса (где прописаны полномочия лицензионной комиссии) внести изменение следующего характера: полномочие «принятие квалификационного экзамена» заменить на «проверку наличия свидетельства о квалификации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации».

После принятия Федерального закона предлагается отменить приказ Минстроя России 2014 г. № 789/пр «Порядок проведения квалификационного экзамена, порядок определения результатов квалификационного экзамена» (с изменениями, внесенными приказами Минстроя России от 26 июня 2019 г. № 366/пр и от 31 января 2023 г. № 54/пр).

Проект Федерального закона № 487723-8 был разработан во исполнение п.9 распоряжения Правительства РФ от 23.12.2022 № 4112-р, то есть направлен на сокращение срока предоставления лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

При этом необходимо отметить, что статья 202 Жилищного кодекса (в которую предлагаются изменения проведения с 1 сентября 2024 года квалификационного экзамена в электронной форме) в настоящее время по своей сути является «анахронизмом» и не отвечает требованиям действующей национальной системы квалификаций, так как противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону № 238-ФЗ от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификаций» (далее – Закон о независимой оценке квалификаций).

Так, раздел X Жилищного кодекса «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (который включает статьи 192-202) был введен Федеральным законом № 255-ФЗ от 21 июля 2014 года и вступил в силу с 1 сентября 2014 года.

При этом Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ в статью 195.1 Трудового Кодекса с 1 июля 2016 года было введено понятие «квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» и «профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции».

С 1 января 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификаций, который установилправовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определил правовое положение, права и обязанности участников такой оценки квалификации. Так, статьей 2 Закона о независимой оценке квалификаций было определено:

 - понятие реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и независимой оценки квалификаций;

 - что независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

 - что по итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации;

 - что сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

В соответствии со статьей 9 Закона о независимой оценке квалификаций, Минтруд России как уполномоченный орган утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним.

C 1 января 2017 года вступил в силу приказ Минтруда России от 15 ноября 2016 г. № 649н "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре", который установил правила формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации (далее - реестр) и порядок доступа к сведениям, содержащимся в реестре. Реестр является общедоступным федеральным информационным ресурсом, в котором содержатся в том числе сведения о выданных свидетельствах о квалификации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, приказом Минтруда России от 11 апреля 2014 г. № 236н был утвержден профессиональный стандарт "Специалист по управлению многоквартирным домом" (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2014 г., регистрационный № 32532), который через 5 лет был актуализирован и утвержден приказом Минтруда России от 31 июля 2019 г. № 538н (зарегистрирован Минюстом России от 28 августа 2019 г., регистрационный № 55760).

Приказом национального агентства по квалификациям от 26 июня 2020 г. № 48/20-ПР "Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве" утверждены одобренные Национальным Советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 5 июня 2020 г. № 44) подготовленные Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве 13 наименований квалификаций и требования к квалификациям в сфере управления МКД. Среди них - квалификация «Руководитель организации по управлению многоквартирными домами» (номер квалификации 16.01800.06), к которой предъявляются определенные требования по образованию и стажу работы.

В соответствии с указанными требованиями, в перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по квалификации «Руководитель организации по управлению многоквартирными домами», включаются документы, подтверждающие:

1) уровень образования руководителя организации по управлению многоквартирными домами:

- Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня магистратуры по профилю подтверждаемой квалификации

или

 - Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня магистратуры (непрофильное) и Документ о профессиональной переподготовке по профилю подтверждаемой квалификации.

2) опыт работы руководителя организации по управлению многоквартирными домами:

 - Документы, подтверждающие наличие 5 лет практического опыта работы в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, в том числе не менее 2 лет на руководящих должностях.

Таким образом, процедура независимой оценки квалификации, запущенная Указом Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной социальной политики», дает возможность оценить действительный уровень квалификации руководителя организации, занятой управлением многоквартирными домами - сложным инженерным объектом, для управления которым необходимо иметь высшее профессиональное образование и необходимый опыт работы.

По данным СПК ЖКХ, сегодня цифровой модуль информационного ресурса Минтруда России «Онлайн – экзамен» - «Оценка квалификаций» интегрирован в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), благодаря чему соискатели, претендующие на право управления многоквартирным домом, могут пройти процедуру независимой оценки квалификаций, в том числе, по квалификации «Руководитель организации управляющей МКД (7 уровень квалификации)» в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по управлению многоквартирным домом" на одной из более 3 тысяч площадок, аккредитованных в регионах России на базе учреждений образования, служб занятости или центров оценки квалификаций, по цене 500 рублей за теоретическую часть.

