Перестройка ЖКХ возможна только на базе экономических и социально-трудовых отраслевых аспектов

Перестройка ЖКХ возможна только на базе экономических и социально-трудовых отраслевых аспектов

Сегодня мы открываем публикацию статей и интервью участников и лауреатов Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2022».

Предлагаем вашему вниманию интервью с Президентом Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), членом правления Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) Анатолием Дмитриевичем Кочегаровым «Перестройка ЖКХ возможна только на базе экономических и социально-трудовых отраслевых аспектов».

Интервью было опубликовано в ноябрьском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» за 2021 год.

Интервью было посвящено тем переменам, которых удалось добиться объединению в ситуации с системой социального партнерства в ЖКХ, с развитием социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; проблемам, которые предстоит преодолеть, чтобы работники сферы ЖКХ получали достойную заработную плату, сопоставимую с доходами работников других отраслей экономики; результатам совершенствования нормативно-правовой базы в сфере ЖКХ, в том числе тем аспектам, которые Объединение считает совершенно неприемлемыми для ЖКХ в проекте Федерального закона «О государственном регулировании цен (тарифов)».

Автор интервью – Анатолий Дмитриевич Кочегаров стал одним из лауреатов конкурса «Эксперт ЖКХ-2022», заняв 2-е место в номинации «Лучший экспертный материал по решению экономических проблем сферы ресурсоснабжения (водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, ТКО)».

В настоящее время активным ходом идет прием материалов для участия во Всероссийском конкурсе профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023». Ждем ваших материалов для участия в конкурсе или для публикации в наших журналах  «ЖКХэксперт: экономика и право» и «Цены и тарифы в ЖКХ»!

Перестройка ЖКХ возможна только на базе экономических и социально-трудовых отраслевых аспектов

Интервью

с Президентом Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), членом правления Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) Анатолием Дмитриевичем Кочегаровым

Анатолий Дмитриевич! Начну с самого сложного, как мне думается вопроса. На федеральном уровне интересы наших отраслевых организаций представляют различные саморегулируемые организации. В чем отличие Объединения работодателей от СРО? Зачем отраслевым организациям нужно вступать в Объединение или в СРО (если нужно), что это дает?

Отвечая на Ваш вопрос, давайте обратимся к Федеральному закону от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», который гласит: «Объединения работодателей самостоятельно определяют программу своей деятельности, в том числе предусматривают своими программами и уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществление деятельности в сферах социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, профессионального образования, охраны здоровья работников на производстве, содействия занятости населения, социального страхования и иной направленной на решение социальных проблем и развитие гражданского общества деятельности» (ч.3.1 статьи 3). Из этого следует широта и формат поставленных вопросов, этим также можно объяснить, почему при регистрации Объединения мы назвали его как ОООР в сфере жизнеобеспечения.

Общероссийское отраслевое объединение работодателей сферы жизнеобеспечения (далее – ОООР ЖКК, Объединение) составило сравнительную таблицу различий в полномочиях объединений работодателей и саморегулируемых организаций (СРО). Эта информация размещена на официальном интернет-портале нашего Объединения: http://портал.оооржкк.рф.

Основными различиями являются: более широкие законодательные и правовые основы деятельности у Объединения, чем у СРО, поскольку у ОООР ЖКК их определяют порядка 15 нормативных правовых актов (далее - НПА), а у СРО - лишь один; более емкие полномочия Объединения относительно СРО, и, как следствие, более широкое поле деятельности и права.

Поэтому, на самом деле, саморегулируемым организациям в сфере ЖКХ стоит задуматься о прямой дороге к ассоциированному членству в нашем Объединении.

А вот зачем отраслевым организациям и СРО вступать в члены ОООР ЖКК, мы как раз поговорим далее.

Анатолий Дмитриевич! В мае 2018 года Вы, давая интервью нашему журналу, говорили, что меняете сложившуюся ранее ситуацию с системой социального партнерства в ЖКХ, с развитием социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Каких результатов удалось Вашему Объединению в этой деятельности?

