В сфере благоустройства и озеленения дан старт независимой оценке квалификаций

В сфере благоустройства и озеленения дан старт независимой оценке квалификаций

Предлагаем вашему вниманию статью заслуженного работника ЖКХ РФ, члена Комиссии по профессиональным квалификациям в области комплексного благоустройства территорий и ландшафтной архитектуры при СПК ЖКХ РФ, кандидата технических наук, профессора Аллы Алексеевны Шрейбер, ответственного секретаря Международной ассоциации Союзов архитекторов, вице-президента Союза архитекторов России, кандидата архитектуры, профессора Игоря Николаевича Воскресенского, президента Союза проектировщиков России, члена Совета по профессиональным квалификациям СПК ЖКХ РФ, советника Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Виктора Анатольевича Новоселова, председателя Совета Межрегиональной ассоциации архитекторов и проектировщиков (МААП) Нины Михайловны Новоселовой «В сфере благоустройства и озеленения дан старт независимой оценке квалификаций».

Статья в доработанной редакции опубликована в июльском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» за 2021 год. Первоначальный вариант статьи под названием «Профессиональный стандарт как инструмент повышения квалификации специалистов при реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»» был опубликован в журнале «Архитектура, строительство, дизайн» №01|/02 (98/99) 2020.

Статья посвящена, в том числе актуализации профессионального стандарта «Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов» и подготовке проектов 10 наименований квалификаций и требований к квалификациям, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации.

Коллектив ее авторов стал одним из лауреатов конкурса, заняв 2-е место в номинации «Лучший экспертный материал по решению экономических проблем городской среды (дорожного хозяйства, комплексного благоустройства, уличного освещения и озеленения)».

Ряд статей участников и лауреатов Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2022» опубликован на сайте.

В настоящее время активным ходом идет прием материалов для участия во Всероссийском конкурсе профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023». Ждем ваших материалов для публикации в наших журналах «ЖКХэксперт: экономика и право» и «Цены и тарифы в ЖКХ».

Эти материалы станут участниками конкурса!

В сфере благоустройства и озеленения дан старт независимой оценке квалификаций

В статье 7 Конституции Российской Федерации – главного закона нашей страны, записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину высокое качество жизни и это не только достойный человека прожиточный минимум и другие блага, но и совершенствование условий жизни, реализацию различных материальных и духовных потребностей. При этом и городская среда становится одним из важнейших ресурсов улучшения условий жизнедеятельности населения.

Руководство страны ставит перед органами законодательной и исполнительной власти всех уровней и профессиональным сообществом в качестве одной из важнейших задачу по формированию комфортной среды жизнедеятельности во всех регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации, рассматривая это как ключевой фактор обеспечения устойчивого развития территорий. Задачи социальной политики государства решаются в тесном единстве с его активной экономической политикой посредством реализации государственных программ и национальных проектов, направленных, в том числе, и на преобразование среды жизнедеятельности российских городов и поселений.

Переломным моментом в решении этой задачи стало принятие постановления Правительства РФ от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды». В настоящее время приняты и реализуются Федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» (2017 – 2024 гг.), Национальный проект «Жилье и городская среда» (2018 – 2024 гг.) и др. В этих документах сформулированы высокие целевые показатели, в их числе:

▪ увеличение к 2024 г. доли городов с благоприятной средой до 60 % от общего количества городов (670 из 1117 городов);

▪ кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 %;

▪ увеличение к 2024 г. до 30 % доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды.

Одним из эффективных путей формирования качественной городской среды является комплексное благоустройство территорий и объектов городских, сельских поселений и межселенных территорий. Этот вид деятельности характеризуется не только сложившимися традициями, но и инновационными тенденциями, способствующими перспективному развитию комфортной, эргономичной, эстетически полноценной и безопасной среды муниципальных образований. Реализация программ и проектов в этой сфере требует привлечения многочисленных специалистов различных квалификаций, обладающих не только высоким уровнем подготовки, но и определенным набором компетенций для решения конкретных задач ЖКХ в целом и задач в сфере благоустройства и озеленения, в частности.

Высокая квалификация работников и специалистов ЖКХ– это гарантия высокого качества предоставляемых услуг.

