Необходимо менять подход к формированию размера платы во имя спасения отрасли

Необходимо менять подход к формированию размера платы во имя спасения отрасли

В декабрьском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» в разделе «Живой разговор» опубликовано интервью с директором ООО «Управдомус» и ООО УК «Платина» г. Петропавловска-Камчатского, Председателем Правления РООР «Союз Работодателей жилищно-коммунальных предприятий Камчатского края» Юлией Константиновной Деникеевой  «Необходимо менять подход к формированию размера платы во имя спасения отрасли».

Ниже мы приводим несколько ответов Ю.К. Деникеевой  на вопросы главного редактора журнала Вероники Анатольевны Межецкой.

Слышала от коллег, что в Камчатском крае Вы готовите… как-бы помягче выразиться… революцию в сфере управления МКД. Что планируется сделать?

Дело в том, что на сегодняшний день большинство управляющих компаний, которые существуют на рынке достаточно продолжительное время, чтобы самим сделать эти выводы, осознали, что плата за содержание жилого помещения должна устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с полным объемом требований действующего законодательства, а, следовательно, она не может быть одинаковой на всех домах, находящихся под управлением. Действует так называемый принцип «кастомизации» (от слова «customer» в переводе с англ. «потребитель»), где каждый отдельный многоквартирный дом уникален – со своим объемом услуг и технических особенностей, цель обслуживания которого не всегда только «безопасность условий проживания», но и обеспечение «комфортных условий проживания». Следовательно, в период реформирования сферы ЖКХ мы подошли к этапу, когда понятие «экономика дома» вышло на первый план. Как оказалось, сама идея не новая! Я сама была удивлена, что вы, Вероника Анатольевна, говорили об этом еще в 2017 году! Ну, вот, теперь мы и еще несколько компаний на Камчатке стали, наконец, готовы к этому! Я не очень люблю слово «революция» как явление, но то, что необходимо менять подход к формированию размера платы и не только для улучшения условий проживания собственников, но и во имя спасения отрасли – это однозначно!

Как Вы сейчас формируете размер платы за содержание общего имущества в МКД, которыми управляют Ваши организации в условиях политики ограничения? Просчитывали ли индивидуальную экономику по каким-то домам? Помогает ли Вам в работе наш онлайн-сервис «МКД-расчет», пользователями которого Ваша организация является?

Мы весной сделали эксперимент: заказали расчеты размера платы на содержание общего имущества у экспертов в этой области, находящихся в г. Москве, использующих ваш сервис «МКД-расчет». Мы взяли тот же набор услуг и периодичность выполнения, которые были в расчетах нашего муниципального тарифа и ужаснулись – рост в ценах 2021 года составил 70-100%, то есть в два раза! Мы на примере одного дома быстро поняли, что это тупиковая ситуация, хоть и экономически обоснованная, и стали думать, как это уладить. Просматривая первоначальный перечень работ по постановлению администрации, я обратила внимание на «набивку сальников» в вентильные задвижки при подготовке к отопительному сезону и поняла, что у нас на большинстве домов уже не осталось вентильных задвижек, они давно уже все шаровые! Эта мысль подвела меня к вопросу: «А что такое есть минимальный перечень услуг»? Когда я начала исследовать этот вопрос, я поняла, что далеко не все директора управляющих компаний это знают, а что еще интересней – специалисты в органах государственного контроля тоже этого не знают! Да-да! Это было моим открытием года! У нас в городе полно разных бесплатных курсов по обучению грамоте в жилищных вопросах и людей тоже учат, что есть некий минимальный перечень, который должен быть, а что это конкретно и из чего именно состоит – все только делают вид, что знают – это я могу утверждать точно! А этот минимальный перечень действительно является теми стабильными данными, которые лежат в основе экономики каждого дома и, соответственно, любой управляющей компании, и муниципальный тариф может устанавливаться единый только в рамках хотя бы одного проекта дома, а не на 800 разных домов управляющей компании. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, ваш сервис «МКД-расчет» очень помогает нам в расчетах по установлению размера платы, а также в организации просветительской работы для наших активных собственников.

