Семинары
Приглашенные спикеры
Демченко Оксана НиколаевнаОганисян Сурен АртуровичДовлатова Елена ВладимировнаЧернышов Леонид НиколаевичЛещенко Олеся АлексеевнаГиличинская Ольга ЛьвовнаГордеев Дмитрий ПавловичМакрушин Алексей ВячеславовичМихайлов Василий Васильевич
Работы и услуги
Журналы ЖКХ
Программа "МКД-расчет"
Литература ЖКХ
Акция до 01.11.2017
Акция до 31.10.2017
Комплект "Цена договора управления"
Цена: 16300 р.
По акции: 11780 р.
Акция до 31.10.2017
Комплект "Плата за управление 2017"
Цена: 6719 р.
По акции: 4200 р.
Акция до 31.10.2017
Акция до 09.11.2017
Комплект «ЗАРПЛАТА ОРГАНИЗАЦИЙ ТКО»
Цена: 17840 р.
По акции: 9000 р.
Программные продукты

Новости ЖКХ

02-08-2017

Муниципалитеты отстояли право на тепло

Верховный суд Верховный суд (ВС) вступился за муниципалитеты, признав, что передача объектов теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям (МУП) не нарушает законов. Это решение принципиально важно для местных властей — ведь до сих Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признавала подобную передачу имущества без проведения конкурса нарушением антимонопольного законодательства. Впрочем, ФАС и Минстрой подготовились к такому развитию событий. Ведомства сообщили “Ъ” о разработке законопроекта, ограничивающего случаи передачи объектов коммунальной инфраструктуры в безвозмездное пользование — но лишь на время и с условием дальнейшего проведения конкурсных процедур.

ВС вчера опубликовал полный текст решения по спору между администрацией города Петропавловск-Камчатский и управлением ФАС по Камчатскому краю. Разбирательство возникло из-за передачи местными властями объекта теплоснабжения в хозяйственное ведение МУПу. После проверки, инициированной компанией «Камчатскэнерго», УФАС пришло к выводу: передача имущества без конкурса дает МУПу преференции в доступе к объектам электро- и теплоснабжения. В связи с этим ведомство выдало предписание о возврате имущества властям.

Обжалование этого решения в судах первой и апелляционной инстанций не увенчалось успехом — ссылаясь на требования закона «О теплоснабжении», судьи пришли к выводу, что передача госимущества должна осуществляться по результатам конкурса или аукциона. В кассации же муниципалитету удалось отстоять свою позицию — Арбитражный суд Дальневосточного округа решил, что закрепление имущества в хозяйственном ведении МУПа является правом собственника и «не может быть признано противоречащим закону».

Рассмотрев жалобу УФАС и «Камчатскэнерго» по этому делу, судебная коллегия ВС по экономическим спорам пришла к выводу: закрепление государственного или муниципального имущества на праве хозведения не является преференцией. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса, собственник вправе передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имуществом. Кроме того, отмечает ВС, закон «О теплоснабжении», требуя передачи прав владения на государственные или муниципальные объекты теплоснабжения только по договорам аренды или концессионным соглашениям, «не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозведения». ВС подчеркивает, что законодательство «не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения» за ГУПами и МУПами.

Для многих муниципалитетов решение по этому делу является очень важным — подобные разбирательства не единичны (см. “Ъ-Online” от 14 июня). По мнению главы антимонопольной практики адвокатского бюро «Линия права» Алексея Костоварова, решение ВС вполне логично — оно разграничивает антимонопольный контроль и гражданско-правовые отношения. По его словам, эта тема «давно мучает рынок» — в частности, в сфере концессий. «ФАС пытается найти нарушения там, где их нет, и вмешивается в гражданско-правовые дела»,— говорит он.

Заместитель главы ФАС Виталий Королев сказал “Ъ”, что проблему следует решать на законодательном уровне — путем установления закрытого перечня случаев, когда можно на определенное время передать объект без проведения торгов с целью дальнейшего осуществления конкурентных процедур. По его словам, такие предложения уже направлены в Минстрой. Глава Минстроя Михаил Мень пояснил “Ъ”, что разработанные его ведомством поправки к законодательству «позволят однозначно определять случаи и правила передачи на условиях безвозмездного пользования объектов коммунальной инфраструктуры на определенный срок». Какими именно будут эти случаи, в ФАС и Минстрое пока не сообщают.

Напомним, федеральные власти уже давно борются с неэффективными ГУПами и МУПами. Так, Минстрой намерен к 2020 году передать в концессию 80% таких предприятий (см. “Ъ” от 6 февраля). Для ускорения процесса, напоминает господин Мень, с этого года появилась возможность передачи в концессию предприятий с долгами и незарегистрированной собственностью. Сейчас заключено 1676 концессионных соглашений в сфере ЖКХ на 210 млрд руб. По состоянию на 1 июля, подчеркивает министр, около 600 неэффективных унитарных предприятий включены в график передачи в концессию. Всего, отметим, в РФ действуют около 4 тыс. унитарных предприятий.

Источник информации: Коммерсантъ.ru
КОММЕНТАРИИ
Ольга
Сообщений: 154
Рейтинг: 724
03.08.2017 9:32
Нравится: 5
Не нравится: 0

А у нас в Ульяновской области не возникало проблем с передачей муниципального имущества в хозведение МУПам. Есть другая проблема: МУПы в большинстве своём при действующих тарифах и без поддержки бюджета ничего не вкладывают в развитие объектов теплоснабжения. Муниципальные бюджеты - просто дырка от бублика, им нечем помочь своим МУПам. В результате - износ растёт, амортизацию съедают текущие расходы. Всё плохо. Наш Минстрой усиленно продавливает концессию. Но на сегодня по области в сфере теплоснабжения не заключено ни одного концессионного соглашения. Причин множество. Одна из них: в сельской местности РСО по теплоснабжению сейчас в большинстве своём работают на УСНО и НДС не уплачивают. После передачи объектов в концессию РСО обязаны будут платить НДС. Тарифы на тепло при этом сверх индекса не вырастут. Посчитав убытки, которые бюджет не может (и не хочет, конечно) компенсировать, никто у нас на концессию не соглашается. Интересно, а в других регионах как с этим обстоит?

 
Игорь Н
Сообщений: 87
Рейтинг: 449
04.08.2017 15:35
Нравится: 4
Не нравится: 0

Ольга, думаю, что проблемы везде в среднем схожи: имущество не оформлено должным образом, износ близок к 80 %, источников возврата инвестиций нет. Давно обсуждаем концессию в сфере теплоснабжения, как результат - финансовые модели с учетом только тарифных возможностей убыточны. В бюджетах денег нет на это. В теплоснабжении в рамках концессионных соглашений в основном модернизируют источники (можно сравнительно без проблем оформить землю и эффектно, к выборам, показать новый к.п.д), сетями как правило занимаются по минимуму, потому что затраты там солидные, а впихнуть в тариф некуда. В итоге - проблема эффективности теплоснабжения в комплексе не решается.

 
© 2015 Центр муниципальной экономики
Наш адрес: г. Москва, ул. Кондратюка, д.3, Офисный центр (м. ВДНХ, м.Алексеевская)
(495)133-1947 РосТехСертификация   e-mail: office@cnis.ru
Вопросы и предложения по сайту: fadeev@cnis.ru
Закрытие окна