Таким образом, в настоящее время имеется вся законодательная, нормативно-правовая и ресурсная база для упрощения порядка лицензирования, оптимизации и автоматизации процессов лицензирования в сфере управления многоквартирными домами в соответствии с требованиями времени в части требований к квалификации руководителей управляющих организаций, установленных трудовым законодательством и Законом о независимой оценке квалификации.

В настоящее время имеется информация, что в сферу управления многоквартирными домами приходят управляющие организации, руководители которых не владеют методами управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не знают технических требований к безопасности зданий, что создает высокие риски для граждан, проживающих в данных многоквартирных домах (всего в России управляющие организации управляют порядка 700 000 многоквартирными домами (https://dom.gosuslugi.ru/#!/wdgt-mkd-control-method)).

Действующее лицензионное требование (пункт 2 части 1 статьи 193 и статья 202 ЖК РФ ) о наличии у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии на право управления многоквартирным домом квалификационного аттестата не дает ощутимых результатов, поскольку проводимый лицензионными комиссиями квалификационный экзамен в форме тестирования на проверку теоретических знаний не гарантирует того, что лицензиат на практике владеет необходимыми знаниями, навыками и умениями для эффективного управления многоквартирными домами. Более того, сдача так называемого «квалификационного экзамена» в электронной форме (который фактически состоит из 100 теоретических вопросов, ответы на которые имеются в интернете) лицензионной комиссии только усугубляет проблему наличия среди руководителей организаций, занятых управлением многоквартирными домами неквалифицированных специалистов (не имеющих соответствующего образования, опыта, знаний, умений и навыков).

Изменение методики подтверждения квалификации руководителя организации по управлению многоквартирными домами на предлагаемую позволит снять нагрузку на лицензионные комиссии при лицензировании и перелицензировании, которые вместо проведения квалификационных экзаменов могут проводить проверку наличия Свидетельства о квалификации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (в порядке межведомственного обмена).

Также необходимо отметить, что в «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.10.2022 № 3268-р, предусмотрен ряд мероприятий, направленных на решение основных проблем в ЖКХ, в том числе задач развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд отрасли жилищно-коммунального хозяйства; повышение привлекательности и престижа профессий и специальностей сферы жилищного и коммунального комплексов; повышение уровня компетенций руководителей и специалистов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификаций персонала в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Соответствующее мнение по вопросу необходимости закрепления требований к руководителю управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, соответствующих требованиям профессиональных стандартов было зафиксировано в решениях, принятых:

- Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление «Об актуальных вопросах государственной жилищной политики» от 11 марта 2022 года № 70-СФ);

- Советом по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации (протокол решения Совета на тему: «Совершенствование деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами» № 3.2-15/2816 от 15 июля 2022 г.);

- Общественным советом при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Ассамблеей региональных общественных советов в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (протокол заседания «Жилищно-коммунальное хозяйство России – новые возможности» от 15 октября 2020 г. № ОС-2020/3.2).

Отсутствие требований к квалификации персонала, осуществляющего управление многоквартирными домами, не позволяет в полной мере реализовать цели и задачи, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Планом мероприятий по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года.

В дискуссии по теме выступления на заседании Комиссии РСПП по ЖКХ приняли участие заместитель Председателя Комиссии РСПП по ЖКХ, Исполнительный директор Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» Булгакова Ирина Александровна, начальник отдела нормативного сопровождения сферы ЖКХ Департамента развития ЖКХ Минстроя России Рожкова Елена Анатольевна,заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Факторович Алла Аркадьевна; член Комиссии РСПП по ЖКХ, Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения Кочегаров Анатолий Дмитриевич, координатор проектов Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ Гончаренко Татьяна Алексеевна, которые поддержали данную инициативу.

