Риски предприятий коммунальной энергетики в условиях ограничений и изменений в нормативных правовых актах

Риски предприятий коммунальной энергетики в условиях ограничений и изменений в нормативных правовых актах

Сегодня мы продолжаем публикацию статей участников и лауреатов Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2022».

Предлагаем вашему вниманию статью генерального директора АО «Роскоммунэнерго», заместителя Председателя комиссии по вопросам электроснабжения Комиссии по профессиональным квалификациям в сфере коммунальной энергетики СПК ЖКХ Константина Алексеевича Белослудцева «Риски предприятий коммунальной энергетики в условиях ограничений и изменений в нормативных правовых актах», в которой рассмотрены особенности сложной и слабо прогнозируемой ситуации в коммунальной тепло- и электроэнергетике России и даны предложения для устойчивого развития коммунального комплекса России.

Данная статья была опубликована в журнале «ЖКХэксперт: экономика и право» №4 за 2022 год, но нисколько не утратила своей актуальности. Ее автор – Константин Белослудцев стал одним из лауреатов конкурса, заняв 3-е место в номинации «Лучший экспертный материал по решению экономических проблем сферы ресурсоснабжения (водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, ТКО)».

В настоящее время активным ходом идет прием материалов для участия во Всероссийском конкурсе профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023». Ждем ваших материалов для участия в конкурсе или для публикации в наших журналах «ЖКХэксперт: экономика и право» и «Цены и тарифы в ЖКХ»!

Риски предприятий коммунальной энергетики в условиях ограничений и изменений в нормативных правовых актах

Изменение экономической ситуации в России

Беспрецедентное давление на Россию со стороны наших «западных партнеров» вызвало общемировой кризис с частичным разрывом цепочек поставки товаров. К настоящему времени экономика страны в целом, и сектор коммунальной энергетики в частности, испытывают ряд проблем с взрывным ростом цен на материалы и оборудование. Долгосрочные тарифные решения, которые учитывали поддержание работоспособности сетевого комплекса и его дальнейшее развитие, вряд ли смогут покрыть затраты на выполнение таких работ. В части эксплуатационных затрат в большинстве случаев тепло- и электросетевые компании смогут справиться, если тарифные решения будут скорректированы с учетом перспектив инфляции, но с развитием сетей могут возникнуть и уже возникают большие проблемы. Строительство новых объектов и масштабная реконструкция существующих уже находятся под большим вопросом. По факту, с начала года цены на стройматериалы поднялись на 80%, а в отдельных случаях рост составил 100%. Кроме того, не стоит забывать, что последние несколько лет цены на стройматериалы и так росли критическими темпами. За период 2020-2021 года рост стоимости составил около 50%, а в отдельных позициях и 60%. По информации «с мест» на сегодняшний день под вопросом даже долгосрочные проекты строительства и реконструкции объектов тепло- и электроэнергетики. Строительные фирмы к началу года сообщали, что работают на грани рентабельности, а в настоящее время ситуация только усложнилась.

Минэкономразвития России еженедельно с отставанием на одну неделю публикует экономические обзоры «О текущей ценовой ситуации». В обзорах ситуация с ценами на стройматериалы представлена следующим образом: чуть менее 2% в неделю (обзор 9 марта +1,81%, 16 марта +1,97%, 23 марта +1,24%). Одновременно с этим основной документ «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» пока не скорректирован. Банк России 23 марта выпустил информационно-аналитический комментарий №3 (63) «Инфляционные ожидания и потребительские настроения», в котором указано, что в секторе ценовых ожиданий предприятий средний ожидаемый темп прироста цен в ближайшие три месяца в марте составил 11,9% в годовом выражении. Ценовые ожидания увеличились во всех отраслях, кроме коммунальных услуг. Прогноз аналитиков, опрошенных Банком России, по инфляции на конец 2022 г. повышен до 20% (+14,5 п.п. к февралю). В 2023 г. аналитики ожидают замедления инфляции до 8%, прогноз на конец 2024 г. – 4,8%.

