Новости ЖКХ

19-05-2017

На парламентских слушаниях в Госдуме обсудили корректировку нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами

Госдума 18 мая Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды провел парламентские слушания «Территориальные схемы обращения с отходами: первый опыт регионов и необходимые корректировки нормативно-правовой базы». В обсуждении приняли участие представители региональных исполнительных и законодательных органов власти, федеральных профильных министерств, эксперты научно-исследовательских организаций, представители отраслевого профессионального сообщества. где обсуждалась актуальная для всех регионов страны тема – территориальные схемы обращения с отходами, первый опыт регионов по реформированию отрасли. Вела слушания Ольга Тимофеева.

Представители региональных органов власти и муниципалитетов рассказали, какими на деле оказались первые шаги реформы, что необходимо срочно менять, чтобы цель реформы была действительно достигнута. Проблем выявлено много.

Открывая слушания, заместитель Председателя Государственной Думы Петр Толстой подчеркнул актуальность обсуждаемой темы: «Проблема отходов сегодня остро стоит во всех, без исключения, регионах страны. И в столице, и в глубинке, и даже в малонаселенной Арктической зоне. Работая в своем избирательном округе, я постоянно сталкиваюсь с этой темой. Людей волнует экологическая ситуация - несанкционированные свалки, загрязнение мусором рек и лесопарковых зон. Их волнует также экономическая сторона вопроса. С 2019 года будет введен новый коммунальный тариф на вывоз и утилизацию мусора. Каким он будет?»

Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева отметила: «Мы видим, что реформа пробуксовывает. Пилотных территорий, которые уже запустились, единицы: Ивановская область, Астраханская область, Краснодарский край. Очень много проблем. Сейчас нам важно услышать мнение регионов, как донастроить механизм реформы. Надо исправлять допущенные ошибки, иначе и через два года в этой сфере ничего не поменяется. Мы можем внести поправки достаточно оперативно. Три месяца назад Госдумой был принят в первом чтении законопроект, устраняющий излишнюю монополизацию в работе с отходами. Сейчас мы готовы через поправки к этому законопроекту внести дополнительные корректировки».

По её словам, «главная проблема - у реформы нет единого координационного центра. Сейчас сразу три федеральных министерства: Минприроды, Минстрой и Минпромторг -  готовят свои поправки к закону «Об отходах производства и потребления». А поправки в закон действительно нужны. Сейчас, например, законодательно не урегулирована процедура общественного обсуждения территориальных схем обращения с отходами. В большинстве регионов при составлении схем с населением не советовались. «Нет ясности, как обновлять терсхему. Непонятен и статус этого документа. Сейчас территориальные схемы являются документом необязательным к исполнению, - заявила Ольга Тимофеева. - Нет никаких гарантий, что реальная ситуация будет развиваться по утвержденной схеме. Фактически они носят рекомендательный характер. На наш взгляд, настольная карта реформы не должна иметь такой статус».

«Комитет постоянно мониторит ситуацию», - сообщил заместитель председателя Комитет по экологии и охране окружающей среды, возглавляющий рабочую группу по обращению с отходами, Владимир Панов. - «Территориальная схема обращения с отходами – это фундамент, на котором будет выстраиваться все здание. Строительным материалом являются федеральное законодательство, подзаконные акты и совокупность организационных и информационных ресурсов субъектов Федерации. К сожалению, - анализ показал, что у терсхем очень много недостатков. Они сформированы не в соответствии с методическими рекомендациями, появившимися позже, поэтому их данные, как минимум, некорректны. Нет должного контроля за целевыми показателями, заложенными в терсхемы. Фактически регионы сами себя контролируют, но должна быть федеральная политика». В.Панов также высказал мнение, что «в терсхемах должны быть отражены разные потоки: отходы с «нулевой стоимостью» и отходы с «положительной стоимостью», то есть те, которые можно пустить в переработку, содержащие полезные фракции».

Выступавшие представители регионов также сосредоточились на проблемах.

Александр Захарченко, глава Петровского муниципального района Ставропольского края, поднял вопрос о полномочиях муниципальных образований в новой модели обращения с отходами: «Закон предусматривает, что муниципалитеты участвуют в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Но это очень размытая формулировка, которую, надо уточнять». Кроме того, по его словам, совершенно не урегулирован вопрос с отходами, не относящимися к твердым коммунальным. Это отходы животноводства, спил деревьев и прочее. Данная тема затрагивалась во многих выступлениях, ее решение актуально не только для сельскохозяйственного Ставрополья.

Представитель Правительства Московской области Павел Кириллов поднял вопрос, который область еще с прошлого года пытается решить, как сделать терсхему обязательной для исполнения всеми операторами, юридическими и физическими лицами. Озвучив ряд предложений по корректировке законодательства, он заявил, что «возникают риски бойкотирования терсхемы операторами по обращению с отходами, по крайней мере, в Московском регионе с этим уже столкнулись».

Заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Кирилл Пащенко говорил в целом о проблемах городов федерального значения, в которых захоранивать отходы запрещает закон, отходы вывозятся за их пределы. И в таком случае требуется координация территориальных схем двух, а иногда и нескольких субъектов Федерации.

На слушаниях выступили представители действующих компаний, давно работающих с отходами и вновь избранных региональных операторов, а также Торгово-промышленной палаты России. Многие докладчики затронули вопрос тарифов. Первый опыт показал: за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая вменяется региональному оператору, тариф может вырасти примерно на 20%. Плюс налог на добавленную стоимость – 18%. Ранее операторы работали по упрощенной системе налогообложения, новые региональные операторы такой возможности лишены. Итого получается существенный рост, который, как признали участники слушаний, сейчас удается сдержать только политическими решениями.

Представители федеральных исполнительных органов власти и Генеральной прокуратуры, выступавшие позже, имели возможность анализировать и давать ответы по наиболее острым вопросам дискуссии. Говоря о тарифах, представитель Минприроды Ольга Тагилова обнадежила, заявив, что «ведомство готовит для регоператоров решение о снижении в 10 раз действующих ставок за негативное воздействие на окружающую среду при работе с отходами, а это снизит давление на тариф».

Все прозвучавшие предложения будут обобщены. Комитет по экологии и охране окружающей среды подготовит рекомендации парламентских слушаний. Главным итогом должно стать внесение поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Напомним, реформа в сфере обращения с отходами, предусмотренная Федеральным законом №458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» на январь 2017 года, из-за ряда причин, в том числе неготовности регионов, была перенесена до 2019 года. В переходный период депутаты взяли под парламентский контроль ситуацию в регионах.

КОММЕНТАРИИ
© 2015 Центр муниципальной экономики
Наш адрес: г. Москва, ул. Кондратюка, д.3, Офисный центр (м. ВДНХ, м.Алексеевская)
(495)133-1947 РосТехСертификация   e-mail: office@cnis.ru
Вопросы и предложения по сайту: fadeev@cnis.ru
Закрытие окна