Государство включает отопление

Государство включает отопление

Государство начинает готовиться к реформе теплоснабжения. Россия производит 44% мирового тепла, обладает самой разветвленной сетью центрального теплоснабжения, а в платежке жителя тепло занимает более 50%. Но своим производителям оно приносит убытки, аварийность растет, а почти 30% жителей многоквартирных домов жалуются на недостаток тепла. В этом году правила игры обещают изменить, установив в пилотных регионах экономически обоснованные ценовые параметры.

На прошлой неделе министр энергетики Александр Новак заявил, что разработка модели рынка теплоснабжения станет одной из пяти ключевых задач Минэнерго в 2013 году. "Сегодня мы видим, что этому направлению нужно уделить особое внимание",— сказал он. Россия производит 44% мирового тепла, на порядок больше, чем США, тогда как электроэнергии — вчетверо меньше. И это только в рамках централизованной системы теплоснабжения (ЦСТ) без учета разрозненных котельных. Охват ЦСТ в России — более 80% жилого фонда (в том числе 91% в городах). С другой стороны, любой житель страны поднимет на смех того, кто назовет теплоснабжение отраслью без проблем. Только эта область энергетики показывает положительную динамику по аварийности, сообщает Минэнерго. По итогам отопительного сезона 2012/13 года количество аварий на теплосетях выросло на 56%. В России считается нормальным и летнее отключение горячей воды, и наступление отопительного периода по приказу мэра, а не по желанию жильцов дома. 

Накопленное недоинвестирование сектора — 2 трлн руб., говорит глава "Совета производителей энергии" (СПЭ; объединяет крупную тепловую генерацию) Игорь Миронов. Подавляющее большинство компаний, работающих на рынке электроэнергии и задействованных в теплоснабжении, за 2011 год получили убыток по теплу. Совокупный отрицательный EBIT теплового бизнеса десяти теплогенерирующих компаний (ТГК) — 12,73 млрд руб. "Я берусь сказать, что теплоснабжение — самая отсталая отрасль в стране,— говорит гендиректор "КЭС-Холдинга" Борис Вайнзихер.— Я просто с трудом могу себе представить что-нибудь, что с ней можно было бы сравнить".

Легче отложить

В постсоветское время тепло прочно утвердилось на положении падчерицы электроэнергетики. Реформа сектора закладывалась на перспективу при реформе РАО "ЕЭС России" и так в перспективе и осталась. В результате, когда 1 января 2011 года рынок электроэнергии был полностью либерализован, в силу вступили даже не все положения базового закона о теплоснабжении. Принятие подзаконных актов также долго тормозилось, работа интенсифицировалась к концу 2012 года, когда были подписаны основы ценообразования, обещающие долгосрочный тариф в тепле. Именно на это теплогенерация возлагала надежды: введение тарифа по модели RAB, учитывающего доходность инвестиций, должно привлечь в теплосетевой комплекс деньги на ремонт сетей. 

Но 25 февраля Владимир Путин в своем выступлении на совещании по тарифам в ЖКХ потребовал ограничить их рост в 2013 году 6% (см. "Ъ" от 26 февраля). При этом уже запланирован рост тарифов на тепло в 10,2%, не говоря об остальных коммунальных тарифах. Шок от этого требования чуть позже был смягчен разъяснением, что речь идет не о росте отдельных тарифов, а об общей платежке. Но тепловики оказались наиболее чувствительны к этой норме. Действительно, платежи конечного потребителя за тепло (то, сколько он платит с 1 кв. м жилья) в России растут, уже кое-где превышая уровень зарубежных стран. Но тариф на тепло в России (то, что получает за произведенную 1 Гкал генератор) и близко не подходит к европейскому уровню. Возникает вопрос: куда девается разница? 

Куда уходит тепло?

