7 декабря 2023 года в Государственной Думе в Доме Союзов состоялся круглый стол Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ на тему «КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ», под председательством заместителя председателя Комитета ГД РФ по строительству и ЖКХ Светланы Разворотневой. Также в круглом столе приняли участие представители федеральных, региональных и местных органов власти, бизнес – сообщества, экспертов, образовательных учреждений, другие депутаты Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ – Нуриев Марат Абдулхаевич и Стрелюхин Александр Михайлович.
«Я благодарна Профсоюзу работников жизнеобеспечения и Общероссийскому отраслевому объединению работодателей в сфере жизнеобеспечения за инициативу проведения этого "круглого стола", потому что тема кадров, кадров ЖКХ довольно активно обсуждается в последние годы, но с 2020 года эта тема просто стала горящей и горячей. Причины мы, конечно, все понимаем, почему такая ситуация сложилась. Это и низкие зарплаты, и отсутствие дополнительных стимулов, потому что служебное жильё, например, которое работало в советские годы, сейчас практически отсутствует. Низкий престиж отрасли. Отсутствие необходимых средств в компании приводит к крайне низкой автоматизации труда. Разрушена и долгие годы не восстанавливалась система подготовки кадров. Проблема ещё усугубляется оттоком мигрантов... Предлагаю в ходе нашего обсуждения не сосредотачиваться особенно на проблемах, а сосредоточиться на предложениях, что необходимо предпринять Госдуме, правительству для того, чтобы изменить ситуацию», - отметила депутат.
Акцент на том, что низкая заработная плата – источник демотивации труда в сфере жизнеобеспечения в своем выступлении сделал Василевский Александр Дмитриевич – Председатель Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, член Общественного совета при Минстрое России, который в завершение сказал: «Я хочу поблагодарить, Светлана Викторовна, вас и Сергея Александровича (Пахомова – ред.)… Государственная Дума сейчас стала относиться к нашей сфере совершенно по-другому».
Козлов Александр Михайлович – Председатель Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ, депутат Мосгордумы представил присутствующим результаты мониторинга рынка труда в ЖКХ – исследования, которое провело Национальное агентство развития квалификаций при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Подробно об этом исследовании можно прочитать в 12 номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» и на сайте СПК ЖКХ.
«В среднем дефицит наблюдается у 57 процентов организаций, но практически каждый день этот дефицит увеличивается… Каждая вторая организация говорит о низком уровне заработной платы. Порядка 40 процентов работодателей связывают эти проблемы с низким престижем отраслевых профессий… Мы сейчас находимся на пути, когда в рамках законодательной инициативы предлагаем, настаиваем заменить квалификационный экзамен, который проходят сейчас руководители управляющих организаций, на инструменты независимой оценки квалификации. И вот буквально на днях у нас встреча с заместителем министра состоялась, будем работать над поправками к законопроекту, который сейчас внесен в Государственную Думу по изменению 202-й статьи Жилищного кодекса. Фактически возникнет институт профессионального управляющего жилой недвижимостью. Есть реестр, который ведет Минтруд России», завершил свое выступление депутат.
«Нам надо возрождать советский УПК, когда обязательно в рамках школьного обучения дети получают дополнительную профессию... на основе частно-государственного партнёрства», внесла предложение Председатель.
Как покрыть кадровый дефицит при ограничениях на повышение расходов по оплате труда при осуществлении деятельности в сфере управления многоквартирными домами участникам круглого стола рассказали представители управляющих организаций из регионов - Деникеева Юлия Константиновна –руководитель ООО «Управдомус» из г. Петропавловск-Камчатский, Малиновский Павел Вячеславович – руководитель управляющей организации ООО «Крепость» из г. Кемерово, Наумов Кирилл Юрьевич – руководитель управляющей организации ООО «Зелёная роща» из г. Рязань.
