Формирование фонда оплаты труда по регулируемой и нерегулируемой деятельности

Формирование фонда оплаты труда по регулируемой и нерегулируемой деятельности

Вебинар на эту тему проведен 8 сентября 2021 года научно-исследовательским Центром муниципальной экономики (ЦНИС), исполняющим согласно приказу Госстроя России от 25.05.1999 № 130а функции Федерального центра по ценовой и тарифной политике в ЖКХ Российской Федерации, основным разработчиком отраслевой базы норм и нормативов, «Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства», утвержденных приказом Госстроя России от 31.03.1999 № 81, при участии: Федеральной антимонопольной службы, а также сторон Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ - Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК) и Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения.
Выбор темы вебинара обусловлен негативной ситуацией с оплатой труда на предприятиях сферы ЖКХ, где неуклонно растет дефицит профессионалов отрасли из-за мизерных зарплат: уровень оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства в целом ниже средних показателей по субъектам Российской Федерации на 40-70 % в зависимости от региона. Низкий уровень заработной платы работников организаций не соответствует той ответственности, которую они несут сейчас за управление сложными объектами жизнеобеспечения граждан. 
На этом фоне усилился негативный для работодателей «тренд» - работники организаций подают коллективные иски в суд, требуя полной выплаты заработной платы в соответствии с Федеральным Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ (ФОТС). Но что делать организации, если орган регулирования «срезает» статью «заработная плата»? Как «защитить» экономически обоснованные расходы по оплате труда при регулируемой деятельности? Когда ФОТС обязателен для применения и для каких организаций? Как обосновать ФОТ по нерегулируемой деятельности? Какой должна быть современная модель оплаты труда в организациях ЖКХ?
Поиску ответов на эти и ряд других вопросов, а также решению проблем оплаты труда работников организаций ЖКХ, причем не только выполняющих регулируемые виды деятельности (ресурсоснабжающие организации тепло-, водо -, электроснабжения и обращения с ТКО), но и для организаций, выполняющих нерегулируемые виды деятельности – управляющих организаций, организаций, занятых благоустройством и дорожным хозяйством, ритуальным обслуживанием и прочими видами деятельности в сфере ЖКХ, был посвящен состоявшийся вебинар.
В вебинаре приняли участие представители региональных организаций профсоюза жизнеобеспечения, ресурсоснабжающих и управляющих организаций из 29 регионов Российской Федерации.
Открыл вебинар генеральный директор ЗАО "Центр муниципальной экономики и права", главный редактор журнала "Цены и тарифы в ЖКХ", член Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса Совета Федерации, член Экспертного Совета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству,  заместитель руководителя Комитета по предпринимательству в жилищной и коммунальной сфере Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, член Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ Хмельников Борис Вадимович, осветивший актуальность заявленной темы вебинара.
 
Тон обсуждению задала начальник отдела рассмотрения жалоб досудебного урегулирования тарифных споров разногласий в сфере ЖКХ и железнодорожных перевозок Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Потапова Виктория Сергеевна, выступление которой было посвящено формированию фонда оплаты труда в регулируемых сферах деятельности, основным подходам, правоприменительной практике при формировании ФОТ в рамках рассмотрения досудебных споров (разногласий) и проведения контрольно-надзорных мероприятий. Подробно были рассмотрены разногласия, возникающие по статье «Фонд оплаты труда», в том числе по численности персонала, расчету средней заработной платы, а также типовые ошибки регулируемых организаций при обосновании статьи «Расходы на оплату труда». Особый интерес вызвали примеры из практики рассмотрения досудебных споров (разногласий). Также Виктория Сергеевна рассказала о ходе работы над федеральным законом «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».
В заключении своего выступления Виктория Сергеевна заверила слушателей вебинара, что ФАС России ведет работу по изменениям законодательства и принимает любые экспертные предложения, старается услышать все уязвимые моменты и открыта к диалогу.
 