По установленной мощности источников теплоснабжения Россия превосходит собственные потребности. Профицит мощности составляет 19%, а если учитывать резерв, то 44%. Только закрытие избыточных мощностей сэкономило бы около 67 млрд руб. в год операционных затрат, сообщается в презентации СПЭ. О том, что генерируется гораздо больше, чем потребляется, говорят и показатели по потреблению тепла жилплощадью. В России оно составляет 0,26 Гкал на 1 кв. м в год, что заметно выше, чем в Латвии (0,19 Гкал), Эстонии (0,17 Гкал) и Литве (0,14 Гкал). И в разы выше, чем в Скандинавии, в 2,5 раза — чем в Финляндии, втрое — чем в Дании и более чем вчетверо по сравнению со Швецией. При этом плата за тепло с человека приближается к шведской. 

Одна из причин — неэффективность оборудования, прежде всего теплосетей. 68% теплосетей ветхие, отслужившие более 25 лет. Повреждаемость сетей в отопительный сезон с 2006 по 2011 год увеличилась в 1,7 раза. На их перекладку нужны большие средства, которые можно было бы получить из RAB-тарифа, но при сдерживании роста конечной цены уровнем инфляции при сохранении роста цен на топливо (15% — газ, 10% — уголь) RAB проблемы не решит. Потери в теплосетях составляют 20-30% при зарубежных 6-8%. 

Другой источник потерь — жилой фонд. "Здесь перерасход кроется, во-первых, в стенах домов, даже новейших: с точки зрения теплоизоляции они не проходят ни по одному европейскому нормативу,— говорит собеседник "Ъ" в крупной ТГК.— Это теплопотери советских времен, когда вентиляция предполагалась через сквозящую оконную раму, что было принятым стандартом. Во-вторых, это сами рамы. В-третьих, щели в стенах". Речь идет не только о ветхом жилье, даже среди новостроек европейскому уровню соответствуют только цельнолитые дома, а панельное домостроение осталось на уровне советских ГОСТов со всеми теплопотерями советского времени, когда эффективнее было терять тепло, а не утолщать стены. 

Но едва ли не основная причина — незаинтересованность поставщиков тепла в сокращении "перетопа". Тепло регулируется по принципу "затраты плюс", когда компенсируются фактические затраты с небольшой прибавкой и поставщик заинтересован в сбыте максимальных объемов тепла, а не в сокращении затрат. Более того, при установлении тарифов на год снижение затрат противоположно интересам генератора: в следующем периоде тариф ему снизят по причине уменьшения затрат. 

Лучше всего в этой системе живут котельные. Если котельная, сжигая некий объем топлива, производит тепло, то ТЭЦ из того же объема получает и тепло, и электроэнергию, тепло является субпродуктом производства электричества. Когенерация (совместная генерация тепла и электроэнергии), общий КПД которой достигает 85-90%, является приоритетной по многочисленным госпрограммам. Но для нее устанавливаются отдельные тарифы на тепло, учитывающие, что часть затрат относится на производство электричества, а следовательно, компенсируется из выручки на рынках электроэнергии. Поэтому тариф ТЭЦ ниже, чем у котельных. Для когенерации котельных раздельно утверждаются и предельные темпы роста цен. 

Но тариф на тепло для конечного потребителя формируется на основе совокупности тарифов в данном регионе, и в базу попадает вся совокупность ТЭЦ и котельных — как эффективных, так и неэффективных. Тариф для населения, потребляющего 75% тепла, сдерживается из социальных соображений, тогда как доля промышленности, за счет которой субсидировалось население, катастрофически сократилась за последние 20 лет. Потребители отключаются от ЦСТ, строят свои котельные, а отпуск ТЭЦ падает: с момента восстановления спроса на тепло в промышленности рост потребления составил 79 млн Гкал, при этом ТЭЦ снизили отпуск на 28 млн Гкал, сообщает СПЭ. 

Падает и общий объем загрузки ТЭЦ по теплу. По данным Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, ТЭЦ в 2012 году отпустили 545 млн Гкал тепла, что соответствует 30% потребления в стране. Доля полезно используемого сбросного тепла когенерации с 1992 по 2012 год упала с 59% до 48%. Одновременно с этим огромными темпами растет число котельных, сжигающих газ (в 2010-2011 годах годовой рост — 57,6%). Сейчас доля котельных в производстве тепла — 67%, тогда как в Дании — 20%, в Финляндии — 25%. 