В последние годы создается впечатление, что многие непрофессиональные СМИ пытаются наклеить всем без разбору управляющим организациям ярлык «нерадивых управляющих организаций» и списать на них все недостатки не только в жилищной, но и даже в коммунальной сфере. Если посмотреть принятые за последние годы законодательные и нормативные документы, касающиеся деятельности по управлению многоквартирными домами, то видно, что законодатели неуклонно ужесточают требования к управляющим организациям. К каким результатам, по Вашему мнению, может привести такой подход и насколько он справедлив?

Мое личное мнение – управляющие компании частично сами в этом виноваты, и я объясню почему. Я вхожу в некоторые профильные комитеты и комиссии исполнительной власти, общественные экспертные советы по ЖКХ у нас в крае, являюсь лектором партийного проекта «Школа грамотного потребителя» и т.д. и, анализируя информацию, которую получаю там, я сделала вывод, что люди, мнящие себя экспертами, зачастую не понимают порой элементарных вещей, что такое коммунальные услуги, что такое жилищные, чем регулируются тарифы и т.д. И неверная информация распространяется по принципу: «кто громче сказал – тот и прав». Вот таким образом формируется «понятийный аппарат» у конечных потребителей – а мы все с вами являемся либо собственниками, либо нанимателями. Правильная информация от тех источников – управляющих компаний, кто действительно работает так сказать «на земле», не доходит до собственных клиентов и в этом наш общий минус. Когда мы это поняли в нашей компании, мы взяли на вооружение системный подход из традиционного бизнеса – начали с опросов, а затем на регулярной основе просвещаем своих клиентов правильной информацией.

Если этого не делать, то наша деятельность и дальше будет регулироваться органами законодательной власти по принципу «тушить пожар», и, в конце концов, мы все вернемся к системе МУПов, тенденцию чего мы в принципе сейчас и наблюдаем.

Какие отношения складываются у Ваших управляющих организаций с собственниками? В свете принятых положений в ЖК РФ по проведению онлайн-голосования что-то изменилось в Вашей работе?

Мы стараемся поддерживать с собственниками доверительные отношения, благодаря тесному общению и взаимодействию. На каждом доме созданы информационные группы в мессенджере, позволяющие всегда быть на связи. Важная задача – это создание единого информационного поля с собственниками, чтобы у них складывалось четкое понимание, для чего мы работаем и как много бизнес-процессов проводит УК для непрерывного механизма управления МКД. Для этого мы также ведем Instagram аккаунт, размещаем полезные статьи на нашем сайте, проводим курсы на базе университета третьего возраста в краевой библиотеке.

А в разгар пандемии – 10 апреля 2020 года мы первыми на Камчатке (да, и, наверняка, одни из первых в стране) провели первое онлайн-собрание на одном из наших домов. Мы используем платформу «ДомОнлайн» для проведения онлайн собраний и ведения реестров собственников. Кстати, для «ДомОнлайн» наша компания первой из сотни их клиентов, да еще и на далекой Камчатке, провела онлайн-собрание, чем мы лично очень гордимся! К сожалению, данный вид голосования используется только на одном из наших домов, где есть очень активный председатель, который любит и с удовольствием включается во все интересные проекты, предложенные нашей компанией. Это говорит лишь о том, что упор в работе с собственниками надо делать на лидеров общественного мнения, а это, как правило, - председатели Советов.

Юлия Константиновна, сколько в штате Вашей организации трудится человек? Расскажите, пожалуйста, о сотрудниках Вашей организации – есть ли у них профильное образование, опыт работы. Как вы подбираете персонал для своей управляющей организации и удовлетворяет ли Вас уровень квалификации специалистов, которые приходят на собеседование? Взаимодействуете ли вы с колледжами или пользуетесь системами поиска вакансий, например, hh.ru, Яндекс.Таланты и других?