«Я много лет работаю в отрасли, но то, что сейчас Виктория Сергеевна рассказала – это блестящий доклад», живо отозвался на выступление специалиста ФАС России Александр Дмитриевич Василевский, Председатель Профсоюза работников сферы жизнеобеспечения. «Во-первых, она влюблена в отрасль, уважает людей, работающих в отрасли, ФАС меняется на глазах… Сейчас вся России Вас слушает и очень редко так бывает, что профсоюзы в моем лице хотят сказать ФАС спасибо, но я Вашему новому руководству напишу благодарность. И сегодня мы выходим совершенно на другие рубежи и сделаем все, чтобы отрасль не развалить. И это сотрудничество может привести нас к тому, что люди, которые будут работать в отраслях жизнеобеспечения, с гордостью будут говорить, что я работаю в сфере ЖКХ. Здесь роль и значение ФАС возрастает». Александр Дмитриевич рассказал участникам вебинара о действующей в сфере жизнеобеспечения системе социального партнерства, о влиянии Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве на заработную плату и уровень квалификации работников ЖКХ, а также о проблемах реализации ОТС. Говоря о недопустимо низком уровне заработной платы в сфере ЖКХ, он, в частности, отметил, что в ряде субъектов РФ тарифные ставки рабочих первого разряда составляют от 40 до 80% от установленных в Отраслевом тарифном соглашении.
Руководитель отраслевого профсоюза обратился к представителю антимонопольного ведомства с вопросами, касающимися низкого уровня заработной платы в организациях ЖКХ, об оценке эффективности концессионных соглашений и других острых проблем в отрасли, от решения которых зависит успешная и эффективная деятельность организаций ЖКХ, рост профессионализма и сокращение текучести кадров, а также развитие социально-трудовых отношений. 
 
Как «защитить» расходы по оплате труда при регулируемой и нерегулируемой деятельности, рассказал Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК) Кочегаров Анатолий Дмитриевич, который начал с благодарности участнику вебинара Анне Леонидовне Носиковой, директору по экономике и финансам ООО «Водоканал» г. Новокузнецк за то, что она в своем письме в адрес  члена Правления Общероссийского объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ООOР ЖКК), Председатель Комитета ОООР ЖКК по кадровому обеспечению и регулированию социально-трудовых отношений Межецкой Вероники Анатольевны указала на общую проблему ресурсоснабжающих организаций – низкий уровень заработной платы из-за тарифных ограничений. В своем выступлении Анатолий Дмитриевич рассмотрел проблемы неприменения организациями жилищно-коммунальной сферы Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и их решение, сообщил о готовности Методических основ по расходам на персонал, разработанных совместно ЦНИС и ОООР ЖКХ, рассказал о том, что в них заложено и как они могут повлиять на работу организаций ЖКХ. Президент ОООР ЖКХ рассказал о практике объединения по отстаиванию интересов своих членов – организаций ЖКХ, привел в пример положительное для АО «Теплоэнерго» решение Верховного суда, в результате которого среднемесячная зарплата работников предприятия выросла на 153% (до 42200 рублей) и теперь соответствует Федеральному  ОТС ЖКХ, ведь деятельность ОООР ЖКК направлена на то, чтобы расходы на персонал были защищённой статьёй при любых методах тарифного регулирования. В заключение Анатолий Дмитриевич остановился на проверке системы оплаты труда на соответствие ОТС, объяснив, почему это важно и предложил участникам вебинара объединяться и отстаивать свои экономические интересы и социально-трудовые права работников на платформе действующего Федерального ОТС ЖКХ.
 
Ответы на целый комплекс вопросов, связанных с оплатой труда, в том числе каковы современные модели оплаты труда на предприятиях, грейдирование – это тарифная или бестарифная система и можно ли ее использовать, как правильно установить тарифную сетку и тарифные коэффициенты и правильно закрепить, стимулирующие доплаты и надбавки, как грамотно определить показатели (факторы) по премированию работников организации, как провести тарификацию работ (отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда работников), как формировать фонд оплаты труда в нерегулируемых сферах деятельности, об отраслевой системе норм и нормативов, разработанной ЦНИС, дал в своем выступлении генеральный директор ЗАО "Центр муниципальной экономики и права" Хмельников Борис Вадимович
 