Потребители голосуют рублем

Те средства, которые все же причитаются поставщикам тепла, на 100% не собираются. По данным СПЭ, на 1 января 2012 года дебиторская задолженность по теплу перед 11 компаниями—членами партнерства составляла 77,93 млрд руб. (из них 36,81 млрд руб.— просроченная). На 1 апреля эта сумма уже составляла 113,06 млрд руб. (при 69,08 млрд руб. просроченного долга). Один из главных факторов — неперечисление управляющими компаниями (УК) ЖКХ денег, собранных ими с потребителя, поскольку отсутствуют механизмы воздействия на них. По закону тепло — неотключаемый ресурс, его подачу можно ограничить только на отдельные объекты, а, например, неплательщику в многоквартирном доме — нельзя, поскольку отключить его одного в большинстве домов технически невозможно, не ущемляя добросовестных плательщиков. 

Тепловики давно требуют права отключать подачу тепла. Впрочем, такое право и в мировой практике предоставляется редко: например, в США, одной из самых жестких стран с точки зрения регулирования этой сферы, тепло законодательно запрещено отключать в отопительный сезон. В Казахстане, рассказывает глава НП "Российское теплоснабжение" Виктор Семенов, за неплатежи за тепло отключают электроэнергию. Отключение практикуется и в Прибалтике. Сейчас тепловики дорабатывают свое предложение об оформлении отключения, которое, возможно, удастся успеть внести в пакет предложений по росту ответственности за неплатежи (его готовит Минэнерго). 

Убить лишних

Тяжелая ситуация в генерации тепла и рост платежей потребителей, которые фактически оплачивают сожженный впустую газ, побудили власти к принятию плана реформы отрасли. Не позднее конца 2013 года Минэнерго планирует создать для нее нормативно-правовую базу и дать старт пилотным проектам. 

Один из постулатов реформы — переход к регулированию по методу альтернативной котельной. Это модель, в которой регулируется только конечная цена тепла для потребителя в регионе. Она определяется на основании стоимости строительства и эксплуатации потребителем собственного источника тепла — котельной. Этот тариф гарантируется организации, получающей статус единой теплоснабжающей (ЕТО) — крупнейшему поставщику тепла в регионе. Устраняются все посредники на пути к потребителю. ЕТО отвечает перед ним за качество и надежность теплоснабжения, подписывает с властями обязательства по этому параметру и график мероприятий. В пределах альтернативной котельной ЕТО вольна маневрировать на свое усмотрение, заключая контракты со смежными организациями на коммерческих началах. 

Основное препятствие к введению альтернативной котельной — рост конечной цены для потребителя. В среднем по стране ожидается прибавка 15-20%, а в некоторых регионах — даже 100%. Впрочем, в некоторых регионах цена альтернативной котельной ниже действующего тарифа. Демпфировать скачок предлагается, установив переходный период, который, по ожиданиям Минэнерго, завершится к 2022 году. Но до сих пор не закрыта дискуссия о том, какая именно котельная должна быть взята за альтернативную. 

Источник информации:
Коммерсантъ.ru
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Игорь
30 апреля 2013 г., 13:06
Рейтинг: 0
Сообщений: 0
Нравится: 0
Нe нравится: 0

Отопление- как его посчитать?
Цитата из НЕОТМЕНЁННОГО №857:
"б) размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период на ОБЩЕДОМОВЫЕ нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по следующей формуле 2 (не знаю как вывалить формулу):
где:
N - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
К - коэффициент периодичности платежа, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил;
S - общая площадь помещений, входящих в состав ОБЩЕГО имущества в многоквартирном доме;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;..."

КАК БЫТЬ?
ТУ БИ...

Николай
30 апреля 2013 г., 19:08
Рейтинг: 0
Сообщений: 0
Нравится: 0
Нe нравится: 1

С 1 июня вступают в силу изменения в 354, расчет по отоплению будет проще, общедомовые отдельно не выделяются.