У нас в двух компаниях трудится 15 сотрудников, и только у троих, включая меня, есть профильное образование. Больше половины – это сотрудники в возрасте от 25 до 35 лет, и при подборе персонала этого возраста мы смотрим, прежде всего, на желание учиться новому. При найме к нам приходят соискатели абсолютно разного уровня подготовки кадров, для этого мы специально разработали процедуру собеседования, можно даже сказать, что у нас есть целая технология найма! Да, мы используем сервисы hh.ru и авито, так как на Камчатке они наиболее востребованы среди соискателей. К сожалению, у нас в крае из шести образовательных учреждений только четыре готовят специалистов ЖКХ, и то – это только сантехники и электрики. В крае есть острая необходимость в техниках-смотрителях, отсюда и множество проблем в УК.

Юлия Константиновна, совсем недавно Ваша организация стала призером Межрегиональной отраслевой Премии профессионалов по управлению многоквартирными домами «Управляющий многоквартирным домом-2020»[1], в которой заняла 1 место в номинации «Альтернативные виды работ (услуг), реализуемых управляющей компанией для собственников МКД».  Что это за альтернативные виды работ и услуг, которые оказывает ваша организация, и насколько широк их ассортимент, который в основном оценивался в ходе конкурса? Может быть, секрет успеха Вашей организации кроется именно в этом?

Как мы уже ранее рассказывали, мы взяли инструменты из традиционной модели управления бизнесом и применили их в своей отраслевой организации. Так, например, специалисты по работе с собственниками входят в отделение по работе с имеющимися клиентами, где данные специалисты общаются, решая вопросы, поступающие от своих клиентов, проводят маркетинговые опросы, делают акции для клиентов, активно вовлекают их в процесс принятия решений на доме, повышают уровень согласия между управляющей компанией и собственниками.

Другое отделение – распространения – нацелено на PR компании с целью привлечь еще не состоявшегося клиента, создание положительного имиджа компании среди других участников рынка – это ОМСУ, ГЖИ, Министерство ЖКХ и т.д. Иногда акции, которые проводятся для действующих клиентов, освещаются по коммуникационным каналам, рассчитанным на более широкую аудиторию, и это уже задача как раз отделения распространения.

Таким образом, из альтернативных видов работ хотим особо отметить следующие: мы создали свой курс «Академия ЖКХ» и продолжаем вести лекции в «Школе грамотного потребителя»; публикуем статьи и видео на портале жкх-камчатки.рф и в Инстаграме gkhkamchatki; организовываем тематические мероприятия для жителей – поздравление с Днём знаний первоклассников, с Днем пожилого человека, поздравление многодетных семей с Новым годом, розыгрыш на лучшую новогоднюю игрушку, отмечаем особо день работников жилищно-коммунального хозяйства. Общаясь и повышая уровень согласия, мы достигаем дружеского отношения и совместно решаем проблемы и улучшаем качество жизни. Тем самым разрушаем стереотипы, сложившиеся в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 

У Вас есть возможность ознакомиться с интервью Ю.К. Деникеевой  в полном объеме. Для этого достаточно приобрести декабрьский номер журнала, позвонив в редакцию по телефону: 8- (495) 133-19-47, написав нам по электронной почте gkhexpert@cnis.ru или выписав счет на сайте CNIS.RU (подписавшись на полугодие этого года).

Также хотим сообщить, что продолжается подписка на 2022 год!

Оформив подписку на журнал на 2022 год, вы обеспечите себя новой и профессиональной информацией, которая позволит принимать правильные решения в практической деятельности, понимать тенденции и перспективы развития жилищно-коммунальной сферы. 

 



[1] https://xn----ltbkcvl7a.xn--p1ai/press-centr/novosti/news-1056-5831.html

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...