Завершила рассмотрение проблемных вопросов оплаты труда на вебинаре заместитель генерального директора Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики и право", главный редактор журнала "ЖКХэксперт: экономика и право» Межецкая Вероника Анатольевна. Ее выступление было посвящено созданию эффективной системы оплаты труда на отраслевых предприятиях, и она подробно остановилась на механизмах решения проблем при формировании фонда платы труда  с учетом обширной практики выполненных ЦНИС работ по определению нормативной численности, построению оптимальных систем заработной платы и тарификации по условиям Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Внимание слушателей было обращено на финансовые риски организаций ЖКХ при неприменении минимальной тарифной ставки, нарушении отдельных норм ОТС ЖКХ, а также возможности на основе применения Федерального ОТС ЖКХ улучшить условия оплаты труда работников в организациях ЖКХ при переходе на профессиональные стандарты. Были даны ответы на вопросы: как применять на практике условия оплаты труда в соответствии с ОТС; зачем переходить на профстандарты, если они не обязательны; как переходить на профстандарты, если они не все разработаны; почему нужно проводить независимую оценку квалификации и что она дает; почему нормативная численность является эталонными затратами трудовых ресурсов; что такое оптимальная численность работников; какие современные нормы труда можно применять, чтобы орган регулирования принял тарифную заявку.
В завершение Вебинара выступающие и участники пришли к единому мнению о необходимости сформировать итоговую Резолюцию, в которой будут изложены проблемы отрасли, волнующие все стороны отраслевого социального партнерства и профессионального сообщества, и предложения по их решению. 
ВА  
 
В ходе вебинара его участники получили ответы на все возникшие у них вопросы по обсуждавшейся тематике, которые будут опубликованы в 10 номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право»
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Борисов, НП ОСТР КО
13 сентября 2021 г., 11:32
Рейтинг: 178
Сообщений: 55
Нравится: 4
Нe нравится: 6

Я не вижу перспективы повышения заработной платы в ЖКХ, как это видят и предлагают специалисты...
Повышение з/п нужно в отрасли! - факт! Но простое повышение з/п которое ведёт к повышению тарифов в стране, где миллионы людей живут за чертой бедности... это не реально! и вредно.
Какой выход? Выход вижу один - повышать производительность труда в отрасли. А для это отрасли нужны эффективные управленцы, которых сегодня просто нет! От слова: СОВСЕМ! Есть директора тепловики.... есть директора - юристы, танкисты, артиллерийсты (бывшие военные), милиционеры и даже экономисты. Есть все! Но нет квалифицированных УПРАВЛЕНЦЕВ! Согласитесь глупо звучит: операцию больному делает не хирург, а стоматолог... медик же... он хоть медицинское образование имеет, в ЖКХ и музыкант может управлять предприятием... отсюда все высокие затраты,... Разве пойдёт квалифицированный управленец работать в ЖКХ на зарплату пускай и в 100-150 тыс.рублей? юрист пойдёт, а управленец - нет! Начинающий или посредственный управленец возможно и пойдёт в ЖКХ, но не опытный... Какие инструменты повышения производительности труда знает теплотехник? да ни каких, он умеет наладить работу теплосети... он может и должен быть членом команды, но под управлением управленца! Нужно повышать производительность труда в ЖКХ, ЖКХ нужны эффективные управленцы. А ОТС управленцу в помощь и как цель!

Борис, Центр муниципальной экономики, Москва (Профи)
14 сентября 2021 г., 14:21
Рейтинг: 5697
Сообщений: 579
Нравится: 7
Нe нравится: 0

Я не вижу перспективы повышения заработной платы в ЖКХ, как это видят и предлагают специалисты...
Интересная ситуация, Валерий Алексеевич, не участвуя в мероприятии, лишь на основе пост-релиза Вы делаете такой вывод?
А как ,по- Вашему, должна повышаться заработная плата работников, для которых размер ее ниже минимального размера оплаты труда или не дотягивает до минимальных параметров Отраслевого тарифного соглашения и работники вынуждены судиться с работодателями?
Кого Вы называете управленцем, интересно? Судя из Вашего комментария это только руководители предприятия, их заместители, руководители подразделений, поскольку остальные категории Вы поименовали. Не удивлю Вас ,наверное, что многие из них даже не имеют зарплату в тех размерах, о которых Вы написали и следовательно, по-Вашему, они не квалифицированные специалисты??? Думаю, что многим уважаемым мной коллегам это даже обидно слышать.
Во время мероприятия. на котором обсуждались эти проблемы, как раз и рассматривали вопрос, как сделать так, чтобы в отрасли была достойная зарплата и в ней было престижно работать.
Что касается производительности труда, посмотрите методологию ее измерения (приказ Минэкономразвития России от 28.12.2018 г. № 748(п.11)).
В основе расчета производительности и лежит сумма расходов на оплату труда работников!
Ну, а уж про влияние оплаты труда на тарифы регулируемых организаций ... Это для меня за пределами разумного...
Вы представляете себе любого работника, например, нефтяной компании, которому повышают зарплату, а он при этом думает, как вырастет от этого стоимость бензина?
Самое главное, чтобы у работников нашей сферы была достойная зарплата для удовлетворения потребностей, как это было, например, в 1940 году.