Протоколом заседания Комиссии РСПП по жилищно-коммунальному хозяйству от 08.12.2023, подписанным Первым заместителем Председателя Комиссии РСПП по жилищно-коммунальному хозяйству, генеральным директором ПАО «Т Плюс» А.И.Вилесовым по рассмотренному Комиссией вопросу было принято решение направить обращение к Президенту РСПП Шохину А.Н. с просьбой поддержать позицию Комиссии РСПП по жилищно-коммунальному хозяйству и обратиться:

 - к Председателю Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ПахомовуС.А. с просьбой рассмотреть возможность создания при Комитете Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству рабочей группы с участием специалистов Минстроя России и членов Комиссии РСПП по жилищно-коммунальному хозяйству для доработки проекта Федерального закона № 487723-8 «О внесении изменений в статьи 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации»;

 - к Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Файзуллину И.Э. с просьбой рассмотреть возможность включения представителей Минстроя России в рабочую группу при Комитете Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству для доработки проекта Федерального закона № 487723-8 «О внесении изменений в статьи 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации»;

 - к Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Файзуллину И.Э. с инициативой о проведении совещания с заинтересованными представителями Комиссии РСПП по жилищно-коммунальному хозяйству и других рабочих органов РСПП по актуализации вопросов нормативно-технического регулирования в ЖКХ на основе законодательства о безопасности зданий и сооружений и о техническом регулировании.

Необходимо отметить, что целевой аудиторией предлагаемой инициативы являются не только управляющие многоквартирными домами, но и все, кто проживает в многоквартирных домах Российской Федерации.

Мы с вами все является собственниками помещений в многоквартирных домах и нам не должна быть безразлична эта тема.

Нам важно, чтобы в наших домах работали профессионалы. А управляющим организациям в сфере управления многоквартирным домами важно создание рынка, где присутствует добросовестная конкуренция и понятные правила работы.

Каких эффектов ожидаем от данных изменений в Жилищный кодекс?

Начав с руководителей управляющих компаний, которые будут подтверждать свою квалификацию (а это в первую очередь уровень образования и опыт работы), дальше можно двигаться к созданию рынка профессиональных компаний, что будет способствовать доверию людей.

Профессиональные организации – это те, в которых работают квалифицированные кадры.

Это будет способствовать не только созданию рынка профессиональных управляющих организаций, но и повышению уровня производительности труда (см. статью Межецкой В.А. «Как влияет применение профессиональных стандартов на повышение производительности труда в сфере ЖКХ?», опубликованную в журнале «ЖКХэксперт: экономика и право» (№ 11-2023)), так какосновой эффективности любой организации является наличие высококвалифицированного персонала.

Кроме изменений по совершенствованию лицензирования управляющих организаций на заседании Комиссии РСПП по жилищно-коммунальному хозяйству Мамоновой Анной Ивановной, исполнительным директором Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР), были предложены изменения в статью 178.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на замену существующей методики оценки соответствия профессиональной квалификации в отношении руководителя регионального оператора, кандидата на замещение должности руководителя регионального оператора путем внедрения новых подходов.

В настоящее время проверка соответствия обязательным квалификационным требованиям для кандидата на должность руководителя регионального оператора и руководителя регионального оператора осуществляется в форме квалификационного экзамена, который проводится на площадке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Применение данного метода представляется нецелесообразным, поскольку он утратил свою актуальность.

Внедрение механизма независимой оценки квалификации в системе капитального ремонта в многоквартирных домах обусловлено развитием и реализацией Федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Так, для внедрения данного механизма подготовлена нормативная база, а именно приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 250н от 17.04.2018 (зарегистрирован Минюстом России от 10 мая 2018 г. № 51045) утвержден профессиональный стандарт «Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома», в котором определены требования к опыту практической работы, образованию, знаниям и умениям.

Переход на Национальную систему квалификаций в части проведения независимой оценки квалификации позволит допускать к открытому конкурсу на замещение должности руководителя регионального оператора кандидатов, успешно прошедших профессиональный экзамен и получивших свидетельство о квалификации, а в дальнейшем (один раз в три года) руководитель регионального оператора должен будет подтверждать свое соответствие требованиям к квалификации. Указанное будет способствовать прозрачности процедуры отбора руководителя регионального оператора, который должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к данной должности, а также конкурентоспособности вакантной должности. В общем зачете система капитального ремонта в многоквартирных домах будет представлена высококвалифицированными кадрами, способными на эффективное руководство по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В этой связи предлагается в статье 178.1 ЖК РФ части 5 и 6 изложить в новой редакции:

«5. Руководитель регионального оператора осуществляет трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. К руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора предъявляются требования о прохождении в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации на осуществление профессиональной деятельности по организации капитального ремонта многоквартирного дома.

При проведении открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора кандидат на указанную должность предъявляет свидетельство о квалификации, выданное по итогам прохождения профессионального экзамена.

Для подтверждения соответствия требованиям к квалификации руководитель регионального оператора проходит независимую оценку квалификации один раз в три года.».

Чем закончится эта инициатива, вы узнаете из нашего журнала «ЖКХэксперт: экономика и право».

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...