Меры поддержки энергетики

Вместе с тем, в СМИ появляется информация о мерах поддержки электроэнергетики в условиях кризиса. Вся информация, которая поступает в настоящее время, говорит о том, что поддерживать планируется только гигантов – ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро», в том числе, возможностью докапитализации предприятий и увеличения доли государства. Эта возможность направлена на выполнение плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Также предлагается перенести срок индексации тарифов ПАО «Россети», ПАО «Русгидро» (ДРСК) и ПАО «ИнтерРАО» на передачу электрической энергии с 1 июля на 1 апреля, причем индексация предполагается «с учетом фактической инфляции», а как указано выше, по оценке аналитиков для Банка России она может составить 20%. Такой рост тарифов на передачу, а также тарифов генерации только усугубит ситуацию на всех рынках, ведь расходы на электроэнергию входят в стоимость всех товаров и услуг.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 23 марта прошел доклад Александра Валентиновича Новака по ситуации в ТЭК. Основной упор, конечно, был сделан на нефтегазовой сфере энергетики, однако прозвучало несколько высказываний, которые касаются электро- и теплоэнергетики. В том числе отмечено, что розничные цены на электрическую энергию на сегодняшний день для сельхозпредприятий и предприятий коммунального сектора (прочие потребители) составляют: общие средние цены 4,7 руб. за кВт⋅ч, а по уровням напряжения – 5,5 руб. за кВт⋅ч на среднем напряжении и 6,5 рублей за кВт⋅ч на низком напряжении. Причем, основной упор Правительством делается на удерживание цен (тарифов) на одном уровне с учетом инфляции в стране. Как это будет корреспондироваться с предложениями о повышении тарифов на величину инфляции до 20%, пока не ясно.

Следует учесть, что четких показателей инфляции на сегодняшний день нет. При этом прозвучало, что перехода на мобилизационную экономику (полное государственное регулирование экономики) не предполагается и такие мероприятия не планируются и не прорабатываются. Также прозвучало, что необходима новая версия Энергетической Стратегии Российской Федерации, однако каковы должны быть изменения по сравнению с действующей не прозвучало. Надеемся, что здравый смысл восторжествует при формировании такой версии и в обновленной Стратегии будут также учтены недостатки действующей.

На этом же заседании Председателем Государственной Думы Вячеславом Викторовичем Володиным была высказана точка зрения, что государству следует увеличить воздействие на ТЭК в коммунальной его части на муниципальном уровне. Фраза прозвучала при обсуждении деятельности ЕТО в теплоэнергетике для обеспечения конкуренции на рынке, но под полным контролем государства (возможно, за счет организации специализированных муниципальных предприятий) внутри «котла» ЕТО.

Вызывает опасение тот факт, что в развитие положений о максимальной монополизации электроэнергетики (о чем речь пойдет в конце статьи), которые мы наблюдаем по выходящим нормативным правовым актам, в том числе до начала кризиса, регулятор «забудет» оставшиеся более 1800 организаций и разрыв финансов у таких организаций приведет к их ускоренному банкротству. Призываем не допустить такой ситуации, ведь это приведет еще и к потере работы большого количества рабочих и специалистов. В настоящее время количество занятых граждан в этой сфере велико. Действующие небольшие ТСО – это примерно 50 человек на организацию, а значит, без работы могут остаться порядка 100 тысяч человек. Также это может привести к большому количеству «бесхозяйных сетей» обанкротившихся организаций, которые просто никто не будет эксплуатировать в краткосрочной перспективе.

Накладывая эти факторы на рост стоимости стройматериалов, а также на возможности ТСО коммунальной сферы перекредитоваться под 20-25% годовых и выше плюс опасения остаться без поддержки государства ввиду тренда на монополизацию, получается опасная картина, в которой невозможно говорить не то что о развитии сетевой инфраструктуры иными ТСО, кроме «Россетей», «ДРСК» (РусГидро) и «ИнтерРАО», но и о возможности серьезной подготовки к следующему осенне-зимнему периоду 2022-2023 годов.