Общеизвестно, что в настоящее время в отрасли ЖКХ имеется значительный дефицит профессиональных кадров наряду с почти полным отсутствием общедоступных платформенных решений, направленных на повышение уровня квалификации кадров, и по причине низкой привлекательности рабочих мест, в том числе из-за относительно низкого уровня заработной платы. К проблемным относится и задача кадрового обеспечения сферы благоустройства и озеленения территорий и объектов, напрямую связанная с реализацией национальных и региональных программ и проектов, нацеленных на формирование комфортной городской среды. В настоящее время в сфере ЖКХ занято около 6 % трудовых ресурсов страны, или порядка 3 млн человек, в том числе в сфере благоустройства и озеленения – около 370 тыс. человек. При этом профильное образование имеют не более 30 % из них. Вместе с тем важная социальная роль благоустройства в формировании комфортной среды жизнедеятельности населения и активное развитие благоустроительной деятельности в городах и других поселениях выводят сферу комплексного благоустройства в особую отрасль (подотрасль) городского хозяйства, которая требует грамотной кадровой политики для формирования рынка качественных профессиональных кадров.

В Российской Федерации проводится большая работа, и создаются необходимые условия по формированию новой системы кадрового обеспечения сферы ЖКХ в соответствии с современными потребностями. Особую роль в этом процессе сыграли указы Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Решением Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 29 июля 2014 года создан Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее - СПК ЖКХ). В 2016 г. был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций», регулирующий отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации (НОК) (НОК – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом) работников и / или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. С этого времени профессиональный стандарт становится инструментом повышения уровня профессионализма работников и специалистов, занимающихся тем или иным видом деятельности. Согласно этому закону, применение системы НОК носит добровольный характер. Вместе с тем в профессиональном сообществе разгорелась полемика о целесообразности внедрения независимой оценки квалификаций в условиях действующих нормативных правовых документов, регулирующих работу отрасли, но, как показывает практика, они носят скорее эмоциональный характер и обусловлены в основном нежеланием менять сложившиеся формы и методы работы с персоналом в организациях и на предприятиях. Немаловажное значение в этой ситуации имеет позиция руководителей, а они зачастую руководствуются соображением, что применение профессиональных стандартов потребует дополнительных хлопот и затрат, и принимают решение – подождать. Тем не менее, в связи с предстоящей отменой разделов Единого тарифно-квалификационного справочника по профессиям (наименованиям квалификаций) и изменениями в трудовом, жилищном законодательствах и законодательстве о госзакупках в перспективе все организации и предприятия ожидает поэтапный переход на профессиональные стандарты и проведение НОК работников.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности», с 01.01.2020 для ряда организаций и предприятий эта процедура является обязательной. И главное – анализ использования системы НОК свидетельствует, что она работает и дает положительные результаты:

- многие предприятия и организации в соответствии с нормами трудового законодательства и другими законодательными и нормативными правовыми актами в целях защиты прав своих работников, повышения их квалификации организуют проведение независимой оценки и присвоение работникам профессиональных квалификаций в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям соответствующей отрасли;

- практика показала, что при использовании системы НОК существенно снижаются издержки для молодых специалистов при переходе из системы профессионального образования в систему труда;

- для работающих специалистов система НОК помогает быстро перестроиться в связи с изменениями технологий и при переходе с одного уровня квалификации на другой;

- у работодателей и работников появляется больше возможностей соответствовать современным требованиям и динамично адаптироваться к изменяющимся условиям в экономике, производстве, бизнесе.

В этот период аналогичная работа ведется и в сфере комплексного благоустройства и озеленения. Повышение квалификации работников и специалистов, задействованных в программах и проектах различного уровня по формированию городской среды и комплексному благоустройству территорий и объектов, является весьма значимой и актуальной задачей, решение которой требует активного внедрения системы НОК, а также разработки и актуализации соответствующих профессиональных и образовательных стандартов.

В 2015 г. в числе первых был инициативно разработан и утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.12.2015 № 1159н профессиональный стандарт «Специалист по вопросам благоустройства и озеленения территорий», на основании которого проводилась независимая оценка квалификации специалистов.

Начиная с 2017 г. задача организации комфортной среды жизнедеятельности входит составной частью в важнейшие масштабные программы развития России и становится одной из стержневых в системе территориального управления регионами и муниципальными образованиями. Это связано, прежде всего, с растущими потребностями населения городов и других поселений России в комфортной и безопасной среде жизнедеятельности. Поэтому становится очевидным необходимость учета при осуществлении кадровой политики в сфере благоустройства и озеленения следующих современных реалий того периода:

- несмотря на усилия властей различного уровня, статистика отмечает недостаточный уровень благоустройства значительной части территорий городских и иных поселений на фоне растущего дефицита местных бюджетов. Имеют место систематические нарушения действующих нормативов и стандартов содержания дворовых территорий и общественных пространств, связанных, в том числе с недостаточным профессиональным уровнем специалистов, отвечающих за качество проводимых работ;

