Мы продолжаем публикацию статей и интервью участников и лауреатов Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2022».
Предлагаем вашему вниманию статью Министра государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (на момент публикации статьи - Начальника Государственной жилищной инспекции Мурманской области - Главного государственного жилищного инспектора Мурманской области) Кузнецовой Алены Александровны «Перерасчеты за отопление. Пример Мурманской области».
Статья была опубликована в номере 1 журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» за 2019 год.
В статье, посвященной крайне актуальной теме перерасчетов за отопление, раскрыты не только нормативно-правовые, но и технологические аспекты проблемы.
В настоящее время активным ходом идет прием материалов для участия во Всероссийском конкурсе профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023» . Ждем ваших материалов для публикации в наших журналах «ЖКХэксперт: экономика и право» и «Цены и тарифы в ЖКХ». Эти материалы станут участниками конкурса!
Перерасчеты за отопление. Пример Мурманской области
Мурманская область – это регион, полностью находящийся за Полярным кругом, то есть регион Арктический. Соответственно, отопительный сезон здесь очень длительный. Так, в 2017 году начало отопительного сезона 2017-2018 было 12.09.2017, а окончился сезон 2016-2017 гг. – 13.06.2017, то есть отопительный сезон в Мурманске длился полноценные 9 месяцев. Естественно, при таком длительном отопительном сезоне оплата за отопление – это 70-80 % жилищно-коммунальных платежей жителей региона.
Особенно высокую стоимость отопления наши жители «прочувствовали» по итогам 2017 года, так как именно в этом году и полярное лето началось очень поздно, и осень наступила очень рано, Так 22 июня 2017 года в Мурманске шел полноценный снег, а средняя температура июня была 6,8о, что на 2,4о ниже нормы (9,2о).
В связи с этим никто, конечно, не ждал отрицательных (то есть к возврату) перерасчетов за отопление, но итог оказался еще хуже, чем мы ожидали.
Чтобы пояснить, что такое перерасчеты за отопление, нужно обратиться к законодательным документам.
В Российской Федерации отношения в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам регулируются Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
На территории Мурманской области с июля 2013 года действует способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года, согласно которому расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, т.е. при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется 1/12 объема тепловой энергии, определенного по прибору учета за прошедший год. При этом исполнитель коммунальных услуг должен производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление. Корректировка размера платы за отопление обусловлена наличием разницы между фактическим объемом потребления тепловой энергии (по показаниям общедомового прибора учета (далее ОДПУ)) и объемом, который предъявлен потребителям.
То есть, согласно законодательству, мы платим двенадцать месяцев равномерно за отопление, а потом, через год, «сверяем» предъявленные к оплате и реально потраченные данным многоквартирным домом объемы тепловой энергии в гигокалориях. По результатам этой сверки и осуществляется перерасчет. Он может быть как в «плюс» - то есть доначисление, так и в «минус» - к возврату потребителю. В 2017 году на перерасчеты у нас вышли более 2,5 тысяч МКД, по которым было открыто более 200 внеплановых проверок, проведенных по обращениям жителей.
В разрез с общепринятым мнением ОДПУ не экономит, а всего лишь показывает факт потребления, с которым дальше нужно работать и анализировать, почему уровень потребления оказался выше или ниже. Что повлияло: погодные условия конкретного года, техническое состояние МКД или еще что-то другое.
Также хочется отметить, что часто обсуждаемое предложение перехода на факт или отопительный сезон, «чтобы не платить летом», в нашем случае дает рост (1/9) / (1/12) = 1,33, то есть рост 33%.
Технология проведения проверки перерасчетов за отопление (запрашиваемые документы, анализ).
В целях осуществления проверки Государственная жилищная инспекция Мурманской области (далее ГЖИ МО) запрашивает множество документов.