На сегодняшний день очевидно, что экономическая ситуация в России не стабилизировалась и строить даже среднесрочные прогнозы затруднительно, однако напомню, что очередная корректировка тарифов должна быть в июле (ну или 1 апреля, если предложения Минэнерго России утвердят), а тарифы на следующий 2023 год будут сформированы осенью. Предприятия проходят госрегулирование и сами не могут изменять тарифы. Большинство предприятий базируются на долгосрочных тарифных решениях пятилетнего периода, принятых задолго до всплеска санкционного давления на страну и связанных с этим изменениях на рынке. Хотелось бы увидеть от регулирующих органов власти дополнительные меры по поддержке предприятий инфраструктуры страны. Это может касаться не только корректировки тарифных решений (которые требуется распространить на все ТСО) в соответствии с сегодняшними реалиями «в ручном режиме», но и вводом режима наибольшего благоприятствования для предприятий ЖКХ по образцу поддержки IT-сектора. Без инфраструктуры не будет никакого роста ни промышленного производства, ни сферы услуг. Осенне-зимний период 2022-2023 годов необходимо пройти с минимальными потерями. О дальнейшей перспективе пока говорить преждевременно до стабилизации экономической ситуации, однако подготовка к следующему ОЗП уже начинается и без мер поддержки ЖКХ можно не в полной мере подготовиться к сезону.

Монополизация электроэнергетики

или вести с площадки общественных обсуждений нормативных правовых актов

Теперь хотелось бы осветить ситуацию с монополизацией в сфере электроэнергетики (в большей степени) и в теплоэнергетике (которая пусть и с отставанием, но идет в том же направлении). Эта ситуация не связана напрямую с санкционным давлением, так как продолжается уже несколько лет. При этом внедренные механизмы общественного обсуждения, под которыми в первую очередь подразумевается площадка Федерального портала проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/), периодически дают сбои, когда обсуждается один проект нормативного правового акта, а на утверждение поступает другой проект - «исправленный и дополненный», содержащий положения, существенно изменяющие и смещающие акценты акта в совершенно другую сторону. Яркими примерами такого изменения являются следующие.

1. 19 января 2022 года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 20, которое вносит изменения в постановление Правительства РФ № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», в частности в пункты 34 и 38. В частности, предпринимательская прибыль в 5% НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ в НВВ для ТСО, если НВВ с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других ТСО за 3 последних периода регулирования НЕ ПРЕВЫСИЛА 10% суммарной НВВ ТСО, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Именно этого положения не было в рассмотренном и обсужденном проекте акта на площадке общественных обсуждений.

Таким образом, предпринимательская прибыль не предусмотрена для организаций, занимающих в балансе котла менее 10%.

Это беспрецедентное положение для российского рынка в целом. Ни по одному другому виду деятельности нет таких дискриминационных положений. Также ввод подобного ограничения противоречит не только законодательной базе нашей страны, но и Конституции Российской Федерации, в частности статья 34 часть 1 говорит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», а часть 2 говорит: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». В данном же случае имеет место именно недобросовестная конкуренция на рынке услуг по передаче электрической энергии в пользу крупных ТСО без какого-либо анализа экономической деятельности предприятия, а только лишь на основе его доли в валовой выручке отдельной котловой зоны (субъекта Российской Федерации, либо его части).

Предприятиям, не занимающим в НВВ котла 10% и более, предлагается работать без предпринимательской прибыли. Эксплуатировать свои (на законном основании) электрические сети бесплатно, только восполняя непосредственные затраты. Это сложно назвать предпринимательской деятельностью.