- существенно изменились условия осуществления бизнес-процессов в сфере благоустройства и озеленения как при новом строительстве, капитальном ремонте объектов, так и при эксплуатации территорий. При реализации программных мероприятий увеличивается потребность в компетентных профессионалах, готовых действовать в ситуации неопределенности, владеющих инновационными технологиями;

- значительно ускорились темпы технологической и организационной модернизации в сфере благоустроительных и озеленительных работ. Появление новых инновационных материалов, технических и технологических решений, технологий требует постоянного изменения объема и качества профессиональных компетенций работников и специалистов;

- в числе приоритетов социально-экономического развития России названа необходимость повышения конкурентоспособности отраслей российской экономики, включения страны в мировые процессы создания и использования инноваций. Это в полной мере касается и сферы благоустройства и озеленения, смежных направлений деятельности, связанных с формированием благоприятной среды жизнедеятельности населения посредством комплексного благоустройства;

- новые аспекты трудовой деятельности в области формирования городской среды (применительно к сфере благоустройства и озеленения), нацеленность на комплексный и системный подход требуют привлечения разнообразных специалистов с высоким уровнем подготовки, обладающих определенным набором компетенций для решения поставленных задач и, что очень важно, мотивированных на обучение в течение всей жизни.

Становится понятным, что профессиональный стандарт «Специалист по вопросам благоустройства и озеленения территорий» (2015 г.) уже не отвечает в полной мере масштабам, целям и задачам, связанным с осуществлением трудовой деятельности по формированию комфортной городской среды городов, других поселений и межселенных территорий средствами комплексного благоустройства и озеленения.

В январе 2018 г. при СПК ЖКХ создается Комиссия по профессиональным квалификациям в области комплексного благоустройства территорий и ландшафтной архитектуры (далее - Комиссия КБ и ЛА).

Повышение уровня квалификации работников и специалистов в сфере комплексного благоустройства территорий и объектов – важнейшая задача, для решения которой необходимы актуальные профессиональные и образовательные стандарты.

На заседании Комиссии КБ и ЛА было принято решение о разработке отраслевой рамки квалификаций (далее - ОРК) (ОРК – составная часть национальной системы квалификаций РФ – иерархически упорядоченная по квалификационным уровням классификация видов трудовой деятельности, сформированная по показателям Национальной рамки квалификаций и другим значимым для отрасли показателям, дает обобщенное описание профессионально специализированных квалификаций работников конкретной отрасли. Признается государством и профессиональным сообществом. Основными разработчиками ОРК являются Союз СРО СК, ГИПЛИ, МААП, Комиссия КБ и ЛА и другие организации) для нового вида деятельности 10.005 «Комплексное благоустройство территорий и объектов городских, сельских поселений и межселенных территорий». Разработчиками ОРК была уточнена и цель профессиональной деятельности - формирование комфортной и безопасной среды жизнедеятельности на территориях городских, сельских поселений и межселенных территорий.

Данная работа активно ведется и в настоящее время уже с учетом необходимости охвата профессиональными стандартами всего «жизненного цикла» процесса комплексного благоустройства (от планирования до эксплуатации) объектов городской среды, которые создаются и комплексно благоустраиваются в рамках программных мероприятий прежде всего за счет средств бюджетов разного уровня. Структура разрабатываемой ОРК, по мнению разработчиков, будет включать несколько профессиональных стандартов – как уже разработанных, так и тех, которые следует разработать или актуализировать, в том числе профессиональные стандарты по сквозным видам деятельности в смежных и родственных отраслях.

В 2019 г., учитывая вышесказанное, по поручению СПК ЖКХ было принято решение в первую очередь актуализировать профессиональный стандарт «Специалист по вопросам благоустройства и озеленения территорий» (2015 г.). Организации – разработчики актуализированного профессионального стандарта: Союз саморегулируемых организаций строительного комплекса (Союз СРО СК), Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ), Ассоциация «Гильдия профессионалов ландшафтной индустрии», Межрегиональная Ассоциация архитекторов и проектировщиков (МААП), ООО «ВТМ дорпроект», Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, ФГБУ «ВНИИ труда Минтруда России».

Актуализированный профессиональный стандарт с новым уточненным названием «Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов» утвержден приказом Минтруда России от 09.09.2020 № 599н и вступил в действие с 17.10.2020.

Этот стандарт охватывает важный этап в «жизненном цикле» создания объектов городской среды – этап производства работ. Описание обобщенных трудовых функций работников и специалистов по благоустройству и озеленению территорий и объектов, относящихся к данному виду профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации (с 3-го по 7-й) представлено в таблице 1.