Предложения Юлии Деникеевой заключались в следующем: «На федеральном уровне определить стандарты эксплуатации жилищного фонда и расчеты платы, учитывающих расходные обязательства управляющих компаний, связанных с содержанием персонала. Внести в жилищное законодательство ссылки на учет параметров отраслевого тарифного соглашения, заключенного на федеральном уровне правового акта социального партнерства для регулирования социально-трудовых, экономических отношений. Далее следует проработать вопрос о внедрении в оборот механизма независимой государственной экспертизы, расчетов размера платы за жилищные услуги, потому что у нас вид деятельности не регулируемый. Третье. Предлагается пересмотреть образовательные стандарты и программы по обучению специалистов в сфере ЖКХ, с учетом мнения профессионального сообщества. Четвертый момент, это принять на федеральном уровне политику в сфере управления жилой недвижимостью по принципу "делать хорошие дела известными", а не транслировать с каждого телевизора, насколько мы плохо все работаем. И пятый, это принять на федеральном уровне политику поднятия престижа профессий людей, занятых в жизнеобеспечении».
Павел Малиновский внес предложения проработать возможность налоговых послаблений. «Я в отрасли примерно уже 15 лет. За мой период работы моложе 30-ти к нам не приходили. Поэтому нужно как-то решать эту проблему. Все-таки повышать престиж профессии, работать и работать с государством. Чтобы государство нам помогло в этом, какие-то целевые обучения…Если раньше давали жилье, сейчас его не дают и люди не идут к нам… Нужно совместно бизнесу с государством работать», отметил в своем выступлении руководитель управляющей организации из Кемерово.
Кирилл Наумов внес следующие пути решения кадровых проблем управляющих организаций: «Первое, это необходимо повысить имидж профессии, но это должна быть федеральная поддержка. Второе, предоставить льготные виды кредитов и ипотеки для работников управляющих компаний и вообще сферы ЖКХ. Третье, обеспечить учёт собственниками жилья обоснованных расходов управляющих организаций на оплату труда персонала. И четвёртое, разработать мероприятия, которые будут направлены на взаимодействие между органами местного самоуправления, работодателями, образовательными организациями в целях осуществления целевой подготовки кадров с дальнейшим трудоустройством выпускников уже в управляющие организации».
Вопросы совершенствования законодательства, позволяющие обеспечить выполнение Федерального отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ при утверждении платы за содержание общего имущества МКД, осветил Кочегаров Анатолий Дмитриевич – Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК). Среди предложений Президента объединения были внесение дополнений в статью 156 Жилищного кодекса положений, которые будут предусматривать учет правовых актов социального партнерства при установлении платы, и предусмотреть применение методических указаний, утвержденных или Правительством Российской Федерации, или Минстроем России, устанавливающих правила определения размера платы со ссылками на соответствующие национальные стандарты. «Мы считаем целесообразным в проект резолюции включить пункт, чтобы прокуратура и дальше занималась этой работой и помогала все-таки нам развивать систему отраслевого социального партнерства», - сказал в заключении своего выступления Анатолий Кочегаров.
Талалыкин Владимир Михайлович – Председатель Комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России предложил ввести в нормативное правовое регулирование механизм негосударственной экспертизы стоимости содержания общего имущества МКД. «Сегодня мы видим решение в следующем. Первое, по вновь вводимым домам надо чтобы в проектной документации раздел эксплуатации был прописан по каждому дому вплоть до того, что там периодичность проведения ремонтов, обслуживания и так далее указаны, с тем, чтобы, затем, обсчитать эти все вещи, естественно, на базе определённых нормативов, которые есть кому разработать. По вновь вводимым домам это нужно расписывать всё с уровня проектирования. Для чего? Для того чтобы, выходя на собрание, представить собственникам, которые, естественно, не имеют ни квалификации, ни возможности оценивать всю обоснованность экономическую этих предложений через независимую экспертизу. И надо создать таких экспертов, такие компании экспертные, чтобы они давали такие заключения для того, чтобы дом функционировал так, как положено, как прописано, чтобы он жил 100 лет, необходимо проводить такие-то, такие-то работы, они должны быть обсчитаны, должна быть разработана методика соответствующая, позволяющая это всё делать».
