«А Васька слушает да ест»: взгляд опытного коммунальщика на проблему дезинвазии

«А Васька слушает да ест»: взгляд опытного коммунальщика на проблему дезинвазии

Мы продолжаем публикацию статей и интервью участников и лауреатов Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2022».

Предлагаем вашему вниманию статью директора по экономике и финансам ООО «Водоканал» г.Новокузнецк Анны Леонидовны Носиковой ««А Васька слушает да ест»: взгляд опытного коммунальщика на проблему дезинвазии».

Статья была опубликована в февральском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» за 2019 год. Она посвящена одной из самых значительных проблем водоканалов России – проблеме дезинвазии, которую теперь необходимо проходить методами, невыполнимыми водоканалами при существующей экономике. По оценкам эксперта, расходы на дезинвазию данными методами могут составить более 64 млрд. рублей, что превышает годовые расходы государственного бюджета на охрану экологии или систему ЖКХ.

В настоящее время активным ходом идет прием материалов для участия во Всероссийском конкурсе профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023». Ждем ваших материалов для публикации в наших журналах  «ЖКХэксперт: экономика и право» и «Цены и тарифы в ЖКХ». Эти материалы могут стать участниками конкурса!

«А Васька слушает да ест»: взгляд опытного коммунальщика на проблему дезинвазии

Происходящие изменения законодательства, направленные на ужесточение требований к организациям водопроводно-канализационного хозяйства, напоминают мне детскую сказку «Теремок». Все ведомства хотят поместиться со своими требованиями в нашу избушку под названием нормативная валовая выручка, ну или хотя бы вытолкнуть оттуда соседа.

Кто-нибудь должен проводить оценку влияния на отрасль, на ценообразование, когда принимаются нормативные акты? Так много слышала обвинений в адрес Водоканалов в неэффективном управлении, и, как следствие, убыточности, что хочется обратить внимание, какое огромное количество факторов не зависит от организаций, появление которых просто не позволяет безубыточно управлять предприятием. Примеров могу привести много:

· переход на тарифное регулирование гарантирующих организаций, которым вменили оплату за транспорт воды и стоков со своей нормативной выручки, с одновременным регулированием по предельным индексам изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

· снижение объема потребления услуг водоснабжения (активное оприборирование, изменение конъюнктуры производства на территории муниципального образования, изменение нормативов потребления) при фактическом увеличении общих затрат на производство и реализацию;

· изменение Налогового Кодекса в части роста ставок водного налога;

· рост нерегулируемой составляющей в цене электроэнергии, рост цены на мощность в результате перераспределения по категориям (ПП РФ от 11.05.2015 №458), рост цены на мощность в результате ввода новых ДПМ в регионе;

· выход новых требований по антитеррористической безопасности и организации режимно-секретной безопасности;

· новые требования природоохранного законодательства в части воздействия на водные биоресурсы рек при заборе воды и сбросе сточных вод;

· изменения в законодательстве в области по обращению с отходами;

· выход требований к проведению контроля за выбросами в атмосферу таких источников, как иловые площадки, открытые поверхности технологических сооружений ОСК (аэротенки, отстойники), канализационные насосные станции;

· появление требований по передаче данных в ГИС ЖКХ, на выполнение которых требуется огромный трудоресурс программистов, при всем том, что требования физически не выполнимы из-за технической неготовности самой системы ГИС;

· появление расходов на сбытовую службу ввиду изменения Жилищного законодательства в части возможности населению переходить на прямые отношения с ресурсно-снабжающими организациями;

· ввод в эксплуатацию вновь построенных объектов, когда получение дохода от новых абонентов существенно ниже расходов на содержание сети и самих объектов;

· затраты на организацию отчетности по закупкам товаров, работ, услуг, в том числе по Постановлению Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" и Приказу Минфина РФ от 29.12.2014 г. № 173н «О порядке формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным Казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

И это далеко не исчерпывающий перечень факторов, появившихся в последнее время.

Так, например, с 2016 года наше предприятие пытается разобраться, почему вместо необходимых ремонтов нас заставляют тратить деньги на дезинвазию неизвестными ранее методами.

Дезинвазия - это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение во внешней среде зародышевых элементов (яиц и личинок гельминтов и т.д.), возбудителей инвазионных болезней человека, животных и растений.

В 2015 году вступил в силу СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» (далее СанПиН), в котором традиционные, положительно зарекомендовавшие себя методы дезинвазии осадка сточных вод на иловых площадках и площадках компостирования, были исключены.

На момент вступления в силу СанПиН 3.2.3215-14 практически на всех очистных сооружениях канализации Российской Федерации применялась именно обработка осадка сточных вод на иловых площадках, на которых надежная дезинвазия обеспечивается обезвоживанием осадка, промораживанием его в зимний период и воздействием прямых солнечных лучей в летний период.