Вероника, ЦНИС, Москва
13 мая 2013 г., 18:22
Рейтинг: 1008
Сообщений: 169
Нравится: 4
Нe нравится: 0

Изменив постановление № 354 и постановление № 306 в части отопления (постановлением № 344 от 16.04.2013г.), законодатель забыл о постановлении правительства от 27.08.2012г. № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Этим постановлением предусмотрены дополнительные варианты (I и II) расчета платы за отопление (при отсутствии приборов учета).
I - расчет платы за отопление осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. № 857, равномерно в течение года.
II - расчет платы за отопление осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г. равномерно в течение года.
III - расчет платы за отопление осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, в отопительный период.

Алтайский край, Астраханская область, Магаданская область, Томская область в 2012 году выбрали этот вариант расчета платы за отопление (он предполагает использование "новых нормативов потребления", установленных 258 постановлением и оплату по 1/12).
Вопрос очень интересный. Получается, что сейчас при ситуации "нет ОПУ и нет ИПУ" субъектам, которые приняли решение рассчитывать плату за отопление по I варианту ничего не останется, как до 1 июля 2013 года выбрать что-нибудь из оставшихся двух вариантов. Такую возможность субъектам дает п. 1 постановления Правительства № 307 от 06.04.2013г. (номер постановления, видимо, совпал случайным образом). Почему этим постановлением не скорректировали формулу п. 2 постановления № 857 - очередная загадка, загаданная нам законодателями. Хотя, уверена, про нее просто забыли. Получается, что сейчас плата за отопление в постановлении № 857 "раздваивается" на общедомовое и индивидуальное потребление и сейчас это постановление противоречит пункту 40 постановления № 354: «потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды». Хотели как лучше, а получилось...