ОООР ЖКК систематизировало работу с органами государственного тарифного регулирования (ФАС России, региональные органы государственного тарифного регулирования (далее - ГТР)); ведет работу по совершенствованию нормативного правового регулирования ГТР в рамках участия в Экспертном совете по вопросам ЖКХ при ФАС России. В текущем году Исполнительный вице-президент В.А. Нефёдов вошёл в его состав, и я думаю, что это хороший мостик, чтобы добиваться должных результатов при ГТР ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО). Мы ведем разъяснительную и информационную работу по запросам региональных органов ГТР. В качестве примера можно привести последнее поступившее обращение Региональной службы по тарифам Ростовской области и наш ответ на него, которые также размещены на нашем портале. Наше Объединение также готовит новое отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ (далее – ФОТС) на предстоящий период с учетом проблематики, выявленной в процессе функционирования отраслевой системы социального партнерства (ОССП); организует вовлечение управляющих организаций в ОССП, пропагандируя модель сбалансированных жилищных отношений при управлении МКД, включающую формирование расходов на персонал на базе ФОТС. Модель можно внедрять на базе Концепции построения модели сбалансированных жилищных отношений при управлении многоквартирными домами, разработанной ОООР ЖКК. В настоящее время по данной модели отрабатывается пилотный проект на территории муниципального образования г. Зверево Ростовской области. Также наше Объединение ведет проработку финансовых источников модернизации и развития организаций ЖКХ на базе механизмов лизинга, страхования, участия в программах государственной поддержки при осуществлении концессионных соглашений, поддержки институтов развития РФ; содействует разработке и внедрению новых технологий в сфере ЖКХ; ведет активную работу по защите экономических интересов участников ОССП, и ряд наших членов могут подтвердить, что за этим стоит большая и конкретная работа.

Про социальное партнерство можете нашим читателям пояснить? Что это такое, для чего оно и, главное, к чему может привести его развитие?

К сожалению, многие специалисты отрасли не понимают иерархическую модель должных уровней социального партнёрства, которую можно представить следующим образом.

ОООР ЖКК, являясь членом Российского союза промышленников и предпринимателей, на федеральном уровне социального партнёрства совместно с Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее – Профсоюз) участвует в реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы. Рабочим органом по реализации Генерального соглашения, в соответствии с Федеральным законом, является Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК). Согласно Указу Президента Российской Федерации, РТК возглавляет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Голикова Т.А.

Деятельность РТК осуществляется на основе полугодовых планов её работы. На нашем интернет-портале публикуется информация о планах работы РТК и инициативах ОООР ЖКК по рассмотрению и принятию решений по актуальным отраслевым социально-трудовым и экономическим вопросам деятельности организаций ЖКХ.

На региональном уровне социального партнёрства в сфере ЖКХ — самый настоящий вакуум из-отсутствия должной иерархии социальных партнёров, а именно, отсутствия необходимой сети региональных отраслевых объединений работодателей ЖКХ в качестве партнёров региональных организаций Профсоюза. При этом в субъектах Российской Федерации осуществляют деятельность региональные Комиссии по регулированию социально-трудовых и экономических отношений, в работе которых интересы отрасли никто не представляет.

 Безусловно, нас беспокоят факты, что организации ЖКХ членство в ОООР ЖКК воспринимают как досадное обременение. В силу узкого мышления и отсутствия комплексного подхода бизнес зачастую не видит реальной пользы от социального партнёрства. В контексте этого наши инициативы по развитию системы ОССП рассматриваются работодателями как навязывание ненужных услуг. На локальном уровне социального партнёрства также усиливается сопротивление созданию профсоюзных организаций или даже их ликвидация.

Социальное партнерство в сфере труда применительно к ЖКХ нацелено на выстраивание сбалансированных отношений между органами публичной власти, потребителями ЖКУ и организациями ЖКХ (работодателями и работниками) в целях обеспечения стабильности, надежности предоставления ЖКУ, кадровой обеспеченности отрасли, повышения уровня оплаты труда и его производительности. Действенное функционирование ОССП является базовым элементом стимулирования всестороннего развития отрасли ЖКХ.

