Позвали в ГОСТ: власти проконтролируют цены управляющих компаний

Позвали в ГОСТ: власти проконтролируют цены управляющих компаний

В России планируют внедрить единые стандарты и стоимость предоставляемых управляющими компаниями (УК) услуг. Речь, в частности, идет об уборке подъездов, уходе за дворами, ремонте, содержании лифтов. Также власти усилят контроль за ценами на обслуживание и содержание жилья. Вопрос в 2023 году должны проработать Минстрой, ФАС и Минэкономразвития, следует из проекта плана реализации Стратегии развития стройотрасли до 2030-го (есть у «Известий»). Сегодня единых правил обслуживания и управления домами нет, цены нередко завышены, а начисление платы за ЖКХ непрозрачно. В том, помогут ли новые правила бороться с махинациями и смогут ли они улучшить качество услуг УК, разбирались «Известия».

Единые правила

В 2023 году власти собираются внедрить в России единые стандарты по управлению и обслуживанию многоквартирных домов. Речь идет о таких услугах УК, как уборка подъездов, уход за двором, текущий ремонт, содержание лифтов и т.д. Согласно проекту плана реализации Стратегии развития стройотрасли до 2030 года, вопрос должны проработать Минстрой, Минэкономразвития и ФАС.

Также в стране усилят контроль за ценообразованием в этой сфере — запланировано совершенствование соответствующих механизмов. «Известия» направили запросы о ходе разработки инициатив в перечисленные ведомства, а также об оценке мер — в Росстандарт.

В ФАС проекты нормативных правовых актов от Минстроя пока не поступали, сообщили «Известиям» в антимонопольной службе. В случае поступления ведомство рассмотрит их и даст оценку, добавили там.

Не менее 70% жалоб граждан, которые поступают депутатам, связаны с ЖКХ, рассказал член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский. Все УК работают по-разному и отсутствие четких стандартов приводит к тому, что люди платят одну и ту же сумму, а получают абсолютно разное качество услуг, из-за чего подчас ухудшается состояние домов, пояснил депутат.

— На законодательном уровне мы ведем работу по исправлению этой ситуации, чтобы гарантировать гражданам получение качественных услуг. Выполнение работ по установленным стандартам должно иметь понятную стоимость, и тогда жильцы будут знать, за что именно платят, — пояснил Александр Якубовский.

Сегодня в принципе сложно отличить одну УК от другой по спектру деятельности, отметил эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук. По его словам, спустя 10 лет после введения в 2013 году лицензирования этого бизнеса кардинального улучшения работы УК так и не произошло. Нередко жильцы оказываются в руках дельцов, которые специально демпингуют, чтобы их выбрали, получив таким образом доступ к финансовым потокам за ЖКХ-услуги.

— Введение, условно, пятизвездочной системы качества помогло бы собственникам более разборчиво выбирать УК. Например, пять звезд будет значить, что дом обслуживается компанией быстро и качественно по адекватной цене, а две звезды — дорого, долго и некачественно, — сказал Павел Склянчук.

Стандарты по управлению многоквартирными домами (МКД) есть и сейчас, но в них изложены противоречащие друг другу требования, заметила директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Единый стандарт должен исключить противоречия и ввести нормы для неурегулированных сегодня ситуаций. Они помогут качественнее обслуживать жилье от эконом- до элиткласса, считает эксперт.

Существующие правила не зависят от класса жилья и его расположения, но это сильно влияет на стоимость эксплуатации, что необходимо учесть в новых стандартах, добавил Павел Склянчук. Для отрасли это долгожданный документ, который направлен на решение таких важных вопросов, как, например, разграничение текущего и капитального ремонта, уточнила Татьяна Вепрецкая.

Эксперт комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое Дмитрий Гордеев, напротив, считает, что установка единых стандартов по управлению и обслуживанию МКД не приведет к улучшению услуг, а будет только способствовать удалению с рынка конкурентов «дружественных» власти управляющих организаций, а также росту коррупции в отрасли. По его словам, настоящие профессионалы и сейчас знают технологии работы с учетом технических конструкций домов и климатических особенностей.

Цена вопроса

С момента появления Жилищного кодекса РФ в начале 2000-х годов на федеральном уровне не было подготовлено ни одного методического документа, позволяющего экономически обосновать стоимость содержания жилья и установить плату за это, сказал генеральный директор Центра муниципальной экономики и права Борис Хмельников. Более 90% УК совершают финансовые ошибки и допускают административные нарушения при управлении многоквартирными домами, добавил Павел Склянчук.

— Крайне важно разработать механизмы оценки соотношения цены и качества управления домами. Необходимо стимулировать УК внедрять энергосберегающие технологии во время текущего ремонта, что поможет снижать плату за ЖКХ. Не исключено, что прозрачные механизмы ценообразования позволят замотивировать жильцов инвестировать в развитие и модернизацию своих домов, — полагает заместитель руководителя юридического департамента федеральной компании «Этажи» Сергей Чужаков.

Сейчас расценки УК утверждаются на общем собрании собственников квартир и привязаны к квадратному метру жилой площади дома, напомнил эксперт. Зачастую УК сложно добавить в стоимость услуг по управлению домами зарплаты работников, индексацию ставок в соответствии с инфляцией. Все эти вопросы нуждаются в нормативном совершенствовании, поскольку рядовому гражданину непонятно, почему и за что он должен платить УК, добавил Павел Склянчук.

— Нужны строгие правила ценообразования по всем необходимым видам работ, минимальные размеры платы для содержания общего имущества. Важным новшеством должно стать выделение стоимости текущего ремонта в платежке: сегодня он зачастую проводится на средства, не потраченные на другие работы по содержанию, — сказала Татьяна Вепрецкая.