После выдерживания на иловых картах осадка в течение 2-3 лет, яйца гельминтов в нем отсутствуют, что подтверждается протоколами лабораторных исследований. Наши климатические условия позволяют добиться необходимой цели- уничтожения яиц гельминтов.

Не понятно, что послужило основанием Главному санитарному врачу РФ считать, что используемые эффективные технологии обработки осадка надо исключить из списка методов дезинвазии. И мы не нашли никакой информации о вспышках заболеваемости, связанных именно с некачественной обработкой осадка сточных вод.

Также нам не удалось выяснить, на основании каких нормативных документов или научных разработок составлен новый список методов дезинвазии, вошедших в новую редакцию СанПиН 3.2.3215-14. И, к слову сказать, ни одна из технологий, перечисленных в п. 16.7.4 нового СанПиН, не вошла в справочник НДТ (наилучших доступных технологий), утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2015 №1580.

Согласно письму заместителя Министра строительства и ЖКХ РФ Е.О. Сиэрры в Аппарат Правительства от 08.08.2017 №28192-ЕС/04 касательно необходимости внесения изменений в СанПиН 3.2.3215-14 указано, что последняя редакция данного СанПиН готовилась без обсуждения с широким кругом представителей экспертного сообщества в данной сфере, включая Минстрой.

Провести реконструкцию действующих сооружений согласно новым требованиям законодательства возможно только с привлечением дополнительного капитала, научные проработки, проектирование и внедрение данных методов потребует несколько лет, что, конечно, сопряжено с несоблюдением санитарных норм в течение этого периода.

Поэтому данный СанПиН подталкивает предприятия водопроводно-канализационного хозяйства к применению биологических ингибиторов-стимуляторов, которые упомянуты в последнем абзаце п. 16.7.4 СанПиН (где перечислены допустимые методы), поскольку их использование не требует проектирования и строительства дополнительных сооружений.

Биологический ингибитор-стимулятор представляет собой запатентованный продукт под торговой маркой «БИНГСТИ» единственного в мире производителя ООО НПО «Пуролат-Трейд». Химический состав препарата производителями от покупателя скрывается, известно лишь то, что в нем содержится 90% воды и 10% проростков картофеля, что само по себе вызывает недоумение.

Одновременно с этим Роспотребнадзор подтвердил возможность использования других методов своим Письмом от 31 августа 2016 г. № 01/11576-16-30 «О применении овицидного препарата для уничтожения возбудителей паразитарных заболеваний. Согласно позиции Роспотребнадзора СанПиН не ограничивает хозяйствующие субъекты в выборе методов и препаратов для дезинвазии.

Однако, точку в вопросе «Могут ли применяться не перечисленные в СанПиН3.2.3215-14 методы, приводящие к нужному результату?» поставили суды. Мнение судов отражено в апелляционном определении Саратовского областного суда от 26.01.2016 по делу №33-416, решении Центрального районного суда г. Новокузнецка по делу №2-2039/16 от 09.09.2015решении Ленинского районного суда г.Тюмени по делу №2-4860/2017 от 25.07.2017. В нашем же случае основанием для принятия судом решения о невыполнении требований санитарного законодательства послужило отсутствие технологии обработки на иловых картах в перечне п. 16.7.4 СанПиН, что по факту ограничивает хозяйствующие субъекты в выборе методов дезинвазии.

Действительно, применение нового препарата (ингибитора-стимулятора «БИНГСТИ») казалось одним из самых «доступных» методов, достаточно было лишь отменить треть работ по капитальному ремонту или сократить 4 ремонтных бригады. И мы с коллегами из соседних городов попытались выяснить природу действия и эффективность этого препарата. Были неприятно удивлены тем, что:

· Данный реагент не зарегистрирован в реестре дезинфицирующих средств.

· Для него не установлены гигиенические нормативы.

· После его введения в осадок сточных вод ухудшаются бактериологические показатели (увеличение бактерий группы кишечных палочек).

· Отчет НИИ ЭЧГОС им. А.Н. Сысина о результатах исследований препарата, на который и ссылается производитель, составлен еще на ТУ 9291-004-49785509-01, которые не действуют с 2010 года. К тому же исследования проходили 15 лет назад и требуют актуализации и дополнительной проверки на соответствие действующим ТУ.

· В МУ 3.2.1022-01 «Мероприятия по снижению риска заражения населения возбудителями паразитов» указано, что эффективность дезинвазии осадков сточных вод данным препаратом не превышает 52,1%, что противоречит заявленной эффективности в СанПиН до 99,9%.