Хочу снова вернуться к Вашему 3-летней давности интервью. В нем Вы сказали, что ресурсоснабжающим организациям, которых на тот момент в реестре значилось 26893 организации, предстоит влиться на обязательной основе в систему социального партнёрства в сфере ЖКХ. Состоялось такое «вливание»?

Поскольку ФОТС является подзаконным Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ) правовым актом, то в нем прописана обязательность участия в ОССП путём формализации отношений организаций ЖКХ с ОООР ЖКК. Термин «распространение» в отношении организации-работодателя официально трактуется ОООР ЖКК в контексте ст.48 ТК РФ, как обязательство соблюдать нормы ФОТС, являющегося правовым актом в сфере регулирования социально-трудовых и экономических отношений в ЖКХ РФ, в полном объеме с учётом оснований ст.24 ТК РФ.

Вместе с тем процесс идет непросто. Правовой нигилизм руководителей организаций ЖКХ и волюнтаризм органов публичной власти замедляют это движение, но альтернативы нет. Кроме того, особо надо отметить то обстоятельство, что органы ГТР, являясь структурными подразделениями региональных администраций, по-прежнему имеют вышестоящие поручения и заинтересованность в том, чтобы отрасль продолжала выполнять функции Минтруда России по социальной защите малообеспеченных семей, проще говоря – была «собесом». Тем не менее, в результате последовательных действий ОООР ЖКК база участников ОССП из числа РСО неуклонно растет.

Основной целью ОООР ЖКК Вы называли организацию взаимодействия с органами публичной власти. Насколько успешно складывается это взаимодействие, можно ли ожидать изменения позиции Минстроя России по поводу участия в ОТС в качестве одной из его сторон?

Органы публичной власти видят активность и результативность нашей деятельности, что создает предпосылки для формирования механизмов взаимодействия. Что касается Минстроя России, то наша позиция такова – достаточно его участия в рамочном соглашении о реализации ФОТС, обеспечивающем содействие Минстроя России данным процессам. ОООР ЖКК совместно с Профсоюзом проводит работу по включению в Положение о Министерстве соответствующих полномочий и обязательств в соответствии с известными Конституционными поправками.

В 2020 году социальное партнерство стало конституционной нормой

Конституция РФ дополнена статьей 75.1 и часть 1 статьи 114 дополнена пунктом "е.4" с 4 июля 2020 г. (Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ).

Статья 75.1

В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений

В сентябре т. г. ОООР ЖКК совместно с Профсоюзом откликнулось на призыв Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. о необходимости перестройки сферы ЖКХ, направив конкретные предложения, в том числе оказывать поддержку в развитии ОССП на базе Генерального соглашения и ФОТС.

Скорее всего, ответ придёт от Минстроя России.

ОООР ЖКК часто приходится ставить перед представителями органов власти вопрос, когда работники сферы ЖКХ будут получать достойную заработную плату, сопоставимую с доходами работников других отраслей экономики? Есть ли надежда у работников ЖКХ дождаться таких изменений в ближайшем будущем, учитывая, что по данным Росстата в июле 2021 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации составила 55170 руб., а в организациях водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации отходов на 28,5% меньше (39394 руб.)?

Я думаю, что у нас в этом вопросе нет продуманной и слаженной работы с Профсоюзом. Региональные организации Профсоюза достаточно вольно трактуют исполнение норм действующего законодательства в сфере труда, создают условия сокрытия возможностей увеличения расходов на персонал, заработной платы работникам, исходя из параметров ФОТС. Как результат, можно привести ряд примеров в субъектах Российской Федерации (Ростовская область, Республика Крым и другие), в которых приняты региональные отраслевые соглашения, ущемляющие социально-трудовые условия работников относительно ФОТС. Такие факты можно квалифицировать как грубые нарушения действующего законодательства в сфере труда.

Работа ведется, тем не менее она постоянно натыкается на псевдорегулирование со стороны органов власти, одновременно призывающей к рыночным отношениям. И для РСО, где цена регулируется посредством ГТР, и для УО, где цена зависит от уровня муниципальных ставок, расходы на персонал должны формироваться на базе ФОТС, что является механизмом повышения уровня оплаты труда в отрасли. ОООР ЖКК и Профсоюз постоянно поднимают вопрос о низких заработных платах в отрасли при общении со всеми органами публичной власти, сфера деятельности которых затрагивает ЖКХ.

