В заседании Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России, которое прошло 21 июля в Минстрое России, приняла участие эксперт Комиссии, заместитель генерального директора Научно-исследовательского центра муниципальной экономики Межецкая Вероника Анатольевна

В заседании Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России, которое прошло 21 июля в Минстрое России, приняла участие эксперт Комиссии, заместитель генерального директора Научно-исследовательского центра муниципальной экономики Межецкая Вероника Анатольевна

Заседание под председательством руководителя Комиссии, Президента Ассоциации «Национальный жилищный конгресс» Булгаковой Ирины Александровны было посвящено развитию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

«Поставщиками информации и услуг в ГИС ЖКХ на сегодняшний день являются 116 тысяч организаций. Более пяти миллиона граждан уже стали получателями услуг. Планируется, что к концу текущего года эта цифра вырастет еще на четыре миллиона», проинформировал заместитель директора Департамента цифрового развития Минстроя России Кирилл Сергеевич Албычев.

Горбачевым Александром Александровичем, заместителем генерального директора АО «Оператор информационной системы» и Дулишковичем Алексеем Викторовичем, директором направления государственных сервисов АО «Оператор информационной системы» членам и экспертам Комиссии была представлена информация по вопросу развития системы ГИС ЖКХ на основе комплексного подхода, который, по словам специалистов, поможет сделать ее для всех уровней не «обузой», а удобным и, главное, доступным для всех регионов инструментом, позволяющим выполнять возложенные на них задачи. С этой целью развитие системы ведется по двум основным направлениям: формирование полноценной цифровой базы технического учета жилищного фонда и формирование цифровой базы собственников помещений, расположенных в МКД.

Для решения поставленных задач АО «Оператор информационной системы» в плановом порядке на основе утвержденной Правительством Российской Федерации дорожной карты реализует следующие мероприятия:

1) Консолидация уже имеющейся в базах данных и информационных системах информации в ГИС ЖКХ:

- Разработка функционала в части реализации дополнительных возможностей интеграции с региональными информационными системами в сфере ЖКХ в автоматизированном режиме (п. 2.4 ДК);

- Реализация интеграционных механизмов ГИС ЖКХ и АИС "Реформа ЖКХ" в части обмена данными по расселению аварийного жилья (п. 2.5 ДК);

- Модернизация модуля "Формирование комфортной городской среды" в части обеспечения интеграции с ГАС Управление» (п. 2.10 ДК);

- Интеграция с Единой информационной системой жилищного строительства (ЕИСЖС) в части передачи сведений проектной декларации по введенным в эксплуатацию многоквартирным домам в электронный паспорт многоквартирного дома в ГИС ЖКХ (п. 3.2 ДК);

- Разработка вида сведений для передачи посредством Единой системы межведомственного взаимодействия из АИС "Реформа ЖКХ" сведений о домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (п. 3.3 ДК).

2) Сверка данных ГИС ЖКХ с данными иных государственных органов (Росреестр, ФИАС; ФНС).

3) Контроль полноты и достоверности размещенной информации:

- Исключение функциональной возможности размещения информации в ГИС ЖКХ об объектах государственного учета жилищного фонда поставщиками ресурсов и ЖКУ (п. 1.5 ДК) - реализовано;

- Сервис «Контроль»: комплексный сервис контроля раскрытия информации в ГИС ЖКХ исполнителями коммунальных услуг, ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и капитальному ремонту (п. 4.10 ДК);

- Красная платежка (Сервис мониторинга фактических начислений граждан, п. 4.9 ДК).

4) Разработка собственных сервисов и механизмов:

- Разработка функциональности ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями по ссозданию системы государственного учета жилищного фонда на базе ГИС ЖКХ (п. 2.19 ДК).

Также специалистами АО «Оператор информационной системы» были подробно описаны получаемые выгоды и преимущества после доработки системы. Органы власти и управления всех уровней получат реальную, объективную картину о техническом состоянии МКД, сетей, генерирующих мощностей и объектов жизнеобеспечения, что при автоматическом анализе в системе ГИС ЖКХ позволит планировать инвестиции, программы модернизации и капитальных ремонтов на основании комплексного анализа большого объема объективных параметров с учетом мнения населения. Кроме того, программные продукты позволят в существенной части заменить систему инспекторского контроля с выездными проверками, что позволит существенно повысить оперативность реагирования, при снижении численности аппаратов контрольно-надзорных органов и издержек на их содержание.

Собственникам и управляющим организациям на основании анализа имеющейся в системе информации оператором системы может быть предложен электронный «магазин» решений по повышению эффективности содержания и ремонта МКД.

Анализ Системы в разрезе единой цифровой базы собственников помещений, показал, что на текущий момент в ГИС ЖКХ размещена информация только о площадях жилых и нежилых помещениях МКД, при этом не редки случаи как дублирования информации, так и потери ее актуальности. После доработки в системе ГИС ЖКХ будут размещены качественные, регулярно обновляемые и проверяемые данные обо всех собственниках жилых помещений в МКД. Для решения поставленных задач АО «Оператор информационной системы» запланированы следующие мероприятия:

1) Получение Эталонных данных о собственниках.

Разработка функционала ГИС ЖКХ в части ведения в Системе реестра собственников помещений многоквартирного дома (п. 2.22 ДК).

Интеграция системы ГИС ЖКХ с данными Росреестра при условии обеспечения их целостности, сохранности и предоставления ограниченного имеющимися полномочиями доступа к этим данным при условии обеспечения защиты персональных данных.

2) Получение эталонных данных о зарегистрированных лицах.

