loading...
Журналы ЖКХ
Работы и услуги

Новости ЖКХ

25-11-2021

Перестройка ЖКХ возможна только на базе экономических и социально-трудовых отраслевых аспектов

Источник информации: Пресс-служба журнала «ЖКХэксперт: экономика и право»

kochegarov В ноябрьском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право», посвященном теме оплаты труда, ОТС и социального партнерства, центральное место занимает опубликованное в разделе «Живой разговор» интервью с Президентом Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), членом правления Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП); членом комиссии РСПП по ЖКХ; членом комитета ТПП Российской Федерации по предпринимательству в жилищной и коммунальной сфере Анатолием Дмитриевичем Кочегаровым «Перестройка ЖКХ возможна только на базе экономических и социально-трудовых отраслевых аспектов».

  Ниже мы приводим несколько ответов А.Д. Кочегарова на вопросы главного редактора журнала Вероники Анатольевны Межецкой.

Анатолий Дмитриевич, про социальное партнерство можете нашим читателям пояснить? Что это такое, для чего оно и, главное, к чему может привести его развитие?

К сожалению, многие специалисты отрасли не понимают иерархическую модель должных уровней социального партнёрства, которую можно представить следующим образом.

ОООР ЖКК, являясь членом Российского союза промышленников и предпринимателей, на федеральном уровне социального партнёрства совместно с Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее – Профсоюз) участвует в реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы. Рабочим органом по реализации Генерального соглашения, в соответствии с Федеральным законом, является Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК). Согласно Указу Президента Российской Федерации, РТК возглавляет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Голикова Т.А.

Деятельность РТК осуществляется на основе полугодовых планов её работы. На нашем интернет-портале публикуется информация о планах работы РТК и инициативах ОООР ЖКК по рассмотрению и принятию решений по актуальным отраслевым социально-трудовым и экономическим вопросам деятельности организаций ЖКХ.

На региональном уровне социального партнёрства в сфере ЖКХ — самый настоящий вакуум из-отсутствия должной иерархии социальных партнёров, а именно, отсутствия необходимой сети региональных отраслевых объединений работодателей ЖКХ в качестве партнёров региональных организаций Профсоюза. При этом в субъектах Российской Федерации осуществляют деятельность региональные Комиссии по регулированию социально-трудовых и экономических отношений, в работе которых интересы отрасли никто не представляет.

 Безусловно, нас беспокоят факты, что организации ЖКХ членство в ОООР ЖКК воспринимают как досадное обременение. В силу узкого мышления и отсутствия комплексного подхода бизнес зачастую не видит реальной пользы от социального партнёрства. В контексте этого наши инициативы по развитию системы ОССП рассматриваются работодателями как навязывание ненужных услуг. На локальном уровне социального партнёрства также усиливается сопротивление созданию профсоюзных организаций или даже их ликвидация.

Социальное партнерство в сфере труда применительно к ЖКХ нацелено на выстраивание сбалансированных отношений между органами публичной власти, потребителями ЖКУ и организациями ЖКХ (работодателями и работниками) в целях обеспечения стабильности, надежности предоставления ЖКУ, кадровой обеспеченности отрасли, повышения уровня оплаты труда и его производительности. Действенное функционирование ОССП является базовым элементом стимулирования всестороннего развития отрасли ЖКХ.

ОООР ЖКК часто приходится ставить перед представителями органов власти вопрос, когда работники сферы ЖКХ будут получать достойную заработную плату, сопоставимую с доходами работников других отраслей экономики? Есть ли надежда у работников ЖКХ дождаться таких изменений в ближайшем будущем, учитывая, что по данным Росстата в июле 2021 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерациисоставила 55170 руб., а в организациях водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации отходов на 28,5% меньше (39394 руб.)?

Я думаю, что у нас в этом вопросе нет продуманной и слаженной работы с Профсоюзом. Региональные организации Профсоюза достаточно вольно трактуют исполнение норм действующего законодательства в сфере труда, создают условия сокрытия возможностей увеличения расходов на персонал, заработной платы работникам, исходя из параметров ФОТС. Как результат, можно привести ряд примеров в субъектах Российской Федерации (Ростовская область, Республика Крым и другие), в которых приняты региональные отраслевые соглашения, ущемляющие социально-трудовые условия работников относительно ФОТС. Такие факты можно квалифицировать как грубые нарушения действующего законодательства в сфере труда.   