Афонькин Игорь Ананьевич – руководитель ГЖИ Курской области рассказал о практиках профотбора и профориентации на примере Курской области и о программе «Движение первых». «Я предлагаю, чтобы, на федеральном уровне сделать образовательную программу, как, например, менеджер по управлению МКД, к примеру, и чтобы это было высшее образование, которому люди будут учиться, как минимум четыре года, поскольку управленец, он не только инженер, он и психолог, он и человек, который должен знать трудовое право, финансовое право и так далее. И только при наличии совокупности этих факторов, когда будет именно специализированное высшее образование, будут какие-то действительно существенные и значимые результаты… Необходимо уделить особое внимание именно профессиональной подготовке как раз кадров, то есть, начиная от школы, заканчивая профессионально-техническими и высшими учебными заведениями. Причём здесь можно сделать очень простую систему: обучение бесплатно, но ты должен какой-то срок отработать, как раньше было в Советском Союзе, целевые направления, пять лет отучился, будь любезен пять лет в управляющей организации отработать», - предложил в своем своего выступлении Игорь Афонькин.
Межецкая Вероника Анатольевна – руководитель Подкомитета ТПП РФ по кадровой политике и развитию отраслевой системы социального партнерства и профессиональных квалификаций в жилищно-коммунальной сфере при Комитете ТПП РФ по предпринимательской деятельности в жилищной и коммунальной сфере, заместитель генерального директора Научно-исследовательского центра муниципальной экономики, главный редактор журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» остановилась на механизмах и возможностях привлечения в управление и содержание многоквартирных домов квалифицированного персонала. Эксперт отметила, что в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. в разделе по профессиональной трансформации предусмотрен ряд мероприятий, направленных на решение основных проблем в ЖКХ, в том числе задач развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд отрасли жилищно-коммунального хозяйства; повышения привлекательности и престижа профессий и специальностей сферы жилищного и коммунального комплексов; повышения уровня компетенций руководителей и специалистов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификаций персонала. При этом Стратегия содержит общие предложения по улучшению ситуации в жилищно-коммунальной сфере по данному направлению, однако требует конкретизации ключевых позиций и механизмов решения проблем, касающихся развития кадрового потенциала сферы ЖКХ. В частности, в Стратегии не нашла отражения такая важная для ЖКХ проблематика как низкий уровень развития отраслевой системы социального партнерства для обеспечения эффективного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в жилищно-коммунальной сфере, следствием чего является наличие системных проблем по оплате и нормированию труда. Вероника Межецкая предложила включить в резолюцию круглого стола «внести изменения в Стратегию, направленные на регулирование трудовых отношений в жилищно-коммунальной сфере, развитие отраслевой системы социального партнерства и разработать и утвердить государственную программу по обеспечению кадровыми ресурсами сферы ЖКХ, план мероприятий по обеспечению кадровыми ресурсами отрасли жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года, предусматривающий меры по подготовке и переподготовке кадров организаций ЖКХ, служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере управления ЖКХ». Также было внесено предложение разработать и принять методические указания, устанавливающие правила формирования платы за содержание жилых помещений на основе стандартов эксплуатации с учетом соблюдения критериев безопасности и комфортности проживания в домах, а также требований Федерального отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ по охране, нормированию и оплате труда, с учетом темпов роста минимального размера оплаты труда и включить в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и в соответствующие формы федерального государственного статистического наблюдения конкретный вид экономической деятельности: «деятельность по управлению многоквартирными домами».
Вепрецкая Татьяна Павловна, директор АНП «Национальный жилищный конгресс» предложила создать систему профессионального кадрового заказа и в дополнение к 156-й статье Жилищного кодекса отрегулировать еще и 158-ю. «Система кадрового обеспечения напрямую зависит и от социальных льгот, которые должны появиться в нашей отрасли. Да, было правильно замечено, что отрасль социально значимая и государству пора бы обратить внимание на то, что для работников ЖКХ должны появиться какие-то государственные льготы», - сказала в заключении своего выступления эксперт.
Кудрявцева Татьяна Николаевна – директор Государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области «Ростовский колледж отраслевых технологий» рассказала о имеющихся проблемах системы среднего профессионального образования и их решения, позволяющие сформировать профессиональные кадры в сфере управления МКД. Статья на данную тему будет опубликована в 1 номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» в следующем году. «Необходима консолидация усилий управляющих компаний и товариществ собственников жилья, то есть тех работодателей, которые заинтересованы в студенте. Консолидация в плане выработки общего понимания их необходимости, и презентация этих необходимостей на уровне регионов для того, чтобы колледжи могли совершенно спокойно работать с этими потребностями и понимали, с кем ему работать, потому что бегать по тысяче управляющих компаний по региону, это просто нереальная история. Необходимо найти какие-то новые формы работы по раннему самоопределению молодежи. Необходимо обязательно рассматривать внедрение методологии наставничества по направлению работодатель–студент в управляющих компаниях и в тех предприятиях, которые связаны с отраслью», - предложила в своем выступлении Татьяна Кудрявцева.