Перечислю лишь некоторые, наиболее важные (реальный список занимает несколько страниц):
- сведения о наличии в многоквартирном доме ОДПУ (со схемой установки) потребления тепловой энергии на отопление, горячее водоснабжение по компоненту на тепловую энергию (Гкал), расходомеров горячей воды, копии первичного акта допуска в эксплуатацию, актов проверки готовности узла учета к эксплуатации перед отопительным периодом, копии паспортов приборов учета);
- показания ОДПУ за соответствующий коммунальный ресурс за период корректировки (помесячно с приложением заверенных копий журналов (отчетов) учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета);
- расчет корректировки размера платы за отопление, предъявленной к оплате в платежном документе за соответствующий период потребителям в многоквартирном доме с расшифровкой и обоснованием значений, используемых при расчете;
- сведения о наличии индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) горячей воды (с указанием, в каких помещениях установлены), их показания, о среднемесячных объемах потребления горячей воды, в отношении потребителей, не передавших показания приборов учета в установленные сроки, об объемах потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с п.42, 60 Правил № 354;
- сведения о количестве тепловой энергии, приходящейся на нужды горячего водоснабжения за период корректировки (помесячно),
- сведения об общей площади всех жилых помещений и нежилых помещений, а также площадей, входящих в состав общего имущества, с приложением копии технического паспорта на многоквартирный дом.
Что в первую очередь анализируется при проверках:
- принципиальная схема теплоснабжения в части установки ОДПУ (для исключения случаев «ОДПУ на 2 МКД», применение схемы «подача минус обратка»);
- в случае отсутствия ОДПУ горячей воды на системе горячего водоснабжения для определения объема тепловой энергии, использованной на приготовление горячей воды, применяется расчетный метод ((ИПУ+Сред.+N)*количество тепловой энергии на подогрев, где ИПУ- показания индивидуальных приборов учета, Сред.- начисления по среднему, N - начисления по нормативу);
- проверяется соответствие площадей МКД, применяемых при расчете корректировки, технической документации МКД, в том числе запрашиваются площади из ГУПТИ (Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области);
- проверяются показания индивидуальных приборов учета, начисления по нормативу (где нет ИПУ), начисления по среднему, при отсутствии передачи показаний ИПУ за предыдущие периоды, начисление повышающих коэффициентов;
- обязательно наличие акта ввода в эксплуатацию ОДПУ либо акт повторного допуска в эксплуатацию (выход из строя и допуск в отопительный период);
- к учету принимаются ведомости учета тепловой энергии помесячно, в период выхода из строя – 3 месяца объем теплоэнергии рассчитывается по среднему, затем по нормативу потребления (п. 59(1) Правил №354).
Необходимо отметить, что тщательный анализ документов иногда позволяет выявить то, что иногда не предоставляется исполнителем коммунальных услуг (а в случае нашего региона это может быть и управляющая и ресурсоснабжающая организации). Выявлялись случаи «ОДПУ на два дома» (так называемая «сцепка»), ОДПУ, находящийся за границами балансовой ответственности данного МКД, отсутствие актов (в том числе повторных) ввода в эксплуатацию. Запрос дублирующей проверочной информации по площадям (в БТИ) может серьезно скорректировать объемы перерасчета, предъявленные по данному дому, что было, например, в поселке Зеленоборский.
В случае работы Государственной жилищной инспекции Мурманской области мы пошли дальше и дополнили документарную проверку выездом на место, осмотром наиболее проблемных домов, замерами температуры в помещениях и температуры горячей воды. Мы также анализируем схемы теплоснабжения и предлагаем варианты снижения теплопотребления конкретного МКД или группы МКД.
Результатом тщательного анализа стало выявление расхождений в законодательных документах, которые почти невозможно было выявить, когда перерасчеты выставляли управляющие компании, но при прямых договорах потребителей с РСО они явно проступили.
Например, мы выявили, что теплоэнергетиками дополнительно (в разрез с ПП РФ 354) выставляются потери, не учитываемые ОДПУ.
