Замминистра строительства и ЖКХ в интервью ТАСС — о сотрудничестве с Японией, создании "умных" городов и тарифах на "коммуналку

Замминистра строительства и ЖКХ в интервью ТАСС — о сотрудничестве с Японией, создании "умных" городов и тарифах на "коммуналку

Российско-японский проект строительства рельсового городского транспорта в Воронеже, по предварительной оценке, обойдется в 30 млрд рублей. Об этом, а также о других направлениях сотрудничества России и Японии в области городских технологий на полях Восточного экономического форума ТАСС рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

— Вы в должности замминистра возглавляете российско-японскую рабочую группу по вопросам развития городской среды. И сегодня в ходе дискуссии по "умным" городам один из представителей японской делегации сказал, что допускает совместную реализацию проектов в области переработки мусора. С вами уже обсуждался этот вопрос?

— Наши коллеги из Японии изучают эти возможности. Более того, прорабатывался вопрос по мусоросжигательным заводам во Владивостоке, по их модернизации, и, насколько я знаю, прорабатывается и ряд других возможных проектов. Мы открыты для этого взаимодействия по "мусорной" тематике, но это скорее вопрос к нашим коллегам из Министерства природных ресурсов, к Росприроднадзору, особенно с точки зрения контроля экологической безопасности. Но японские технологии действительно эффективны, и если они будут востребованы и по цене, и качеству на российском рынке — милости просим. Пока мы к какой-то конкретике по мусоропереработке именно в части японских технологий не пришли.

— Удалось ли вам с японскими партнерами обсудить итоги пленарного заседания Восточного экономического форума, где был сделан ряд важных заявлений по тематике российско-японских отношений?

— Да. Все находятся в здоровом позитиве с точки зрения активизации и продолжения сотрудничества. Более того, очень приятно, когда на пленарной сессии японская сторона приводит в качестве примера сотрудничества наши проекты в сфере городской среды. При этом, по крайней мере по признанию японских коллег, моих партнеров по рабочей группе, правительство Японии считает нашу группу одной из самых эффективных, потому что мы добились не просто философии, взаимных переговоров, мы все-таки реализуем конкретные проекты, их можно пощупать руками, и это очень важно для нас. Японцы — очень взвешенные и выверенные партнеры и очень аккуратно, но четко движутся, если удалось договориться.

У нас с японскими коллегами есть два города-пилота по вопросам развития "умных" городских технологий — Воронеж и Владивосток. Мы в Воронеже реализовали проект "умных" светофоров, это интеллектуальная система управления движением, интернет вещей в городском хозяйстве, когда светофоры, основываясь на данных датчиков, сами определяют без какого-то центра управления, как быстро пропустить поток и сколько должен гореть тот или иной сигнал светофора.

Мы протестировали в Воронеже и систему бестраншейной модернизации коллекторов. И до этого были такие технологии, но это первая, когда можно не отключать потребителей ни от воды, ни от канализования во время работ. Можно чуть снизить напор и проводить модернизацию в действующем коллекторе методом навивки. Более того, мы по итогам пилота внесли расценки технологии в государственную систему сметного нормирования, и теперь любой муниципальный государственный заказчик может ее использовать — это очень важно. И насколько я знаю, есть очень серьезный интерес в применении этой технологии для восстановления ливневой канализации в Воронеже. Это отдельная головная боль для подавляющего большинства городов нашей страны.

И, наверное, ключевой для Воронежа проект, над которым сейчас работают и японские, и российские партнеры, — это система легкорельсового общественного транспорта. Город Воронеж — миллионник, там необходимо развивать транспортную систему. Главное даже не то, что проектируется и делается технико-экономическое обоснование на это так называемое легкое метро или трамвай, а то, что сразу закладывается в проект редевелопмент территорий по принципу транспортно ориентированного проектирования. Фишка в бесшовном прохождении пассажиром маршрута: сошел с трамвая, попал сразу либо в торговый центр, либо в другое общественное пространство. 

Уровень инвестиций пока очень предварительный — весь этот проект может стоить порядка 30 млрд рублей. Но, конечно, сейчас очень многое зависит от того, насколько изменится стоимость земельных участков, и от того, что могут вложить в этот проект девелоперы. Безусловно, этот проект будет реализовываться в рамках государственно-частного партнерства. Если все получится, это будет типовое тиражируемое решение, которое можно делать и в других российских городах.

— А какие проекты обсуждаются с японцами применительно к Владивостоку?