Таблица 1. Описание обобщенных трудовых функций специалистов по благоустройству и озеленению территорий и объектов

Разработчиками профессионального стандарта «Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов» (2020 г.) подготовлены проекты 10 наименований квалификаций и требований к квалификациям, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации:

1. Рабочий по благоустройству и озеленению (3 уровень квалификации);

2. Специалист-организатор работ по благоустройству и озеленению (4 уровень квалификации);

3. Специалист-организатор садово-паркового и ландшафтного строительства (4 уровень квалификации);

4. Мастер по благоустройству и озеленению (5 уровень квалификации);

5. Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства (5 уровень квалификации);

6. Инженер по благоустройству и озеленению (6 уровень квалификации);

7. Инженер садово-паркового и ландшафтного строительства (6 уровень квалификации);

8. Специалист по управлению проектом производства комплекса работ по благоустройству и озеленению (6 уровень квалификации);

9. Специалист по управлению проектом производства комплекса работ на объектах садово-паркового и ландшафтного строительства (6 уровень квалификации);

10. Специалист высшего звена по управлению организацией, осуществляющей деятельность по благоустройству и озеленению (7 уровень квалификации).

Национальным агентством развития квалификаций (далее - НАРК) на основе проведенной экспертизы установлено соответствие представленных наименований квалификаций видам профессиональной деятельности, относящихся к сфере полномочий СПК ЖКХ и соответствие проектов квалификаций структуре и описанию квалификаций, определенных «Положением о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.12.2016 № 726 н). В настоящее время ведется согласование перечня с заинтересованными организациями.

Согласно приказу Минтруда России от 19.12.2016 № 759н, для создания условий для проведения независимой оценки квалификации руководителей и специалистов организаций и предприятий в сфере комплексного благоустройства и озеленения Совет по профессиональным квалификациям в сфере жилищно-коммунального хозяйства в марте 2019 г. наделил Союз СРО СК полномочиями Центра оценки квалификаций (ЦОК) по набору квалификаций, определенных актуализированным профессиональным стандартом «Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов».

Независимая оценка квалификации будет проводится ЦОК в форме профессионального экзамена в порядке, установленном Правительством РФ. Профессиональный экзамен проводят эксперты, аттестованные НАРК и наделенные соответствующими полномочиями.

По итогам профессионального экзамена ЦОК в 30-дневный срок выдает соискателю свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

В течение названного срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя со стороны СПК ЖКХ.

Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся НАРК в реестр. Свидетельство имеет равную силу на всей территории Российской Федерации.

Работа по независимой оценке квалификаций работников и специалистов по виду деятельности «10.005 - Комплексное благоустройство территорий и объектов городских, сельских поселений и межселенных территорий» началась!

Авторы статьи надеются, что она существенно активизируется с появлением утвержденных и комплектов оценочных средств (КОС) для актуализированного профессионального стандарта «Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов».

Рыночная экономика характеризуется наличием рынка труда и трудовых отношений, в которых всегда присутствуют процедура отбора работников, конкуренция между претендентами. И здесь необходима компетентная проверка квалификаций работников в области знаний, умений и навыков в той или иной сфере деятельности.

Наличие системы компетентной проверки квалификаций работников крайне важно для работодателя. Это позволяет ему: выбирать на рынке труда квалифицированный персонал, отвечающий поставленной функциональной задаче; определять критерии оценки при подборе и отборе персонала; обеспечивать качество труда персонала и соответствие функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям; обеспечивать профессиональный рост персонала; поддерживать и улучшать стандарты качества через контроль и повышение профессионализма работников; повышать мотивацию персонала к работе в своей организации; повышать эффективность и качество труда, а следовательно, его производительность, и достигать высоких экономических результатов.

Но это важно и для самого работника, помогает ему правильно оценить свой профессиональный уровень, направления и задачи профессионального обучения и совершенствования; выбрать направление эффективного функционирования в организации; адекватно определить и обеспечить свою востребованность на рынке труда и сократить сроки поиска подходящей работы (при необходимости); верно оценить возможности карьерного роста и увеличения доходов.

Повышение квалификации работников в течение всего периода трудовой деятельности должно стать нормальной практикой в любой профессии. Для этого работник, успешно прошедший независимую оценку квалификаций и получивший свидетельство о квалификации в той или иной области, должен иметь соответствующие преференции (в оплате труда, продвижении по карьерной лестнице) по сравнению с работниками, не имеющими такого свидетельства.

Только построенная на перечисленных принципах организация производства и труда может стать мощным двигателем развития организаций и предприятий отрасли и обеспечить их эффективную работу в современных условиях.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...