Указанное постановление уже вступило в силу и в течение четырех месяцев ФАС России по согласованию с Минэнерго России и Минэкономразвития России должно внести соответствующие изменения в свои нормативные правовые акты. По сути, со следующего года у организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии и не имеющих доли в котле 10% и более, предпринимательская прибыль будет равна нулю.

2. В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации с новыми критериями отнесения предприятий к территориальным сетевым организациям (далее – Критерии). Действующая редакция таких критериев появилась на волне взрывного роста количества ТСО, вызванного формированием котловых тарифов. На тот момент такое решение позволило отсечь новосозданные организации, не имеющие персонала и соответствующих компетенций, которые просто получали тариф на передачу электрической энергии за то, что они есть, при этом самостоятельно такие предприятия не могли обеспечить предоставление услуг по передаче электрической энергии, а персонал организаций зачастую состоял из 3-5 человек.

Введение ограничения на размер ТСО в целом был обусловлен экономическими факторами, базирующимися на НВВ этих организаций и их возможности осуществлять профессиональную деятельность. Процесс «чистки» ТСО от нежизнеспособных организаций к настоящему времени в целом завершен. Количество ТСО к настоящему времени сокращено с около 3000 до чуть менее 1900 ТСО. Решение этого вопроса было обозначено в Стратегии развития электросетевого комплекса, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р.

Следует отметить, что несмотря на то, что основным мотивом введения Критериев были экономические показатели, ни действующая редакция, ни вновь подготовленная, экономических критериев не содержат.

Проект Критериев был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru в 2020 году. Предлагаемые изменения касались вопросов повышения требований к электросетевым организациям в части подготовки к работе в отопительном сезоне, участия в оценке мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики и т.д.

19 октября 2021 года состоялось согласительное совещание у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Александра Валентиновича Новака, в котором приняли участие представители Минэнерго России, ФАС России, Минэкономразвития России, ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро». В протоколе совещания значится следующее решение:

«Считать разногласия по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» урегулированными с учетом включения в проект постановления значения критериев протяженности линий электропередачи и мощности трансформаторных подстанций равным:

с 2023 г. - 20 км и 15 МВА;

с 2024 г. – 50 км и 30 МВА;

с 2025 г. – 100 км и 60 МВА;

с 2026 г. – 300 км и 150 МВА.»

Последствия введения указанных критериев позднее были озвучены представителями Минэнерго России (заместителем Министра энергетики России Евгением Петровичем Грабчаком): «Введение новых критериев позволило бы сократить в Самарской области 54 из 57 ТСО (ликвидация 94,5% ТСО в регионе), в Московской области 54 из 64 ТСО (ликвидация 84,4% ТСО в регионе), в Краснодарском крае 46 из 53 ТСО (ликвидация 86,8% ТСО в регионе)».

Российская ассоциация «Коммунальная энергетика» считает, что планируемые изменения Критериев территориальных сетевых организаций сформированы исключительно в интересах группы сетевых компаний, входящих в ПАО «Россети», не имеют под собой реальных обоснований (экономические показатели, уровень надежности энергоснабжения) и нарушают права и законные интересы множества независимых территориальных сетевых компаний.

Мнение Минэнерго России в части неэффективности малых ТСО, с нашей точки зрения, сомнительно: например, в Московской области затраты на содержание 1 условной единицы сетей у малых ТСО меньше, чем у филиала «Россети» (например, на 2021 г. утверждены расходы «Россети Московский регион» в размере 64,8 тыс. руб./1 у.е, что более, чем в два раза превышает затраты иных электросетевых организаций).

Ни в проекте постановления, ни в пояснительной записке к нему не содержатся внятные обоснования необходимости массового сокращения числа электросетевых сетевых организаций с экономической точки зрения, отсутствуют подтвержденные аргументы низкой надежности электроснабжения такими электросетевыми организациями. Основные положения проекта, кроме многократного увеличения количественных критериев, чрезвычайно объемно и сложно описывают деятельность по предотвращению «возможных рисков» нарушения электроснабжения.

Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», базирующемся на статье 34 Конституции Российской Федерации, установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных органов, в том числе:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

- создание дискриминационных условий.

Всё перечисленное, мы наблюдаем в новой редакции Критериев. Подробнее данная проблема описывалась в Совместном заключении Ассоциации и Центра муниципальной экономики на подготовленный Минэнерго России проект Критериев.

Обобщая вышесказанное, можно сделать несколько выводов о том, к чему приведет перераспределение собственности и уничтожение (либо обнуление операционной прибыли) действующих ТСО:

- для организаций, не занимающих 10% доли рынка внутри «котла» - к стагнации развития, оттока финансовых средств и дальнейшему поглощению этих организаций монополистами (крупными ТСО);

- ликвидации большей части действующих ТСО, которые на сегодняшний день работают эффективно (в некоторых случаях – кратно эффективнее филиалов ПАО «Россети»);

- сокращению персонала ликвидированных ТСО и усугублению ситуации на рынке труда;

- увеличению безхозяйных сетей в Российской Федерации, так как механизмы «подхвата» оборудования отсутствуют, а в случае такого «подхвата» - к отчуждению чужой собственности в пользу крупных ТСО (большая часть – в пользу филиалов ПАО «Россети»);

- росту тарифов (хоть и незначительному) для конечных потребителей, так как объем электросетевого комплекса, переданный более крупным ТСО, будет внесен в суммарную НВВ уже по затратам «подхватывающей» ТСО.

Тепловые сети России консолидируются аналогично электрическим

В теплоэнергетике наблюдается та же тенденция, что и в электроэнергетике. С 1 сентября 2022 года устанавливаются критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям. Критерии вводятся постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2033 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Для организаций также, как в электроэнергетике, помимо организационных, устанавливаются количественные критерии отнесения к теплосетевым организациям:

- владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок более 12 месяцев тепловыми сетями, используемыми для оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения и (или) водопроводными сетями, используемыми для оказания услуг по транспортировке горячей воды в системах теплоснабжения, при этом неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной системы теплоснабжения составляет:

 для гг. Москвы и Санкт-Петербурга, в границах которых она расположена, не менее 10 километров в 2-трубном исчислении;

 для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения 1 млн. человек и более не менее 7 километров в 2-трубном исчислении;

 для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн. человек не менее 3 километров в 2-трубном исчислении;

 для поселений, городских округов, в границах которых расположена данная система теплоснабжения и (или) водопроводная сеть, с суммарной численностью населения от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек не менее 1 километра в 2-трубном исчислении;

 для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения менее 250 тыс. человек не менее 500 метров в 2-трубном исчислении.

Все перечисленные протяженности должны быть непрерывными, а вот что делать в случае, когда суммарная протяженность участка сети меньше заявленного, не раскрывается. Минимально возможная протяженность непрерывной тепловой сети установлена в 500 метров в двухтрубном исчислении. Далеко не все тепловые сети имеют такую протяженность. А в крупных городах – далеко не все тепловые сети имеют непрерывную протяженность 1 км, а тем более 3 или 7 км для «полумиллионников» или «миллионников».

Еще большую сложность вызывает перспективное развитие населенных пунктов: когда строится новый микрорайон, он строится неравномерно и поэтапно. В данном случае, тепловые сети не смогут получить статуса теплосетевой организации до момента сооружения той протяженности тепловой сети, которая указана в постановлении. А значит, ввод в эксплуатацию зданий будет затруднен отсутствием такой организации и тарифа на передачу тепловой энергии. Также эти критерии вынудят застройщика проектировать тепловую сеть не оптимально, а так, чтобы сеть соответствовала критериям в максимально короткие сроки. За счет неоптимальности сооружения такой сети, тариф на тепловую энергию для потребителя (владельца вновь возводимых зданий) будет неоправданно завышен. На рабочих группах ФАС России такой вопрос ставился, однако позиция органа исполнительной власти к настоящему моменту формируется. Время формирования позиции сжатое – так как с 1 сентября этого года нормативная база уже должна быть сформирована и соответствующие нормативные правовые акты должны вступить в силу.