Игорь
15 мая 2013 г., 12:02
Рейтинг: 0
Сообщений: 0
Нравится: 2
Нe нравится: 0

Полив газонов -как их посчитать?
Цитата из п.№17 приложения №2 к №354 в ред.№344:
"При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам "...
А вчера на пресс-конференции (http://presscentr.rbc.ru/pressconf/2013/05/14/996/) - цитата из стенограммы :
" А.Чибис: Большое спасибо за возможность высказаться. Давайте начну с предыстории. На самом деле мы представляем разные структуры: я как руководитель некоммерческого партнерства, которое занимается жилищно-коммунальным хозяйством, Павел Рюрикович как заместитель председателя профильного комитета, то есть нашей парламентской части, Светлана Викторовна - руководитель комиссии Общественной палаты. Все мы - члены рабочей группы экспертного совета при правительстве Российской Федерации по вопросам ЖКХ. Когда мы мониторили очень подробно ситуацию с ростом платежей населения - не тарифов, а, повторюсь, платежей - причем обсуждали это сначала каждый на разных площадках, а потом - собравшись и очень детально отработав в рамках рабочей группы по ЖКХ "открытого правительства", мы пришли к очень четкой диагностике проблемы, с чем связан рост совокупных коммунальных платежей при том, что тарифы с 1 января 2013г. не росли. Мы на самом деле все вместе пришли к четкому выводу, что подходы, которые были применены в рамках 354-го постановления - предыдущих правил оказания коммунальных услуг, сами формулы, подходы, которые заложены в этом постановлении, и их правоприменение привели к тому, что тарифы не выросли, вроде как ничего не изменилось, а новые подходы к расчетам по общедомовым нуждам и так далее привели к росту платежей. Когда люди стали задавать вопросы своим управляющим компаниям, своим мэрам, своим губернаторам, то действительно, у тех, кто постановление правительства это внедрил, появился рост. Мы как раз вышли с инициативой все вместе от имени рабочей группы "открытого правительства" в правительство Российской Федерации, где обозначили набор проблем и обозначили, каким образом эти проблемы нужно изменить. На наш взгляд, на мой личный взгляд, история от инициации, то есть от диагностики проблемы, от постановки, а мы подготовили свой проект постановления, который после этапов согласования превратится в изменения под названием "постановление N344", это как раз успешный пример экспертного диалога и диалога власти. Это то, о чем говорил 7 мая президент: на самом деле правительству и всем уровням власти, и региональным властям нужно очень внимательно и плотно взаимодействовать с обществом, с экспертным сообществом, для того чтобы не делать каких-то ошибок или какие-то ошибки исправлять. Это такой понятный, четкий, ясный пример: проблема возникла, мы дали свою позицию - надо отдать должное, что позиция наша не всегда совпадала на тот момент с позицией федеральных органов исполнительной власти, правительство нашу позицию поддержало - и вот соответствующие изменения, которые мы видим.
Теперь вопрос толкования или трактовки. Обращу внимание на несколько ключевых моментов - что изменилось. Главная проблема, которая, на наш взгляд, очень разумно снята, - это начисления за общедомовые нужды. Совершенно очевидно, и мы это обсуждали в начале февраля у президента в Сочи, что странно, когда норматив на отопление умножается на квадратные метры не отапливаемых площадей. Если у вас чердак, подвал - там, естественно, нет услуги отопления. Она не топится дополнительно, а согласно вступившим нормам, на эти квадратные метры умножается норматив по отоплению на общедомовые нужды, и человек получает в квитанции по новой строке большой платеж. Почему? Или, например, ситуация, когда человек получает за воду внутри своей квартиры шесть или пять кубометров в месяц, в общем-то, ни в чем себе не отказывая, не особо сильно экономя, а по строке "общедомовые нужды" за то же самое - 12 кубометров, то есть в два раза больше. Естественно, у человека возникает справедливый вопрос: "А я за что плачу?". Или когда получает якобы расходы на общедомовые нужды на водоотведение - у нас какое водоотведение в подъезде, где там унитазы стоят?
Конечно, эти нюансы и вызвали этот всплеск возмущения и так далее. Поэтому в рамках данного постановления, во-первых, отменены общедомовые расходы на отопление. Если тепло вошло в дом, то оно в принципе в этот дом ушло, и нет разделения того или иного, нет дополнительных расходов на общедомовые нужды. Размер общедомовых расходов на водоснабжение ограничен специальным нормативом. То есть в пределах норматива, формула которого изменена, - это небольшой расход на промывку системы и на влажную уборку подъезда, если банально и грубо говорить. Никаких других расходов на общедомовые нужды по воде быть не может.
То же самое по электричеству. Понятно, что расходы на освещение подъезда и на лифт - это общедомовые нужды. Но все остальное, за пределами норматива, который установлен в каждом субъекте Российской Федерации, - это вообще вопросы и проблемы управляющей компании.
На самом деле трактование возникло следующее. Управляющие компании в общем-то где-то справедливо говорят: "Подождите! Раньше в дом заходило такое-то количество воды общедомового прибора учета. Мы не мучились, мы распределяли эту воду на всех собственников, не важно - это сосед, который незарегистрированно без счетчика потребил, или это просто труба в подвале течет. Электричество вошло в дом по общедомовому прибору учета - мы на всех раскинули и у нас никаких проблем нет. Вы сейчас, уважаемые коллеги, привели ситуацию к тому, что мы ограничены определенным нормативом - а что нам делать с небалансами, с теми расходами электроэнергии и воды, которые находятся за пределами норматива?". Здесь возникает вопрос. На то мы и нанимаем управляющую организацию, чтобы она отключала незаконно подключенные конструкции рекламные, киоски, которые около дома стоят, и так далее, чтобы она боролась с протечками воды в подвале. Это на самом деле самое радикальное изменение, которое в этом постановлении есть."
Повторяю:" это небольшой расход на промывку системы и на влажную уборку подъезда, если банально и грубо говорить. Никаких других расходов на общедомовые нужды по воде быть не может."
Как быть с поливом:
1)отдельной услугой?;
2)загнать обратно в техобслуживание?
А как быть с площадью ОДН для ГВС?
В №306 ГВС в скобках (п.27), в №344 о ГВС не вспомнили?
А, если площади ОДН ХВС, ГВС раздельны, значит электроснабжение - тоже?

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...