Модернизация информационных систем МВД России в целях их интеграции с ГИС ЖКХ в части передачи сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан (п. 3.1 ДК).

Получаемые выгоды и преимущества:

Граждане получат более широкий доступ к коммуникациям при проведении в системе общих собраний и принятии общих решений. Прозрачность голосования, невозможность фальсификации его результатов позволят обеспечить полную легитимность принятых решений, что невозможно при проведении общих собраний иными способами.

Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации получат доступ к актуальным реестрам собственников, что облегчит работу, в том числе с неплательщиками за жилищные и коммунальные услуги.

Оператор системы получит возможность создания удобных пользовательских сервисов, призванных обеспечивать граждан и организации актуальной информацией, а также избавить от лишних визитов в государственные органы и предприятия отрасли.

К настоящему моменту разработаны следующие сервисы рассматриваемой категории:

- Модернизация в части реализации функциональной возможности размещения реестра плановых отключений горячего водоснабжения и поставки других ресурсов в многоквартирных домах поставщиками информации (п. 2.3 ДК);

- Разработка функционала ГИС ЖКХ в части ведения реестра сведений о наличии или отсутствии у граждан подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 2.17 ДК);

- Разработка вида сведений для передачи посредством Единой системы межведомственного взаимодействия из ГИС ЖКХ сведений о (далее – вид сведений Социальное казначейство): суммах, начисленных гражданам для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги; суммах, уплаченных гражданами за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 2.23 ДК);

- Техническое присоединение к инженерным сетям - возможность заключения договоров техприсоединения, выдачи технических условий (на подключение к сетям водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения), формирования актов техприсоединения в личных кабинетах ресурсоснабжающих организаций. Интеграция с ЕПГУ (п. 4.8 ДК);

- мобильное приложение «ГосуслугиДОМ», которое позволит подать заявку в УК и отследить ее исполнение, оплатить услуги ЖКХ без комиссии; провести голосование на ОСС; проконтролировать текущий и капитальный ремонт; обсудить вопросы, связанные с обслуживанием МКД и другие удобные сервисы.

Органы власти и контрольно-надзорные органы будут избавлены от необходимости межведомственного взаимодействия для получения данных о собственниках жилых и нежилых помещений в целях проведения контрольно-надзорных мероприятий и оказания адресной социальной и иной помощи, что приведет к сокращению временных затрат, людских и материальных ресурсов, необходимых для исполнения функций, ускорит проведение проверок и принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан.

Кроме того, в Системе развиваются и сервисы, которые позволят обеспечить достоверный и прозрачный учет потребляемых ресурсов и справедливость начислений.

У собственников помещений в МКД и органов власти сформировался обоснованный запрос на получение детальной информации об использовании оплаченных за жилищные и коммунальные услуги средств.

Прозрачность начислений, оплаты за ЖКУ, планируемых и понесенных затрат, позволят гражданам и органам власти контролировать денежные потоки, вызовут повышение открытости отрасли для общественного контроля в целом, и доверия к органам власти и управления, а также повысят эффективность инвестиций со стороны собственников, органов власти.

Создание удобных электронных сервисов и инструментов по оплате жилищных и коммунальных услуг через Систему в режиме ЕПД (единого платежного документа) позволит повысить собираемость платежей, их прозрачность, а внедренная в купе с продуктом, который позволит на «первом» уровне расщеплять поступающие платежи, позволит доводить оплаченные суммы до конечного получателя, исключит возможность их нецелевого использования недобросовестными участниками рынка и полностью удовлетворит соответствующих запрос органов власти.

В перспективе возможна автоматизация взыскания долгов за услуги ЖКХ, необходимая для обеспечения бесперебойного финансирования предприятий отрасли.

Для управляющих организаций будет актуален сервис «Электронный журнал оперативно-диспетчерской службы», который позволит гражданам в системе оставлять заявки в УК, последние будут обязаны их рассмотреть. Органы государственного жилищного надзора (ГЖИ) при поступлении в их адрес обращения на бездействие УК смогут отследить в системе историю вопроса.

Макрушин Алексей Вячеславович, Исполнительный директор ППК «Российский экологический оператор» предложил активизировать работу совместно с МВД по повышению качества информации в ГИС ЖКХ по проживающим, так как данная информация необходима для наличия достоверной информации в создаваемой ГИС учета отходов.

Межецкая Вероника Анатольевна, заместитель генерального директора Научно-исследовательского центра муниципальной экономики проинформировала собравшихся о принятом решении Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации «установить требования по разработке (восстановлению) Инструкции по эксплуатации многоквартирных домов в отношении вводимых в эксплуатацию МКД, типов МКД с размещением указанной инструкции в государственной системе» и предложила включить в ГИС ЖКХ возможность наличия данной Инструкции и Журнала эксплуатации МКД, предусмотренного статьей 55.25 Градостроительного Кодекса с применением формы, установленной утвержденным Сводом Правил «Здания жилые многоквартирные. Правила эксплуатации». Данные документы позволят избежать конфликтов между собственниками многоквартирных помещений домов и управляющими организациями, повысят открытость информации для каждого собственника многоквартирного дома и будут способствовать созданию экономики многоквартирного дома и экономики управляющей организации, повышению доверия к управляющим организациям и созданию профессионального конкурентного рынка в сфере управления многоквартирными домами.

Также на мероприятии с предложениями по совершенствованию системы выступили Вепрецкая Татьяна Павловна, Директор НП «Национальный жилищный конгресс», Невмержицкая Наталья Викторовна, Председатель Правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, Василевский Александр Дмитриевич, Председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения и другие эксперты.

Пресс-служба ЦНИС

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...