Количественные критерии отнесения к теплосетевым организациям также могут привести к уходу с рынка вполне работоспособных и эффективных предприятий. Также как в электроэнергетике, возможны проблемы с сокращением занятого персонала и увеличением тарифа на передачу тепловой энергии. По сути, теплоэнергетика повторяет и вбирает в себя проблемы, создаваемые для территориальных сетевых организаций электросетевого комплекса.

Заключение и выводы

Основываясь на перечисленных факторах и сложностях, а также учитывая сложную и слабо прогнозируемую в настоящее время экономическую ситуацию в России в целом и в коммунальной энергетике России в частности, Российская ассоциация «Коммунальная энергетика» им. Э. Хижа сформулировала несколько пожеланий и предложений для стабильного прохождения осенне-зимнего периода 2022-2023 года и устойчивого развития коммунального комплекса России.

1. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на несоответствие проектов нормативных правовых актов, проходящих процедуру общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru, конечному результату, обратив особое внимание на значимые, а не редакционные изменения текста документов.

2. В связи со сложной ситуацией в экономике Российской Федерации, а также перспективными проблемами на рынке труда, вызванными, в том числе, потоком санкций, приводящих к разрывам цепочек поставки оборудования и (или) материалов, ввести мораторий на изменения в части лишения организаций статуса сетевой компании, изменения собственников основных фондов, арендаторов и концессионеров, действующих на сегодняшний день организаций топливно-энергетического комплекса в целом и коммунальной энергетики в частности на период тарифных компаний 2023-2024 годов с возможностью пролонгации такого моратория на последующие тарифные компании, если экономическая ситуация в России останется неустойчивой.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность получения статуса теплоснабжающей организации тем предприятиям, которые обслуживают трубопроводы суммарной неразрывной протяженностью менее требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2033, при условии, что весь трубопровод эксплуатируется одной организацией.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации для организаций коммунального комплекса в целом и коммунального ресурсоснабжения в частности разработать критерии эффективности работы на основе экономических и надежностных показателей вместо присутствующего в настоящее время количественного (объемного) подхода. Такими показателями могут являться:

▪ по экономике: удельные затраты организации на единицу оборудования (например, на условную единицу в электроснабжении, или на единицу материальной характеристики тепловой сети (сумма произведений наружных диаметров трубопроводов участков тепловой сети на их длину) для теплосетевых организаций).

▪ по надежности: параметр потока отказов оборудования, среднее время восстановления, среднее время простоя или другие показатели, основанные на теории надежности.

Не использовать для определения эффективности и надежности работы организаций параметры, характеризующие лишь объем оборудования, находящийся в собственности организации, так как такие показатели не отражают ни экономику предприятия, ни надежность ресурсоснабжения потребителей.

5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать дополнительные механизмы «подхвата» бесхозяйных тепловых и электрических сетей, которые до сих пор не приняты на баланс ресурсоснабжающих организаций, но через которые производится ресурсоснабжение потребителей, в том числе коммунальных ресурсов. Принимаемые нормативные правовые акты не должны усугублять эту проблему. Любые критерии должны быть рассмотрены, в первую очередь, с этой точки зрения.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации проработать вопросы поддержки предприятий ЖКХ в целях устойчивого развития и успешного прохождения осенне-зимнего периода 2022-2023 годов. В условиях жестких конкурсных процедур по закупкам, особенно на основе утвержденных инвестиционных программ, особое значение имеет существенное повышение и состоявшееся, и будущее, стоимости материалов и оборудования: необходим механизм оперативной корректировки инвестиционных программ: исходя из заложенных финансов, необходимо изменять те или иные мероприятия.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...