Плата должна устанавливаться индивидуально для каждого дома с учетом его реального технического состояния и быть экономически обоснована, то есть соразмерна определенному стандарту управления, добавил Борис Хмельников. Пока порядок наведен только в регулировании ФАС тарифов на коммунальные ресурсы (свет, воду, отопление), но рынок управления жилыми домами по-прежнему вызывает массу вопросов у граждан, подчеркнул Павел Склянчук. Поэтому Минстрою нужно внедрять стандарты качества и более прозрачную модель ценообразования стоимости таких услуг, считает эксперт.

В то же время нельзя регламентировать всё, и властям стоит подумать о том, как создать конкурентную и открытую среду в сфере ЖКХ, предупреждает общественный деятель в сфере ЖКХ Грант Агасьян. Государство должно создавать такую среду, в которой бизнесу было бы интересно работать эффективно и предлагать свои услуги дешевле и в лучшем качестве, чем конкуренты, добавил он.

Источник информации:
Известия
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Центр муниципальной экономики, Борис Вадимович
11 января 2023 г., 10:43
Рейтинг: 5699
Сообщений: 579
Нравится: 7
Нe нравится: 0

Вот полный текст ответов нашего Центра на вопросы по совершенствованию ценообразования на жилищные услуги.
О совершенствовании ценообразования в сфере управления МКД и содержания жилья
В Стратегии развития строительства и ЖКХ до 2030 года в качестве одного из мероприятий по управлению жилищным фондом закреплено «Совершенствование моделей ценообразования в сфере управления жильём и содержания общего имущества».
Раз совершенствование моделей, значит предполагается, что таковые уже есть. Хотелось бы понять, какие? Ведь с момента принятия Жилищного Кодекса РФ на федеральном уровне не было подготовлено методического документа, позволяющего именно экономически обосновать стоимость содержания жилья и соответственно установить плату.
И в настоящее время этот методический пробел на федеральном уровне закрывают подготовленные Центром документы: Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда , утвержденные Приказом Госстроя России от 28.12.2000 № 303, разработанные еще до введения ЖК РФ, и разработанные после введения ЖК РФ Методические рекомендации по определению платы за содержание жилых помещений, которые Центр неоднократно предлагал федеральным органам использовать для подготовки единых методических документов.
Если авторы Стратегии имели в виду классическое ценообразование, которое в теории предусматривает различные модели, то говоря о содержании жилья и управлении МКД речь следует вести только об экономике дома, которая представляет собой построение такой системы управления МКД,
при которой расходы, связанные с выполнением необходимого
комплекса работ для поддержания дома в надлежащем состоянии,
а также предоставление КУ, обеспечиваются в необходимом
и достаточном объеме доступными источниками
финансирования. А это значит применение ресурсного метода на основе соответствующих нормативов (оптимальных расходов) трудовых, материальных и финансовых ресурсов (по аналогии со строительством).
При этом необходимо отметить, что в этом случае плата должна устанавливаться индивидуально по каждому МКД с учетом реального технического состояния дома и быть экономически обоснована, т.е.
соразмерна определенному стандарту эксплуатации (утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ), как это и предусмотрено п.35 Правил содержания общего имущества, утвержденного постановлением Правительства № 491 от 13.08.2006 г.
Указанный стандарт эксплуатации должен базироваться на инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, в которой прописываются требования к надлежащему содержанию общего имущества. Указанный подход уже был реализован в вышеупомянутых утвержденных Госстроем Методических рекомендациях.
В этой связи хочется вспомнить основоположника экономики городского хозяйства Льва Александровича Велихова, который в «Основах городского хозяйства» написал: «Муниципальная наука не может себе ставить задачи
раскрытия каких-либо общих закономерностей…Как дисциплина описательная наука о муниципальном хозяйстве должна, исходя из эмпирической данности, отобразить в систематическом порядке весь полезный опыт, накопленный человечеством в данном направлении». Поэтому, на наш взгляд, Минстрою России следует использовать все наработки экономической науки в городском, а в данном случае, в жилищном хозяйстве и наконец-то установить на федеральном уровне единый методический документ.
Поскольку содержание жилья и управление МКД с точки зрения ЖК РФ не являются регулируемыми видами деятельности, то для введения какого-либо контроля за ценообразованием в этой сфере следует вносить существенные изменения в законодательство. По нашему мнению, как уже отмечали ранее, более целесообразным является установление на федеральном уровне методических основ формирования платы, которые бы были обязательным документом как для собственников, так и для управляющих организаций и органов власти. Тогда не возникало бы ситуации, когда с управляющей организации требуют исполнения работ, не подкрепленное источниками финансирования. И основой для любого вида контроля должны быть экономически обоснованные потребности в надлежащем содержании жилья, исходя из требований к конкретному дому, которые содержатся в инструкции по эксплуатации.
Отсутствие единого методического документа по формированию платы и инструкции по эксплуатации домов приводит к тому, что возникают постоянные споры между собственниками и управляющими организациями, управляющими организациями и органами надзора и контроля, какие работы и с какой периодичностью выполнения должны включаться в договор управления в обязательном порядке, так как связаны с безопасностью проживания, а какие по желанию собственников с учетом их финансовых возможностей.
Кстати, и это главное - журналист Известий сознательно или нет исказил смысл нашего ответа на вопрос, а именно вместо СТАНДАРТА ЭКСПЛУАТАЦИИ написал СТАНДАРТ УПРАВЛЕНИЯ. А это, конечно, совершенно разные понятия.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...