Что не устраивает ОООР ЖКК в подготовленном проекте федерального закона «О государственном регулировании цен (тарифов)»?

Наше Объединение в рамках работы в РТК неоднократно заявляло о своей принципиальной отрицательной позиции по этому Законопроекту, вот некоторые аспекты:

Ø Считаем неприемлемым подходом принятие Законопроекта без полного пакета подзаконных актов.

Ø Употребление в части 1 статьи 18 Законопроекта термина «социально-партнерские соглашения» является терминологией, не находящей своего применения в других актах законодательного и нормативного правого регулирования.

Ø Учет «социально-партнерских соглашений» предлагается в части 1 статьи 18 только в части «…включаются в необходимую валовую выручку регулируемого субъекта в размере, не превышающем 7 процентов от расходов на оплату труда, при условии, если это предусмотрено коллективным договором или социально-партнерским соглашением…», что является прямым нарушением законов «Об объединениях работодателей» и «О профессиональных союзах», так как является грубым вмешательством в деятельность сторон социального партнерства по заключению отраслевых соглашений.

Ø Не учтено применение норм ТК РФ, регламентирующих социальное партнерство и применение положений соглашений социального партнерства при формировании экономических отношений работодателя и работников (в случае если работодатель является регулируемым субъектом). Ранее ОООР ЖКК предлагало ввести в Законопроект статью, закрепляющую основные принципы социального партнёрства.

Ø Положение статьи 18 Законопроекта о том, что «…Расходы на оплату труда регулируемого субъекта определяются путем умножения численности работников на их среднюю заработную плату» вносит неопределенность в порядок формирования данных расходов.

Ø Норма Законопроекта (статья 18 часть 1) о том, что «…До утверждения нормативов численности работников, указанных в третьем абзаце настоящей части, численность работников определяется путем сравнения численности работников хозяйствующего субъекта, производящим сопоставимый объем товаров (работ, услуг)» не учитывает технических и технологических особенностей хозяйствования и дискриминирует предпринимательскую деятельность регулируемых организаций.

Ø Для сферы ЖКХ является неприемлемой следующая норма статьи 18 Законопроекта «…Размер средней заработной платы работников регулируемого субъекта не должен превышать среднюю заработную плату по отрасли, в которой осуществляет деятельность регулируемый субъект, сложившуюся в соответствующем субъекте Российской Федерации по итогам года, предшествующего году начала периода регулирования.», так как с учетом того, что порядка 70% регулируемых организаций в информационной базе ФАС России являются организациями ЖКХ, а уровень заработных плат отраслевых организаций не дотягивает даже до 50% от средних межотраслевых заработных плат по субъектам РФ, эта норма обрекает работников отрасли на ущербность по отношению к работникам других сфер экономики (ОООР ЖКК совместно с Профсоюзом неоднократно обращались в ФАС России с подробной позицией по данному вопросу с приложением отраслевой статистики по заработным платам в разрезе субъектов РФ).

Ø ОООР ЖКК неоднократно публично обосновывало свою позицию о необходимости изменения существующего порядка учета отраслевых тарифных соглашений при корректировке расходов на персонал в рамках ежегодной корректировки долгосрочных параметров регулируемых тарифов, что также не нашло отражения в Законопроекте.

Ø Считаем непродуманными нормы статей 5 и 12 Законопроекта.

Статья 5. Общие принципы государственного регулирования цен (тарифов)

Государственное регулирование цен (тарифов) основывается на следующих принципах:

1) приоритета государственного регулирования цен (тарифов) методом сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат);

Статья 12. Методы государственного регулирования цен (тарифов)

1. Установление цен (тарифов) в отношении регулируемых видов деятельности осуществляется методом сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат).

