Участники отраслевого соглашения должны иметь преференции

Участники отраслевого соглашения должны иметь преференции

25 июня 2019 года в Российском Союзе промышленников и предпринимателей состоялось заседание Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству, в котором принимало участие Общероссийское объединение работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК).

            Важным вопросом заседания была тема "О практике и предложениях по совершенствованию порядка присоединения к отраслевым соглашениям, заключаемым на федеральном уровне в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации".

            Среди выступающих по данному вопросу на заседании были: Кабанов Александр Иванович - вице-Президент-Исполнительный директор Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности, Шохин Александр Николаевич - Президент Общероссийского объединения работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей"; Вуколов Всеволод Львович - заместитель Министра труда и социального развития; Иванков Михаил Юрьевич - руководитель Федеральной службы по труду и занятости, Москвина Марина Валерьевна - управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства;  Окуньков Алексей Михайлович - исполнительный директор ОООР "Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса"; Хитров Андрей Юрьевич - генеральный директор Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России;  Нургалиев Зуфир Анасович - исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей угольной промышленности;  Накропин Сергей Константинович - начальник Управления по взаимодействию с органами власти, законотворчеству и тарифному регулированию Ассоциации "ЭРА России"; Ишмухаметов Рашид Дамирович - директор Департамента персонала ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ"; Скударнов Сергей Михайлович - заместитель директора по персоналу и администрации  АО "СУЭК"; Кочегаров Анатолий Дмитриевич - Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения.

            В заседание Комиссии по труду и социальным вопросам данная тема была включена в связи с тем, что, несмотря на расширение полномочий объединений работодателей в связи с изменениями Федерального закона "Об Объединениях работодателей", в законодательстве по-прежнему имеются "пробелы", требующие своего решения.

В выступлении Вице-президента - Исполнительного директора Общероссийского отраслевого объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности А.И. Кабанова было отмечено, что соглашение имеет статус правового акта, и нормы трудового законодательства позволяют применять его даже в тех организациях, где нет профсоюзных организаций. Вместе с тем значительное количество работодателей, в том числе с государственным участием, не являются членами общероссийских отраслевых объединений, не присоединились к отраслевым соглашениям, либо официально отказались от участия в отраслевом социальном диалоге и не участвуют в подготовке нового Отраслевого соглашения на последующие периоды. Такие крупные компании, как ПАО «ГАЗПРОМ», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Татнефть», ПАО НК «РуссНефть», ООО «Буровая компания «Евразия» не приняли решение о присоединении к отраслевому соглашению в соответствии со ст. 48 ч. 3 ТК РФ, и не оформили свое участие в подготовке нового Соглашения на 2020- 2022гг, как того требует ч. 5 ст. 47 ТК РФ.  Мотивы отказов участвовать в социальном партнерстве на общероссийском отраслевом уровне и присоединяться к Отраслевому соглашению сводятся к следующим доводам: входим в РСПП и нам этого достаточно {Лукойл); в компании все условия коллективного договора лучше отраслевого соглашения (Газпром); направляем отказы в Минтруд России (Сургутнефтегаз). В целях создания условий участия работодателей в объединениях работодателей и совершенствования механизмов присоединения к отраслевым соглашениям было предложено инициировать внесение изменений в статью 48 ТК РФ и на уровне РСПП, а в последствии и на законодательном уровне узаконить статус «Социально-ответственный работодатель» как работодателя - участника генерального соглашения, общероссийского отраслевого и регионального трехстороннего Соглашения. Устранение пробелов и раскрытие понятий в действующем трудовом законодательстве будет способствовать созданию условий для вхождения компаний в члены отраслевых и региональных объединений работодателей, даст возможность более эффективно формировать и отстаивать позиции работодателей во взаимоотношении с органами власти и профсоюзами.