· производится и продается Водоканалам водный раствор препарата, хотя согласно автореферату диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук Серегина М.Ю., на основе которого получен патент на препарат, исследовался спиртовой раствор препарата.

· Полный состав «БИНГСТИ» производители скрывают, ссылаясь на коммерческую тайну, соответственно не понятно его влияние на водный объект (мальков рыб), на активный ил в сооружениях биологической очистки (бактерии, простейшие, грибы, некоторые высшие организмы, водоросли).

· Для обеспечения контроля остаточного содержания данного препарата в объектах окружающей среды требуется наличие аттестованных методик аналитического контроля, которых на данный момент не существует.

В выпуске телепередачи «Человек и закон» от 20.04.18 прошел сюжет о применении препарата «БИНГСТИ» на очистных сооружениях канализации «Миллиарды рублей собирают с граждан и… сливают в канализацию!».

Поводом для выпуска сюжета было «Экспертное заключение по вопросу об эффективности препарата БИНГСТИ», подготовленное «Комиссией по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН». Основной вывод Российской академии наук: «Полностью (категорически) отсутствует научное обоснование (возможность многократного проведения эксперимента с получением неизменного результата) эффективности препарата».

Среди Водоканалов, которые обратились за помощью в «Комиссию по борьбе с лженаукой», был и наш Водоканал.

Приведу выдержку из выводов данного экспертного заключения касательно экономического эффекта от применения препарата: «Эксперты Комиссии, изучив требования СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ», пришли к выводу о том, что это скорее всего, безальтернативный из предлагаемых методов, по крайней мере, что касается обработки сточных вод, осадка сточных вод, навоза. Все остальные из разрешенных либо не существуют (аэро-биостанции, био-барабаны, многопудовые печи т.д.), либо невыполнимы (аэробная стабилизация осадка с предварительным прогревом, термофильное сбраживание при температуре не менее 60 градусов Цельсия и т.д.), либо экономически недоступны. Согласно данным Росстата объем образующихся в РФ сточных вод составляет 55 кубических километров (55 миллиардов кубометров).Учитываемые предлагаемые производителем дозировки и его стоимость, ориентировочные расходы на дезинвазию сточных вод будут обходиться потребителю примерно в 14 миллиардов рублей в год, при условии , что объем осадка сточных вод составляет 2% от объема самих вод (очень «неплохой» показатель), и с учетом необходимых дозировок препарата на обработку осадка, это еще около 30 миллиардов рублей ежегодно, ну и примерно 20 миллиардов на обработку навоза и навозных стоков. Подобные расходы превышают годовые расходы государственного бюджета на охрану экологии или систему ЖКХ. А с учетом того, что регулярной дезинвазии предполагается подвергать детские площадки, территории выгула домашних животных, территории дошкольных и образовательных учреждений, почву и даже снег (тоже «безальтернативно») с учетом количества паразитологических проб, ежегодно выполняемых только Роспотребнадзором (около 18 миллионов проб ежегодно), суммарные затраты на подобную «профилактику паразитарных заболеваний» сопоставимы с государственными бюджетными расходами на всю систему здравоохранения в целом».

При переходе на дезинвазию с использованием данного препарата «Бингсти» в рекомендуемых дозах затраты на покупку реагента для нашего предприятия составили бы порядка 25 млн. рублей (1 л препарата из проростков картофеля стоит от 5000 до 7000 рублей).

Прелюботнейшим фактом, которым по неизвестной причине, еще не заинтересовались правоохранительные органы, является факт того, что заявителями по делам о невыполнении Водоканалами новых СанПиН 3.2.3215-14, выступает межрегиональная общественная организация «Здоровье нации и эколого-паразитологическая безопасность», зарегистрированная в Ростовской области и являющаяся совместно с единственным в России производителем ингибитора-стимулятора соучередителями НП «Обезвреживание сточных вод и осадков».

На текущий момент поставка реагента другим организациям продолжается, и на сайте zakupki.gov.ru присутствует информация о закупках данного препарата.

Текст проекта изменений СанПиН выложен на сайте regulation.gov.ru еще с 23.03.18, но на сегодняшний день никаких продвижений документа нет, а «Здоровье нации…» продолжает инициировать проведение прокурорских проверок.

Вот и получается, что все ведомства, вовлеченные в разбирательство по сложившейся ситуации с нормами СанПиН, а это и Природоохранная прокуратура, Федеральная антимонопольная служба, органы исполнительной власти субъекта, органы регулирования тарифов, Министерство строительства и ЖКХ, Роспотребнадзор понимают, что Водоканалы поставлены под удар, однако, пока не будут внесены изменения в п. 16.7.4 СанПиН 3.2.3215-14, мы так и будем находится в зоне риска и нерациональных трат.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...