2. При отсутствии утвержденных эталонных расходов (затрат) регулируемого субъекта или невозможности применения эталонных расходов (затрат) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, установление цен (тарифов) осуществляется одним из следующих методов:

1) метод индексации;

2) метод экономически обоснованных затрат;

3) метод доходности инвестиционного капитала.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что длительное обсуждение Законопроекта за последние 2 года, в том числе на площадке РТК, не приводит к конкретным изменениям в его содержании. Принятие Законопроекта не стимулирует развитие социального партнерства, ведёт к заморозке заработных плат в регулируемых видах деятельности из-за навязывания метода эталонов, тем более, что целями Законопроекта не предусмотрено обеспечение экономических интересов регулируемых организаций, а лишь «…достижение оптимального сочетания экономических интересов потребителей и регулируемых субъектов» (часть 4 статьи 1 Законопроекта).

Добавлю также, что в настоящее время Аппаратом Правительства РФ утверждена (от 29.06.2021 № 6571п-П51) «Концепция внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период". В рамках реализации этой Концепции предусмотрено принятие взамен вышеуказанного законопроекта нового Единого тарифного закона. Так что, на площадке РТК стоит ожидать бурных дискуссий по его направленности и содержанию.

Мы будем на страницах нашего журнала обязательно публиковать эту информацию.

Анатолий Дмитриевич, у нас в отрасли по-прежнему действуют два ОТС, не считая соглашения лифтовиков. И до сих пор идет непонимание, в том числе отраслевыми организациями, органами регулирования и даже судами, какое ОТС нужно применять и кому? Можете прояснить эту неясность?

ФОТС – отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ, подписанное ОООР ЖКК и Профсоюзом, распространено на всю сферу ЖКХ письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835 (далее – Предложение Минтруда России). Исключение представляют порядка 200 организаций, направивших письменные отказы в Минтруд России в период с 17 февраля по 19 марта 2017 года.

Другое ОТС действует только в отношении членской базы ОООР «Союз коммунальных предприятий».

Поэтому ОТС, подписанное ОООР ЖКК и Профсоюзом, распространённое по Предложению Минтруда России на сферу ЖКХ, приобрело статус «федеральное» и имеет приоритет в части применения в ОССП.

Не понятно. Что значит «для организаций, которые не представляли отказ в указанные сроки на Предложение Минтруда России»? И по ФОТС, и по другому ОТС - аналогичная формулировка. Но ведь два ОТС не могут распространяться на одни и те же организации?

ОТС ОООР СКП не имеет статуса «федеральное».

В прошлом интервью Вы сказали о том, что Федеральное ОТС носит обязательный характер для исполнения. Но здесь существует большое непонимание, особенно со стороны управляющих организаций. Если ресурсоснабжающие организации с помощью Федерального ОТС уже начинают повсеместно отстаивать свои позиции, и мы много внимания уделяем этой теме на страницах нашего журнала, то управляющие организации говорят «мы не можем ОТС применять, так как не можем убедить собственников поднять плату».

Да, эта ситуация однозначно основана на конфликте интересов, и заставить собственников учитывать ФОТС при утверждении сметы УО можно лишь на основе внедрения модели сбалансированных отношений с применением адресного ценообразования, которое учитывало бы соответствующие обоснованные ФОТС расходы на персонал. Здесь я имею в виду Концепцию построения модели сбалансированных жилищных отношений при управлении многоквартирными домами, о которой я уже сказал.

На мой взгляд, здесь имеет место и банальная вещь: если руководитель не знает предмета ведения ФОТС, не владеет механизмами его применения, точнее говоря, абсолютно «не подкован», возникает вопрос, как он сможет отстоять в дискуссии с собственниками помещений необходимые расходы?

В своем интервью нашему журналу Вы называли среди мероприятий, которые планирует проводить Объединение, создание в субъектах и муниципальных образованиях эффективных систем управления многоквартирными домами, основанных на сбалансированности интересов бизнеса, власти и населения. Где-то такие системы уже созданы?

Пока все в разработке. Процесс идет сложно с учетом того, что необходимо согласовать интересы множества участников.

Ваше интервью нашему журналу 3 года назад называлось «Многие работодатели до сих пор недопонимают, что в ОТС заложены мощные защитные механизмы для обеспечения достойной заработной платы работников». Что это за механизмы и как эти 3 года наши организации их применяли?