Борисов, НП ОСТР КО
15 сентября 2021 г., 8:16
Рейтинг: 178
Сообщений: 55
Нравится: 2
Нe нравится: 1

Посредственность (часто родственники в руководителях а не эффективные управленцы) и безынициативность (по ушам надают в миг...) - это то, что сопровождает монополию. Зачем монополии умный, когда есть тариф и по нему эта монополия получит своё, от слова ВСЕГДА!, ЕЖЕМЕСЯЧНО И В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ, что не заплатят добровольно, заплатят по суду.
Я далёк от того, что чиновник (как бы собственник МУП) может сформулировать и поставить задачи перед руководителем МУП, достижение которых будет направлено на снижение затрат в МУПе и повышение з/п. Согласитесь, задачи у монополии разные в отличии от предприятия, находящегося в рыночных условиях.
Даже всем ненавистные УК - и те создали в сфере управления МКД рыночные условия! Как только УК выйдет к жителям с предложением повысить "тариф", жители часто выбирают другую УК, которая предлагает "тариф" меньше.
У РСО, к сожалению, условия и задачи другие, они МОНОПОЛИИ.
Вопросы и условия повышения уровня з/п в УК и в РСО - разные, от слова - совсем!

Борисов, НП ОСТР КО
15 сентября 2021 г., 9:43
Рейтинг: 178
Сообщений: 55
Нравится: 1
Нe нравится: 0

Кого я считаю управленцем? Как сказал А. Кончаловский, гений это тот кто имеет соответствующую квалификацию (обучен), хорошо знает своё дело (имеет навыки) и главное - имеет талант!
У руководства Союза писателей как то спросили: Зачем вам в Союзе писателей иметь 1500 членов писателей, когда пишут талантливо только несколько человек... ответ прост, для того, чтобы несколько человек талантливо писали, нужно иметь в составе Союза писателей 1500 посредственных членов...
Согласитесь Борис Вадимович, талантливых, обученных управленцев - единицы в каждом регионе... Талантливые теплотехники тоже единицы, но парадокс заключается в том, как только ты стал признанным талантливым теплотехником, такого талантливого теплотехника часто пытаются поставить руководителем предприятия! Согласитесь, можно быть талантливым теплотехником, но это не означает, что он будет талантливым руководителем предприятия, будет принимать эффективные кадровые, управленческие, экономические, технологические решения...
Я сам читаю лекции в университете в магистратуре по специальности "Менеджмент в ЖКХ", по отдельному направлению "Техническое регулирование в ЖКХ", хочу сказать, у нас нет выдающихся преподавателей чтобы готовить высококвалифицированных управленцев! Возможно у нас не плохо готовят юристов, экономистов, теплотехников, как говорится Слава Богу! (хотя и здесь и Вы и многие другие, скажут - у нас сегодня плохо готовят не только управленцев, но и врачей , и преподавателей, и тех же теплотехников, выезжаем на старой школе, чему и кого учили раньше, но гении всегда и во всех профессиях всё таки есть!)
Но эффективных управленцев - не готовят! Не учат! Для этого талантливых преподавателей - нет, На такую з/п талант не пойдёт преподавать. Вы должны со мной согласиться, есть Филимонов С.Л., который профессионально преподаёт и готовит КЛАССНЫХ специалистов для ЖКХ, возможно он, в его московском университете, готовит таких эффективных управленцев... я в это верю... но и то, для руководителей УК, но не для РСО! Вы должны понимать и видеть разницу.
Уверен, гениальных руководителей крайне мало, но есть руководители, которые понемногу но улучшаю работу... снижают и оптимизируют затраты и потери... хоть чуть чуть, но повышают производительность труда и повышают заработную плату.
Нам в ЖКХ не до жиру... нужно учиться хотя бы на маленьких, но положительных примерах... Нам такие примеры нужно находить и продвигать! Но для этого мы должны поставить такие цели, их даже ни кто не поставил для отрасли.
Чибис А.В. прописал в положениях о тарифообразовании модное слово "эффективность" а дальше дело не пошло...
Будучи членом Экспертного Совета при Службе по тарифам Калининградской области, я говорил в рамках эффективного управления предприятием: Руководитель РСО принёс документы экономически обоснованного повышения тарифа на 3,4%, но просит Службу повысить тариф только на 2%, потому как 1,4 % он компенсировал за счёт снижения потерь, затрат и повышения производительности труда... Для меня это эффективный управленец!
Сегодня, Вы меня поправьте, действует затратный метод формирования тарифа на услуги (продукцию) РСО, а для этого эффективные управленцы не нужны, нужны руководители, которые сумеют организовать работу своих служб так, чтобы представить в Службу по тарифам документы обосновывающие повышение затрат на предприятии и повышение тарифа. Возможно я ошибаюсь... и излишне эмоционален... но по моему мнению, это общая картина тарифообразования в РФ которая не способствует появлению в отрасли эффективных управленцев РСО (про эффективное управление в УК другие вопросы, инструменты и оценки).
Поэтому повторю, чтобы повысить з/п работникам РСО, нужно менять нормативную базу тарифообразования, ставить новые цели и задачи в отрасли а для их достижения, нужно готовить эффективных управленцев и учиться формировать команды единомышленников но не родственников и знакомых.