Существует разница между ПП РФ № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» и ПП РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Например, в ПП РФ № 1034 в объемы предъявляемого потребления тепла включаются нормативные потери на трубопроводах (по длине и сечению) от стены дома до места установки ОДПУ (зачастую в теплопункте, расположенном далеко от ввода в дом).
Также в ПП РФ № 1034 присутствуют потери с утечкой, которые очень часто выставляются теплоэнергетиком, несмотря на необходимость подписания двухсторонних актов, которых, как правило нет:
«125. Количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях:
а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами);
б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную.
126. В случаях, указанных в пункте 125 настоящих Правил, величина утечки определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей.
В остальных случаях учитывается величина утечки теплоносителя, определенная в договоре теплоснабжения.»
Если в ходе проверки выявляются нарушения действующего жилищного законодательства, то по результатам проверки выдается предписание об их устранении, которое находится на контроле до полного исполнения. При этом необходимо отметить, что исполнитель коммунальной услуги не всегда соглашается с Инспекцией и может обжаловать предписание в суде. Что, например, сейчас и происходит в случае с филиалом «Кольский» ПАО «ТГК-1», где в перерасчетах были выявлены вышеуказанные дополнительные потери. Наши предписания находятся в суде, который должен будет поставить точку в нашем споре.
Следует отметить, что результатом проводимых Инспекцией проверок не всегда является перерасчёт размера платы в сторону уменьшения. В некоторых случаях исполнитель коммунальных услуг допускает нарушения, которые приводят к занижению размера платы, что выявляется в ходе проведения проверок.
Хочется отметить, что и после проверки перерасчетов мы не бросаем проблемные дома, а совместно с муниципалитетами, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, а также жителями (если они готовы к этому), стараемся наладить работу МКД, снизить теплопотребление, предложить конкретные энергоэффективные мероприятия.
В 2018 году по итогам проведенных ГЖИ МО проверок был проведен целый ряд мероприятий, которые отличались в зависимости от размеров муниципалитета, системы теплоснабжения, видов МКД.
Поселок Зеленоборский (работа ГЖИ МО и теплоэнергетика АО «МЭС»):
- исправлены ошибки в площадях, которые были использованы при расчетах, что позволило снизить до 30% по некоторым домам сумму перерасчета (выявление неучтенных нежилых помещений);
- при обследовании при помощи пирометров выявлено падение изолирующих свойств теплоизоляции трубопроводов – выдано предписание восстановить изолирующий слой;
- проведен мониторинг температуры в жилых помещениях путем поквартирного обхода, при этом была выявлена повышенная температура в квартирах МКД (от 23 до 26 градусов); данная работа повлекла за собой «перенастройку» МКД (то есть изменение параметров работы системы теплоснабжения, в некоторых случаях – выдача новых технических условий), что за первые пять месяцев 2018 года дало снижение теплопотребления минимум на 10%.
ЗАТО Североморск (закрытое территориальное образование) (работа ОМСУ, ГЖИ МО, УО и теплоэнергетика АО «МЭС»):
- выявлено отсутствие надлежащей регулировки всей системы теплоснабжения, а также регулировки отдельных МКД (отсутствие дроссельных шайб, балансировочных клапанов);
- отсутствие ОДПУ на ГВС, что не позволяет «отсечь» потребление ГВС и весь «небаланс» падает в отопление;
- наличие помещений на электрообогреве.
В настоящий момент Администрацией ЗАТО Североморск создана постоянно действующая комиссия для разбора ситуации и не допущения высоких сумм корректировок в будущем. Пересчитана система теплоснабжения муниципалитета в части нескольких «кустов» из 200 МКД (около 50% ЗАТО). Поставлены дроссельный шайбы и балансировочные клапаны уже по новым техническим расчетам. При начале отопительного сезона налажен постоянный контроль за теплопотреблением всех МКД с ОДПУ.