Ярким примером здесь является АО «Теплоэнерго» из города Северобайкальска в Республике Бурятия. Отстояв с помощью ОООР ЖКК и участием ЦНИС свою позицию по тарифообразованию в Верховном суде РФ (см. журнал «ЖКХэксперт: экономика и право» №1 за 2019 год, рубрика «Оплата и нормирование труда»), РСО в части расходов на персонал добилось увеличения средней заработной платы по предприятию с 23 до 43 тыс. руб.

Фактически все РСО – участники ОССП добиваются компромиссных решений по своим тарифам в процессе ГТР, но если у них происходит торможение на региональном уровне, то с участием ОООР ЖКК решение поставленных вопросов выносится на федеральный уровень. Мониторинг ситуации выявляет насущную необходимость обучения специалистов РСО в части обоснования своих расходов на персонал на базе ФОТС.

В текущем году, восполняя этот пробел, наше Объединение с учётом того, что является участником многих рабочих групп при органах публичной власти и в профессиональных сообществах, а также в процессе своей уставной деятельности выражает свою позицию в отраслевых вопросах с участием своих членов, научно-технического совета, профессиональных экспертов, специализированных организаций и партнеров, пришло к выводу, что возникла необходимость в единообразии публичного освещения позиции ОООР ЖКК в правовых, экономических и социально-трудовых вопросах функционирования сферы ЖКХ.

Исходя из вышеуказанного, с целью создания единой информационной платформы определены направления работы проекта «Школа ЖКХ», которые привязаны к ведущим специалистам и разработчикам процессов и профессиональных подходов:

Ø Государственное тарифное регулирование РСО, другие вопросы экономики РСО.

Ø Экономика управляющих организаций, в том числе товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и жилищных кооперативов.

Ø Нормирование, регулирование социально-трудовых и непосредственно связанных экономических отношений в сфере ЖКХ в соответствии с законодательством и ФОТС, ОССП.

Ø Страховые и лизинговые механизмы в сфере ЖКХ.

В условиях длящейся пандемии уже проведено 3 онлайн-обучения.

В ОТС, заключенном ОООР ЖКК в декабре 2016 года, очень большое внимание уделено вопросам независимой оценки квалификаций. Как Вы считаете, должна ли она стать обязательной в жилищно-коммунальной сфере и если – да, то с каких отраслей ЖКХ должно начаться ее введение? Кстати, если говорить о Федеральном ОТС, то исходя из него и разъяснений НАРКа, которые мы публиковали в нашем журнале, она уже для тех организаций, которые обязаны применять ФОТС, обязательна?

Чтобы ответить на Ваш вопрос, обратимся к Федеральному закону от 03.07.2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". 

Он регулирует проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством РФ. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Таким образом, следует вывод, что оценка квалификации работника может проводиться за счёт средств соискателя, организации ЖКХ, или, например, ОООР ЖКК. Но у Объединения на это просто нет средств, у работников сферы ЖКХ низкие зарплаты для оплаты этой процедуры, а организации ЖКХ могут оплатить обучение и оценку квалификации за счёт своей прибыли, которой, как правило, у них нет. Поэтому экономическая ситуация в отрасли не позволяет в настоящее время перейти к обязательным требованиям по оценке квалификации специалистов сферы ЖКХ.

Одним из направлений деятельности ОООР ЖКК является активизация деятельности по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере ЖКХ. Какие из документов, разработанных Объединением, Вы считаете наиболее актуальными для организаций ЖКХ?

Важными документами последнего периода являются:

Ø Доктрина развития ОССП;

Ø Нормативно-методические основы формирования расходов на персонал в сфере ЖКХ;

Ø Пакет документации по формированию ОССП на региональном уровне и ее интеграция в общероссийскую ОССП.

Все эти документы опубликованы на нашем сайте.

Что касается участия ОООР ЖКК в прохождении согласительных процедур актов нормативного правового регулирования РФ, то тут можно отметить такие основные площадки, которые нами используются, как РТК, РСПП, ТПП РФ и федеральные органы исполнительной власти, Экспертный совет по вопросам ЖКХ при ФАС России.