— На самом деле динамика российско-японских отношений здесь пошла, надо признать, в том числе после смены команды в Приморском крае. На первом этапе здесь очень непросто двигалось, даже наши японские партнеры жаловались. Были протокольные решения, но вот сейчас пошло реальное движение. Во-первых, что сделано: построено такое же "умное" жилье, как в Воронеже (еще один наш совместный проект), но у другой японской конкурирующей компании сегодня было подписано соглашение о развитии проекта с российскими партнерами. И мало того, что компания "Иида Групп Холдинг" начала продажу этих домов и готовится к строительству поселка, у нее большие планы на развитие деревопереработки на Дальнем Востоке, и она готова приобрести здесь участки для того, чтобы разместить производство малоэтажного деревянного домостроения и возобновлять лес.

Также во Владивостоке тоже начали внедрять "умные" светофоры. Реализуется и готовится к реализации концессионный проект по рыбному рынку, очень классный и красивый, как рынки, которые сейчас делают в Москве как точки притяжения. Владивостокский рыбный рынок станет современным, привлекательным местом досуга и гостей Владивостока, и самих горожан.

— То есть аналог Даниловского рынка, только рыбный? 

— Да, абсолютно верно. Очень интересный проект, и уже подписано соглашение с российским партнером, японской компанией, которая специализируется на этом, и коллеги сейчас уже структурируют совместную работу. И еще один важный такой глобальный проект, который реализуется, — это новый план, мастер-план Владивостока. Коллеги из Nikken Sekkei не делают генеральный план — это российская специфика, и сейчас идет трансформация мастер-плана в документы градостроительного планирования. Это концепция того, как должен развиваться город, и это огромные возможности для инвестиций, в том числе для девелоперов и транспортников.

— Есть ли у вас оценка объема инвестиций, которые Япония может вложить в российские проекты в урбанистике, в развитие городской среды, о которых вы сейчас сказали, и можем ли мы вести расчеты в национальных валютах?

— Наша задача в большей степени — привлечь компетенции. Кредитовать проекты готовы и наши российские финансовые институты. Вопрос компетенций — это привлечь те технологии, которые действительно дадут качественный рывок. Поэтому если по легкорельсовому транспорту я вам примерно назвал объем возможных инвестиций, то общий объем не стал бы называть. Потому что для нас принципиально важно тиражирование пилотных проектов, которые могут дать действительно взрывной эффект чуть позже. Ну а про расчеты — сегодня полемика была и на пленарном заседании, какие будут приняты решения высшим руководством нашей страны, странами-партнерами, так и будет реализовано.

— Международное сотрудничество ведется и на наднациональном уровне — вы сегодня рассказали, что в состав Экспертного совета по устойчивому развитию городской среды при Минстрое России вошла исполнительный директор Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) Маймунах Мохт Шариф. Как будет строиться работа с ней?

— Да, госпожа Шариф дала свое согласие — как раз перед моим отлетом во Владивосток пришло от нее официальное письмо. Я предложил ей войти в нашу рабочую группу по "умному" городу в июле на Политическом форуме высокого уровня в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, и вот мы получили соответствующий ответ. Для меня лично и для министерства это большая честь — по статусу госпожа Шариф является заместителем Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Естественно, будем обязательно сближать графики и, думаю, даже сделаем какое-то мероприятие, не просто заседание, а что-то вроде форума для того, чтобы она смогла на нем выступить. На таком мероприятии мы могли мировую повестку приложить на нашу российскую действительность, потому что цели устойчивого развития абсолютно применимы для нашей страны.

— Давайте от международной повестки перейдем к российской проблематике. Во Владивостоке во время форума очень тепло, но не везде в России так — отопительный период уже стартовал в ряде регионов. Как вы оцениваете готовность страны к прохождению осенне-зимнего периода и какие главные изменения мы увидим по сравнению с прошлым годом?

— Действительно, у нас в восьми регионах уже стартовал отопительный период. В среднем по стране, с учетом регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, уровень подготовки коммунальной сферы к зиме на 1 сентября превысил 90%. Это хороший показатель. А вообще прошлая зима закончилась позже обычного срока. Тем не менее темпы подготовки к новому отопительному периоду даже чуть выше прошлогодних. Хорошо работают субъекты Федерации и сами коммунальные компании.