Борис, Центр муниципальной экономики, Москва (Профи)
15 сентября 2021 г., 15:53
Рейтинг: 5697
Сообщений: 579
Нравится: 4
Нe нравится: 0

Но эффективных управленцев - не готовят! Не учат! Для этого талантливых преподавателей - нет, На такую з/п талант не пойдёт преподавать.
Не могу не заступиться за родную кафедру родного для меня Государственного университета управления, где я имею честь быть председателем Государственной экзаменационной комиссии по специальности "Управление городским хозяйством", знаю, есть и другие учебные заведения, где готовят управленцев в нашей сфере, например, МГСУ.
Есть и уважаемые мной преподаватели, которые хорошо знают теорию и практику управления отраслью,не случайно при учебе у студентов есть проектные работы, которые представляют собой практическую реализацию тех или иных проблем отрасли. Да и практика у студентов нашей специальности достойная, в том числе в ЖКХ Москвы.
Но беда в том, что студенты не идут учиться на эту специальность, потому что их родители не считают работу в нашей отрасли престижной и перспективной с достойной зарплатой.

Борисов, НП ОСТР КО
15 сентября 2021 г., 18:41
Рейтинг: 178
Сообщений: 55
Нравится: 0
Нe нравится: 0

Вот видите, косвенно, но Вы со мной согласились, талантливый руководитель в ЖКХ не пойдёт... даже в Москве!
Вопрос не только в повышении зарплаты, нужно повышать престиж работника в ЖКХ! А это совместная работа и власти и профессионального и экспертного сообщества.
Если сравнивать ЖКХ 1940 года... тогда нужно ЖКХ передать в ведение ФСБ (в 1940 г. - ЖКХ было в НКВД (ОГПУ) и руководил Л.П. Берия, поправьте меня...).
Пока ЖКХ будут обвинять во всех грехах, пока не перестанут насаждать что в ЖКХ и в управляшках работают только жулики... ни кто не даст повышать з/п, тем более если это будет приводить к повышению тарифа. Ни кто не запрещает повышать зарплату не повышая тарифа, а могут и хотят это сделать руководители РСО, большой вопрос...
Выход только один, повышать качество управления РСО, снижать затраты, повышать производительность и тогда повышать з/п. По моему мнению, мои высказывания более близки к истине...

Борис, Центр муниципальной экономики, Москва (Профи)
20 сентября 2021 г., 16:15
Рейтинг: 5697
Сообщений: 579
Нравится: 4
Нe нравится: 0

Если сравнивать ЖКХ 1940 года... тогда нужно ЖКХ передать в ведение ФСБ (в 1940 г. - ЖКХ было в НКВД (ОГПУ) и руководил Л.П. Берия, поправьте меня...).
Как просили, Валерий Алексеевич, поправляю...
Главное управление коммунального хозяйства при СНК РСФСР образовано постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 31 декабря 1930 г. Ликвидировано постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1931 г. функции переданы образованному Наркомату коммунального хозяйства РСФСР.
Так что уже в тридцатых годах наша сфера не была напрямую подчинена органам внутренних дел...

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...