Поэтому ни один НПА, затрагивающий сферу ЖКХ, мимо ОООР ЖКК не проходит, и объединение в меру своих сил влияет на его содержание.

Здесь я хотел бы обратить внимание профессионального сообщества на одно очень важное обстоятельство о том, что в рамках Стратегии развития строительства и ЖКХ на период до 2030 года планируется реализация мероприятия «Развитие институтов и моделей управления жильем, включая возможные формы государственно-частного партнерства на основе открытых конкурсных процедур по отбору профессиональных управляющих организаций, в том числе модели «регионального оператора по управлению жильём», гарантирующего возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийность МКД» (стр. 64 Стратегии).

Данное предложение не вполне понятно. О каком государственно-частном партнерстве может идти речь, если жилищный фонд на 92 % частный? Наличие «регионального оператора» означает сворачивание рынка и возврат даже не к муниципальному, а к государственному (на региональном уровне) управлению частным жилищным фондом. Но такая цель не определена в Стратегии. Как говорится, приехали.

Проект документа, как всегда, Минстроем России готовился келейно без широкого обсуждения, кто конкретно его автор - не найдёшь. А в целом это мероприятие направлено на передел сложившегося рынка управления жилищным фондом, отрицание самоуправления собственников жилых помещений. Кроме названного обстоятельства, проект Стратегии имеет и другие существенные недостатки.

ОООР ЖКК дополнительно оценит складывающуюся ситуацию с прохождением утверждения этого документа с целью инициирования его рассмотрения на рабочих группах РТК, поскольку он затрагивает интересы большинства граждан, проживающих в МКД.

Как Вы оцениваете результаты проведения так называемой «регуляторной гильотины» для сферы ЖКХ?

ОООР ЖКК неоднократно предлагало Минстрою России провести инвентаризацию и кодификацию действующих НПА, а их свыше 500, но Департамент развития ЖКХ живёт сегодняшним днём в режиме исполнения текущих поручений.

До сих пор процесс не систематизирован, поэтому эффективность близится к нулю. Здесь видится более глубокая инвентаризация и кодификация системы регулирования.

ОООР ЖКК активно занимается развитием системы управления охраной труда и ТБ. И это очень логично – помимо оплаты труда, охрана труда является второй основой Федерального ОТС. Но сейчас охрана труда тоже в отрасли на невысоком уровне. На примере событий в г. Таганроге можно сказать, что при урезании производственных расходов «оптимизировали» расходы на охрану труда, и в результате произошла масштабная трагедия – гибель людей (в мае 2021 года погибло 11 человек на коллекторе очистных сооружений). Ситуация с охраной труда и техникой безопасности и в ресурсоснабжающих, и в управляющих организациях по оценкам экспертов повсеместно является весьма плачевной. Что-то изменилось после вступления в действие ряда Правил по охране труда, касающихся сферы ЖКХ?

Ситуация в этом вопросе не радостная, у нас разработаны 38 стандартов в рамках внедрения систем управления охраной труда, но организациями ЖКХ это направление не востребовано. Причина в том, как и в части оценки квалификации работников, что у организаций ЖКХ нет достаточных средств, а руководителей даже не пугает возможная уголовная ответственность по трагическим случаям, как в г. Таганроге.

При Вашем Объединении создан Научно-технический совет (НТС), являющийся постоянно действующим научно-консультативным и совещательным органом. Считаете ли Вы на сегодняшний момент необходимым создание аналогичного или, может быть, более расширенного Научно-экспертного совета в жилищной и коммунальной сферах при Минстрое России? Ведь качество документов, исходящих из стен министерства, сейчас кто только не критикует. Может быть, пришла пора оказать министерству профессиональную научно-экспертную поддержку посредством проведения экспертиз проектов нормативных правовых актов и прогнозирования последствий их принятия?

Что сейчас происходит в Минстрое России, являющемся регулятором сферы ЖКХ, трудно сказать.