Выступление Кочегарова Анатолия Дмитриевича - Президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК) называлось "ОТС в ЖКХ РФ - важнейший механизм развития социального партнерства". Среди основных отраслевых проблем Анатолий Дмитриевич назвал неучастие Минстроя России в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений отрасли. Как следствие, в нашей сфере, в которой на сегодняшний день по данным Объединения работодателей 22327 муниципалитетов; 82500 хозяйствующих субъектов; 26893 ресурсоснабжающих организаций или 67% от общего числа в РФ; 20657 управляющих организаций и 2,5 млн. работников, на сегодняшний день существуют следующие проблемы :

q  Невыполнение трудового законодательства в части необходимых расходов на персонал;

q  Большая текучесть кадров и падение престижа работника отрасли;

q  Противоречивая, не обеспеченная финансированием нормативно-правовая база;

q  Нежелание работодателей участвовать в системе социального партнерства и в реализации Отраслевого тарифного соглашения;

q  Социальная напряженность в Организациях ЖКХ;

q  Снижение уровня квалификации персонала;

q  Снижение качества жилищно-коммунальных услуг.

Анатолий Дмитриевич подробно остановился на противоречиях ТК РФ в части реализации  социального партнерства и на последствиях наличия системных проблем в сфере ЖКХ, рассказал, какая поддержка отраслевых организаций осуществляется Объединением работодателей (на примере судебной практики), привел результаты проведенного Объединением работодателей мониторинга отраслевых систем социального партнерства. ОООР ЖКК подготовлены предложения в проект решения Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнёрству, которые практически полностью вошли в проект решения Комиссии по рынку труда и социальному партнерству.

Более подробную информацию по выступлениям на заседании  читайте в нашем журнале "ЖКХэксперт: экономика и право" в августовском номере.

На заседании были приняты следующие решения по рассматриваемому вопросу:

 1) Повторно инициировать рассмотрение в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопроса по реализации части 2 статьи 2 Федерального закона «Об объединениях работодателей» о государственной поддержке объединений работодателей, как социально ориентированных некоммерческих организаций, включая:

 - предоставление работодателям, являющимся членами объединений работодателей, льгот по налогообложению в части их взносов в объединения работодателей;

-           установление в законодательстве о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд требований к участникам закупок об их активном присутствии в системе социального партнерства (членство в объединениях работодателей, выполнение отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров);

-           создание других условий, стимулирующих вступление работодателей в объединения работодателей.

2) Провести анализ участия членов ООР «РСПП» в деятельности отраслевых объединений работодателей на условиях членства или в других формах в соответствии с требованиями части 5 статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации и рассмотреть целесообразность внесения указанного вопроса на заседание Бюро Правления ООР «РСПП».

3) Продолжить консультации с Минтрудом России по совершенствованию порядка присоединения к отраслевым соглашениям, заключаемым на федеральном уровне, в том числе в части уточнения норм статьи 48 и других статей Трудового кодекса Российской Федерации, определяющих механизм присоединения.

4) Предложить Минтруду России подготовить доклад с анализом работы региональных Комиссий по регулированию социально-трудовых отношений по формированию региональных систем социального партнерства и внести его на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально­трудовых отношений.

5) Провести консультации с Минтрудом России и, при необходимости, с другими федеральными органами исполнительной власти, с объединениями работодателей по вопросам внесения изменений:

- в статью 35 Трудового кодекса Российской Федерации в части обязанности субъектов Российской Федерации создавать региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- в статью 48 Трудового кодекса Российской Федерации в части соотношения норм региональных отраслевых соглашений и отраслевых соглашений федерального уровня;

- в п.6.2 ст.13 Федерального закона «Об объединениях работодателей» в части наделения объединений работодателей полномочиями оспаривать любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые законом интересы, как объединений работодателей, так и его членов, или создающие угрозу такого нарушения;

- в Федеральный закон «Об объединениях работодателей» по формированию единой системы объединений работодателей.

 

Пресс-служба журнала "ЖКХэксперт: экономика и право"

Источник информации:
Центр муниципальной экономики и права
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...