Хочется отметить, что процесс на некоторых домах (порядка 8-9 МКД) серьезно затянулся, были отмечены жалобы на гул в системе теплоснабжения при установке новых шайб, пропадание ГВС (вследствие резкого снижения подачи теплоносителя в дом), крайне неравномерная температура в помещениях, которая колебалась от 20 до 28оС. Как правило это связано с тем, что ранее регулировка МКД практически не проводилась, жители решали текущие проблемы заменой батарей, кто-то устанавливал больше, чем проектные, кто-то меньше. За десятки лет, прошедшие с постройки произведено множество перепланировок и переносов инженерных систем. В итоге дом уже очень сильно отличается от своего проектного «оригинала» и требует тщательной индивидуальной настройки, что, к сожалению, не всегда возможно, учитывая особенности централизованного теплоснабжения и многочисленные кустарные переделки инженерных систем.
Переходя к рекомендациям, которые могут быть сформулированы по итогам анализа проведенных перерасчетов нужно разделить их на обязательные и дополнительные.
В части обязанности управляющей организации нужно особо отметить, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. В свою очередь собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
При этом обязательные работы, которые должны быть сделаны вне зависимости от позиции собственников (и которые должны быть включены в плату за содержание и ремонт, т.к. являются частью так называемого «минимального перечня» по ПП РФ 290) это, например:
- балансировка системы отопления с установкой запорной арматуры;
- диагностика состояния, промывка трубопроводов и стояков системы отопления;
- уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды и обеспечение принудительного закрывания входных дверей;
- восстановление теплоизоляции системы отопления и ГВС
- установка дверей и заслонок в проемах подвальных и чердачных помещений.
Однако, часть работ зависит исключительно от желания собственников участвовать в жизни своего дома и разумно планировать траты на коммунальные ресурсы:
- изоляция теплообменников, находящихся в подвальных помещениях, с применением современных энергоэффективных материалов;
- модернизация теплообменников;
- погодозависимые (регулируемые) теплопункты;
- замена окон на современные, с повышенными теплоизолирующими свойствами;
- отключение полотенцесушителей в летний период (в г.Кировск Мурманской области именно работа полотенцесушителей в летний период дала большой объем корректировки по отоплению).
Зачастую траты на такие «необязательные» мероприятия являются существенными, но при этом почти всегда меньше самого перерасчета в проблемном доме, быстро окупаются и позволяют серьезно экономить на отоплении в будущем. Но это уже дело собственников конкретного дома, хотя управляющая организация должна показывать собственникам экономический эффект от таких вложений в оборудование МКД.
Напоследок хочется отметить, что такие детальные проверки нашей Инспекции с выездом на дома и разбором ситуации на примере самых проблемных МКД, позволили не только выявить нарушения и пресечь их, но и нормализовать отопление в большей части домов и составить план работы для управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Также мы планируем выйти совместно со всеми участниками процесса на практическую реализацию лучших энергоэффективных практик в домах нашего региона. Готовы представлять итоги читателям журнала.
Несколько положительных примеров по результатам проверок перерасчетов силами Государственной жилищной Инспекции Мурманской области:
АО «Мурманэнергосбыт», потребителям произведен перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопление (к возврату потребителям) на сумму – 574 314,29 руб.:
- ул. Фулика, д. 8, - 84 737,35 руб.;
- ул. Полярная, д.2,- 489 576,94 руб.
ООО «УК МУРМАНРЕМСТРОЙ» потребителям многоквартирного дома по ул. Достоевского, д. 3 произведен перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопление (к возврату потребителям) – 74 818 руб. В целом возврат жителям по всему фонду (где были проведены перерасчеты) составил около 2 млн. рублей (как раз, в основном, исключение из перерасчета потерь, предъявляемых теплоэнергетиком по ПП РФ № 1034).
МУП «ТеплоЭнергоРесурс» поселения Пушной (МУП Кольского района «ТеплоЭнергоРесурс») потребителям многоквартирного дома 12 по ул. Центральной в н.п. Пушной произведен перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопление (к возврату потребителям), сумма перерасчета составила – 235 326,53 руб.
Пресс-служба журнала "ЖКХэксперт: экономика и право"