Соколина Юлия Михайловна – директор колледжа №26 из города Москвы рассказала о профориентационных мероприятиях со школьниками, которые приходят на площадку колледжа, и о проекте "Профессиональное обучение без границ", когда у ребят есть возможность ещё во время обучения в школе получить свидетельство о профессии.
В своем выступлении Король Елена Анатольевна, доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой жилищно-коммунального комплекса НИУ МГСУ отметила, что идет деградация и в научной сфере ЖКХ»: «У нас никогда не было отдельной научной специальности. У нас кафедра, на которой работает квалифицированный профессорско-преподавательский состав, но научные специальности, квалификация по которым у них подтверждена, они не соответствуют в полной мере прямо ЖКХ. Поэтому возможно здесь рассмотреть еще и предложения о формировании профильного научного направления и научной специальности, ну как-то ее вот назвать вокруг эксплуатации объектов жилищно-коммунального комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, это - большая тема для обсуждения, потому что иначе у нас не будет квалифицированных кадров вуза, то есть некому будет готовить в дальнейшем специалистов с высшим образованием». «Прозвучало у нас сегодня, что все-таки имеют у нас работники недостаточную квалификацию. Как это оценить? Прекрасный инструмент – независимые оценки квалификации. И мне представляется, что этот инструмент надо развивать и дальше, с учетом того опыта, который мы получили за последние два года», - отметила она.
Новая парадигма системы подготовки специалистов сферы управления МКД была раскрыта Блехом Евгением Михайловичем – профессором ФГОУ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), д.э.н.: «Нынешний низкий кадровый потенциал - это результат многолетнего пренебрежения со стороны государства как к проблемам функционирования ЖКХ в целом, так и к проблемам подготовки, переподготовки кадров, как среднего, так и высшего уровня… К сожалению, вся система подготовка инженеров, обладающих такими комплексными знаниями, была разрушена, что следует признать серьёзной и принципиальной ошибкой. Как говорится в известной книге: пришло время собирать камни. Настало время пересмотреть это ошибочное решение. Настало время начать подготовку кадров инженеров-экономистов. И это не моя выдумка. Благодаря Центру муниципальной экономике и права, который провёл опрос управляющих компаний, 91 процент респондентов высказались за воссоздание специальности "инженер-экономист". Эта проблема решает то, что вы сказали, эта проблема решает очень важную задачу. Мы до сих пор все спорим: надо готовить нам инженеров или надо готовить экономистов. Нам надо готовить инженеров-экономистов, которые обладали бы знаниями техники, экономики дома, права, умения взаимодействовать с муниципальными органами управления, ну и так далее. Нам нужно вернуться к этому».