Работа ведется, тем не менее она постоянно натыкается на псевдорегулирование со стороны органов власти, одновременно призывающей к рыночным отношениям. И для РСО, где цена регулируется посредством ГТР, и для УО, где цена зависит от уровня муниципальных ставок, расходы на персонал должны формироваться на базе ФОТС, что является механизмом повышения уровня оплаты труда в отрасли. ОООР ЖКК и Профсоюз постоянно поднимают вопрос о низких заработных платах в отрасли при общении со всеми органами публичной власти, сфера деятельности которых затрагивает ЖКХ.

Анатолий Дмитриевич, у нас в отрасли по-прежнему действуют два ОТС, не считая соглашение лифтовиков. И до сих пор идет непонимание, в том числе отраслевыми организациями, органами регулирования и даже судами, какое ОТС нужно применять и кому? Можете прояснить эту неясность?

ФОТС – отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ, подписанное ОООР ЖКК и Профсоюзом, распространено на всю сферу ЖКХ письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835 (далее – Предложение Минтруда России). Исключение представляют порядка 200 организаций, направивших письменные отказы в Минтруд России в период с 17 февраля по 19 марта 2017 года.

Другое ОТС действует только в отношении членской базы ОООР «Союз коммунальных предприятий».

Поэтому ОТС, подписанное ОООР ЖКК и Профсоюзом, распространённое по Предложению Минтруда России на сферу ЖКХ, приобрело статус «федеральное» и имеет приоритет в части применения в ОССП.

Не понятно. Что значит «для организаций, которые не представляли отказ в указанные сроки на Предложение Минтруда России»? И по ФОТС, и по другому ОТС - аналогичная формулировка. Но ведь два ОТС не могут распространяться на одни и те же организации?

ОТС ОООР СКП не имеет статуса «федеральное».

В прошлом интервью Вы сказали о том, что федеральное ОТС носит обязательный характер для исполнения. Но здесь существует большое непонимание, особенно со стороны управляющих организаций. Если ресурсоснабжающие организации с помощью федерального ОТС уже начинают повсеместно отстаивать свои позиции, и мы много внимания уделяем этой теме на страницах нашего журнала, то управляющие организации говорят «мы не можем ОТС применять, так как не можем убедить собственников поднять плату».

Да, эта ситуация однозначно основана на конфликте интересов, и заставить собственников учитывать ФОТС при утверждении сметы УО можно лишь на основе внедрения модели сбалансированных отношений с применением адресного ценообразования, которое учитывало бы соответствующие обоснованные ФОТС расходы на персонал. Здесь я имею в виду Концепцию построения модели сбалансированных жилищных отношений при управлении многоквартирными домами, о которой я уже сказал.

На мой взгляд, здесь имеет место и банальная вещь: если руководитель не знает предмета ведения ФОТС, не владеет механизмами его применения, точнее говоря, абсолютно «не подкован», возникает вопрос, как он сможет отстоять в дискуссии с собственниками помещений необходимые расходы?

 

Помимо этого А.Д. Кочегаров ответил на вопросы о переменах, которых удалось добиться ОООР ЖКК в ситуации с системой социального партнерства в ЖКХ, с развитием социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; о результатах совершенствования нормативно-правовой базы в сфере ЖКХ; удалось ли ресурсоснабжающим организациям влиться на обязательной основе в систему социального партнёрства в сфере ЖКХ; насколько успешно складывается взаимодействие ОООР ЖКК с органами публичной власти; что не устраивает ОООР ЖКК в подготовленном проекте Федерального закона «О государственном регулировании цен (тарифов)»; как организации ЖКХ применяли заложенные  в ОТС защитные механизмы для обеспечения достойной заработной платы работников; должна ли независимая оценка квалификации стать обязательной в жилищно-коммунальной сфере?

У Вас есть возможность ознакомиться с интервью А.Д. Кочегарова в полном объеме. Для этого достаточно приобрести ноябрьский номер журнала, позвонив в редакцию по телефону: 8- (495) 133-19-47, написав нам по электронной почте gkhexpert@cnis.ru или выписав счет на сайте CNIS.RU (подписавшись на полугодие этого года).

Также хотим сообщить, что уже стартовала подписка на 2022 год!

Оформив подписку на журнал на 2022 год, вы обеспечите себя новой и профессиональной информацией, которая позволит принимать правильные решения в практической деятельности, понимать тенденции и перспективы развития жилищно-коммунальной сферы.  

КОММЕНТАРИИ
Закрытие окна