Мы также следим за тем, чтобы не было никаких форс-мажоров с топливом, как, к сожалению, это случилось в прошлом году в Приморском крае, когда в пожарном порядке решали эту проблему с участием МЧС. Но у нас опасений по подготовке к отопительному периоду в этом году нет. Единственный момент — есть поручение правительства по поводу компенсации или дополнительной поддержки регионов в части компенсации разницы в цене топочного мазута, которая возникла в последние три месяца. Но это не влияет на подготовку к отопительному периоду, это скорее вопрос экономики предприятий. 

— Есть оценка, сколько понадобится средств на выравнивание цен на топочный мазут?

— Да. Чуть больше 16 млрд рублей. Эти расчеты предоставлялись в правительство, было проведено соответствующее совещание. Сейчас мы работаем с коллегами из Федеральной антимонопольной службы, чтобы они проверяли соответствующие закупочные цены, хотя все процедуры закупок достаточно легко проверяются. Но мы еще раз сейчас по поручению правительства проводим выверку с каждым регионом.

— По двухэтапному повышению тарифов на коммунальные услуги в 2019 году из-за индексации налога на добавленную стоимость у министерства уже есть позиция?

— Идет дискуссия. У нас есть четкая позиция, что, безусловно, рост НДС должен быть каким-либо образом компенсирован, и сейчас идет соответствующее обсуждение, в правительстве Российской Федерации рассматривается целый набор вариантов.

— Но это только коммунальные услуги. А жилищные — они ведь не регулируются на федеральном уровне?

— Мы не видим рисков роста жилищных услуг из-за роста НДС.

— Уже три месяца действует возможность заключить прямой договор на оплату коммунальных услуг между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями в обход управляющей компании. Есть ли у вас статистика, сколько таких договоров заключено?

— В ряде субъектов эта работа активно пошла: например, в Челябинской области, в Белгородской области. Есть регионы, где, к сожалению, ресурсники пытаются перейти на прямые договоры с потребителями, но со стороны местных властей делаются всяческие попытки для саботажа этой истории. Но итоги перехода мы будем подводить примерно к концу года. Напомню, что по закону основанием для перехода на прямые договоры является накопление двухмесячной задолженности, так что времени прошло еще мало. Но то, что процесс, очевидно, пошел, — это факт.

— Хотелось бы спросить о программе кадрового управленческого резерва. Что можете сказать об этой программе, насколько это эффективная система социальных лифтов?

— Я могу сказать, как участник этой программы, — я и мои однокурсники, мы воспринимаем ее очень позитивно по нескольким причинам. Первое — мы все равно в рамках своей текущей деятельности погружаемся прежде всего в те темы, которые ведем. Но отвлечение от текущей деятельности и погружение в мировые экономические, социальные, технологические, политические тренды — это, конечно, очень круто. Такое ощущение, что вы сидели в аквариуме, и тут вас выпустили в океан знаний. 

Второй момент — эта программа развивает навыки командной работы. А там все люди активные, амбициозные, и научиться между собой ладить, выполняя конкретную задачу, — это отдельный вызов, потому что у каждого своя позиция, каждый — человек самодостаточный. Навык коммуникации — умение слышать друг друга, договариваться — безусловно, очень полезен. И между прочим, этот навык нам позволяет сейчас гораздо более эффективно работать.

Мы все пришли на госслужбу, подавляющее большинство точно, для того, чтобы действительно приносить пользу родине. И эту пользу родине сейчас приносим эффективно каждый на своем участке, потому что  достаточно быстро с минимальным количеством бюрократических процедур мы вместе решаем вопросы. Мы можем спорить, дискутировать, но мы это делаем достаточно оперативно и комфортно друг для друга, даже если у нас есть разные точки зрения.

С точки зрения социального лифта — посмотрите, из тех резервистов уже порядка десяти человек стали губернаторами, многие наши коллеги шагнули на ступеньку наверх, и я, исходя из этого, делаю наблюдение, что это еще и, безусловно, социальный лифт.

Более того, честно скажу, посмотрев на это, посмотрев на то, насколько качественно, грамотно, грамотно с точки зрения подачи материала, с точки зрения спикеров, был организован процесс обучения, мы в своей отрасли запустили подобные программы. Например, сейчас идет программа обучения 100 архитекторов для российских городов. Мы отобрали на конкурсе ту сотню, которую тоже "прокачивают" — но уже в архитектурном смысле с учетом международной практики. Сейчас мы вместе с движением WorldSkills планируем запускать такую подготовку кадрового резерва в сфере городского хозяйства.

Источник информации:
ТАСС
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...