На проблемах системы высшего профессионального образования, не позволяющие сформировать профессиональные кадры в сфере управления МКД, также остановилась Ларионова Юлия Владимировна – профессор кафедры организации строительства и управления недвижимостью, руководитель магистерской программы «Управление жилищным хозяйством и коммунальной инфраструктурой» НИУ МГСУ, д.э.н.: «Принято решение, что с 2025 года наш ФГОС 38 группы переходит в техническую группу специальностей 16-ю "Строительство и ЖКХ". То, как она стала называться, это отдельный вопрос. Специалисты тут поддержат. То есть все вместе туда воткнули: и ЖКХ, и коммунальную инфраструктуру, и на выходе мы уже будем иметь бакалавра техники и технологии и магистра техники и технологии… Сегодня сфера именно управлением МКД катастрофически страдает, потому что специалистов нет. Конкретные цифры, что мы имеем по наборам. В 2022 году мы выпустили 89 человек по этому направлению. В прошлом году уже 54 человека. В следующем, в 2024-м, мы выпустим порядка 21 человека. А в 2023 году мы не набрали никого, по одной простой причине: Министерство образования не выделило ни одного бюджетного места, коллеги. Когда приходит наш абитуриент, сдает экзамены, первое, на что он смотрит, на более престижные и звучащие направления и там, где можно учиться на бюджетном месте. А платить там 200 с чем-то тысяч за год образования не каждый у нас готов. Что касается магистратуры, тоже цифры имеются. Из тех, кто у нас выпустился с направления бакалавриата, приходят ко мне в магистратуру примерно 7 человек. То есть из 89-ти – 7, остальные выбирают более престижные направления: девелопмент, строительство, судебная строительно-техническая экспертиза, сервейинг, ну и так далее. Что касается наших предложений, во-первых, низкая престижность работы в ЖКХ в целом и, соответственно, нам нужно заниматься этой проблемой серьезно в части популяризации нашего направления. Сейчас мы видим "дорожную карту", которая разработана по повышению престижности, по решению проблем кадрового потенциала. Что мы там видим? Что упор делается опять же на строительство. ЖКХ идет как младший брат, приемный и донашивает фуфайку после стройплощадки. И, действительно, нам нужно как раз сделать упор на то, чтобы со школьной скамьи это все воссоздавать. И второе существенное направление, это действительно, здесь поддержу Евгения Михайловича, возврат к инженерно-экономической форме подготовки. Потому что у нас в основном мы сталкиваемся лбами, инженеры, то есть технические кадры, экономисты, управленцы, тут же юристы очень большой пласт занимают, и все как-то вот в конфронтации находимся. Универсальный солдат, который понимает всю техническую оснастку дома, понимает технические процессы, эксплуатационные процессы, но в то же время, который может сам посчитать, а сколько стоит управление, какова же экономика вот этого конкретного дома. И в условиях, в которых мы оказались, это целевое обучение, потому что пока мы не знаем, выдадут нам бюджетные места на следующий год или нет, скорее всего, вряд ли, то есть мы должны будем привлекать на наши платные направления. И вот здесь надеемся только на наших коллег, управляющие организации, что они своих детей обучат, внуков, родственников, направят к нам, а потом наши студенты уже отработают, собственно, у них по три года».
Беленькая Ольга Сергеевна, Генеральный директор СРО НП «ЖКХ-Групп», г. Хабаровск, предложила в качестве инструмента скорой неотложной помощи ввести в Жилищный кодекс норму, предоставляющую управляющим и ТСЖ право ежегодно индексировать плату за содержание и ремонт на индекс потребительских цен товаров и услуг в Российской Федерации в случае, когда собственники с учётом их предложений не утвердили экономически обоснованный размер платы и ввести запрет в Жилищном кодексе собственникам в одностороннем порядке снижать этот размер платы.
Депутат Государственной Думы Марат Абдулхаевич Нуриев отметил в своем выступлении, что «за "круглым столом" собрались неравнодушные люди к нашей системе ЖКХ… Как мы сегодня на профессиональном языке сказали, что нет понятия "профессионального управленца", также у нас нет и понятия "профессионального заказчика и собственника". Я всё-таки предлагаю, и мы это начали, наконец-то, в Татарстане, обучать старшеклассников, которые начинали 8-й и 10 класс, потому что 9-й и 11-й, понятно, там ОГЭ, там ЕГЭ, вот это практически будущие выпускники… Считаю, что Министерство строительства и ЖКХ очень плотно работает в этом направлении. Мы сегодня практически полтора часа обсуждали четыре законопроекта. В принципе всегда дверь открыта, всегда как бы команда рабочая, молодая команда, значит, понимание есть. Естественно, за короткое время это не получится. Нам только надо в этом направлении двигаться и выбрать просто правильный путь. Поэтому всем желаю удачи. Всё получится», - заключил депутат.
Заключительное слово от Минстроя России взял Нифонтов Дмитрий Юрьевич, начальник отдела Управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг, который поблагодарил присутствующих за очень интересные предложения и заверил, что по конкретным предложениям и проработкам Минстрой России более плотно поработает.
В завершении Председатель круглого стола отметила следующее: «Мне кажется, состоялся очень интересный разговор, довольно много было предложений. И если мы отработаем с вами, ну, хотя бы часть из них, то мы сможем изменить ситуацию».
Пресс-служба журнала
«ЖКХэксперт: экономика и право»