Весьма «деятельные» заместители Министра по вопросам ЖКХ получают неожиданные номенклатурные повышения в губернаторские кресла, а мы даже не знаем разработчиков НПА, той же Стратегии развития строительства и ЖКХ, эксперты не могут задать вопросы и получить ответы. Поэтому нет публичной министерской площадки для их обсуждения на этапе разработки.

Очевидно, что такой научно-экспертный Совет при Минстрое России должен быть и ОООР ЖКК совместно с Профсоюзом в сентябре т.г. в письме Хуснуллину М. Ш. повторно выступили с такой инициативой.

Анатолий Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, о себе – это представляет большое интерес для наших подписчиков. О профессиональном образовании, Вашем опыте работы в сфере ЖКХ…

Информация о моей персоне имеется на нашем интернет-портале оооржкк.рф.

А если коротко, то стаж работы в сфере ЖКХ более 30 лет. Высшее образование получил в Хабаровском политехническом институте.

До института на Благовещенском электроаппаратном заводе за 4 года прошёл профессиональный путь от ученика до наладчика токарно-револьверных автоматов. Здесь хотел бы заметить, какое большое внимание в советское время уделяли подготовке молодёжи, используя различные стимулы, поощрения и награды. В 20 лет я был награждён первой государственной наградой – медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», чем очень горжусь.

После учёбы - работа в строительных организациях, в партийном органе, а с 1989 года работа связана с нашей отраслью.

Что Вы считаете сейчас самым актуальным для нашей отрасли?

Проблем в отрасли много, но я остановлюсь на размытости механизмов реализации утверждённой Национальной цели развития «Комфортная и безопасная среда для жизни». Для оценки проведения этой работы в субъектах Российской Федерации будет применяться индекс качества городской среды (далее - ИКГС) – инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий её формирования.

Расчёт ИКГС проводится на основе 36 индикаторов, в том числе:

№ 3 количество вывезенных ТКО на 1 чел.;

№ 4 разнообразие жилой застройки;

№ 5 разнообразие услуг в жилой зоне;

№ 6 доля МКД, где есть кадастровый учёт;

№№ 13-18 связаны с озеленением;

№ 23 уровень общественно-делового развития;

№ 36 доля жителей города старше 14 лет и т.д.

С моей точки зрения, эти индикаторы в области ЖКХ, потому что есть и другие индикаторы, не носят интегральный характер, создают видимость кипучей работы.

Возьмём, например, проблему износа коммунальных сетей. 20 лет назад, во времена моей работы в Госстрое России, назывался необходимый объём замены в 5-7 % ветхих сетей в год. Но и тогда, и сейчас объём замены ветхих сетей составляет менее 2 %, т.е. нарастает их износ, и мы по-прежнему удивляемся доставшемуся крепкому советскому наследию. Тем не менее, в ИКГС эта проблема не отражена.

Сейчас мы проводим конкурс профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2021» и Общероссийское объединение работодателей сферы жизнеобеспечения является нашим генеральным партнером. Будете участвовать в этом конкурсе как эксперт? Или, может быть, кто-то из экспертов объединения будет принимать участие (в июле 2017 года утверждено «Положение о статусе Эксперта Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК)», в котором дано определение Эксперту как высококвалифицированному специалисту и установлены квалификационные и профессиональные требования)? Что Вы можете пожелать экспертам сферы ЖКХ и экспертам нашего журнала?

ОООР ЖКК поддержало проведение конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2021», примет в нём деятельное участие и желает профессиональным отраслевым экспертам и организациям ЖКХ на площадке нашего Объединения объединять усилия по решению имеющихся проблем в сфере ЖКХ, но хочу особо подчеркнуть, что без высокопрофессиональных специалистов отрасли, которые гордятся своей работой, имеют достойную заработную плату и не оплёванный престиж в публичном общественном пространстве – нам эти проблемы не решить.

Один известный классик уже давно сказал – кадры решают всё.

Беседовала главный редактор журнала «ЖКХэксперт: экономика и право»,

заместитель генерального директора

Научно-исследовательского центра муниципальной экономики

Межецкая Вероника Анатольевна.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...