loading...
Журналы ЖКХ
Работы и услуги

Новости ЖКХ

23-04-2021

Реформа реформы: Татарстан предложит РФ скорректировать «мусорные» законы

Источник информации: РБК

мусоросортировочный комплекс Власти РТ готовят пакет поправок к законодательству, регулирующему обращение с отходами и работу регоператоров. Без них, считают в РТ, не удастся выполнить цели нацпроектов, например, по 100%-й сортировке ТКО к 2030 году

Разделяй и властвуй

Подготовленные в РТ предложения по изменениям законодательства, касающегося системы обращения с отходами, планируется в июне согласовать с руководством республики. После этого инициативы хотят внести на федеральный уровень. Об этом сообщил председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин, отвечая на вопросы РБК Татарстан. 21 апреля в министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ состоялся круглый стол по вопросам обращения с отходами.

По данным минстроя, в республике ежегодно образуется порядка 1,7 млн тонн отходов. Первый замминистра Алексей Фролов сообщил, что сортировку по республике проходит, максимум, 10% от общего объема ТКО, средний показатель – 6-8%. При этом, согласно нацпроекту, к 2030 году сортироваться должны 100% отходов.

«Чтобы сделать это, нужно создать соответствующую инфраструктуру: внедрить раздельный сбор мусора, пропускать все отходы через сортировку, построить новые объекты утилизации. Чудес не бывает: на все это требуется финансирование. При этом плата за обращение с отходами в нашей республике почти в 10 раз ниже, чем, например, в Германии», – сказал Фролов.

Еще одна задача, по его словам, это снижение негатива в адрес «мусорной реформы» у населения и напряжения между региональными операторами и образователями отходов. Замминистра заявил, что Татарстан предложит варианты изменения нормативной базы на федеральном уровне.

«В первую очередь, нужно поменять нормативную базу для стимулирования раздельного сбора отходов. Хотелось бы, чтобы заработал региональный оператор, созданный на федеральном уровне, как источник финансирования для строительства инфраструктуры, чтобы можно было получать поддержку, не увеличивая плату на территориях, от федерального центра. Практика показывает, что без этого вопрос решить нельзя. Как только мы построим инфраструктуру, мы сможем вести более активную пропаганду раздельного сбора отходов», – сказал Фролов.

Еще один пакет инициатив, которые намерены предложить региональные власти, касается усовершенствования механизма привлечения образователей отходов к административной ответственности. Их основная цель – повысить дисциплину по заключению договоров с региональными операторами, своевременной оплаты из услуг и так далее.

Председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин рассказал, что работа над пакетом региональных инициатив по реформе системы обращения с отходами стартовала в 2020 году. На уровне правительства Татарстана создана рабочая группа. «Сейчас у нас есть блок предложений регоператорам», – сказал Тыгин.

В Татарстане в 2016 году была утверждена территориальная схема обращения с отходами. Республика поделена на две зоны, каждую из которых обслуживает компания – региональный оператор. Западная зона включает 21 муниципальное образование, в том числе Казань. В Восточную зону входят 22 муниципальных района, в том числе Набережные Челны. Оператором на востоке является ООО «Гринта», на западе – ООО «УК «ПЖКХ».

По словам депутата, республика, например, предложит на федеральном уровне скорректировать тарифное регулирование транспортных расходов. «Сейчас мы видим их 2/3, остальное – неизвестное нам пятно. Мы не говорим, что там что-то происходит, но прозрачность – это норма 21 века», – сказал Тыгин.

Замминистра строительства РТ Ильдус Насыров рассказал, что на долю транспортировки приходится 60% в структуре тарифа за обращение с отходами, 16% – НДС, 12% – захоронение и так далее. Во 2 полугодии 2021 года и первом 2022-го единый тариф составит в РТ 407,15 руб. за кубометр.

Как вырастить монстра

Депутат добавил, что лично его беспокоит вопрос инвестиционной наполненности. «Мы говорим о том, что выбираем регоператоров на 10 лет. Жители платят по тарифам, в которых заложена хоть и мизерная, но инвестсоставляющая. В результате, за счет средств населения у нас появятся колоссальные монстры с развитой инфраструктурой для обращения с отходами. Будет ли через 10 лет шанс у какой-либо другой компании выиграть конкурс и стать новым регоператором. Можно ли считать удачной модель, когда мы за счет населения формируем монополистов – это большой вопрос», – сказал Александр Тыгин.

По словам Ильдуса Насырова, татарстанские регоператоры представили инвестиционные программы, предусматривающие строительство объектов инфраструктуры по обращению с отходами (сортировочные станции, полигоны и т.д.) в конце 2020 года.

Проверка на прочность

«В этом году ведется оформление земельных участков, проектно-изыскательские работы. Надеемся, что наши регоператоры отнесутся к этому вопросу серьезно. Реализация инвестиционных программ покажет, насколько правильный путь мы выбрали и насколько правильно мы выбрали региональных операторов», – сказал Насыров. Отметим, что на заседании свои возможности презентовала компания «Ремондис-Саранск» – один из регоператоров Мордовии.

Гендиректор компании-регоператора Западной зоны РТ – ООО «УК «ПЖКХ» Сергей Богатов сообщил, что реализация инвестпрограммы начата за счет собственных и привлеченных средств. Объем затрат составляет порядка 4 млрд рублей. На обслуживаемой компанией территории в будущем появятся все необходимые объекты инфраструктуры, в том числе завод по термической утилизации отходов, сортировочные станции и другие. Он посетовал, что ни в одном муниципальном образовании не заложены средства на содержание контейнерных площадок. Регоператор проводит их уборку за счет собственных средств.

«Раздельный сбор отходов внедрен в многоквартирных домах на территории Казани (в тариф, к сожалению, он у нас не вошел). 100% отходов из контейнеров для сбора вторичного сырья идут на сортировочную станцию. Если бы у нас не было сортировочной станции, мы бы не рискнули внедрять раздельный сбор отходов», – сказал Богатов.

В Татарстане, в поселке Осиново под Казанью, ведется строительство завода по термической утилизации отходов, мощностью 550 тыс. тонн в год.

В конце декабря прошлого года в пресс-службе компании «РТ-Инвест» (входит в «Ростех», является инвестором строительства МСЗ) сообщили, что завод по термической утилизации отходов планируется запустить в 2022 году.

По данным минстроя, предприятие позволит ежегодно избавляться от 34% общего объема ТКО, образующегося в регионе.

Гендиректор регоператора Восточной зоны – ООО «Гринта» Светлана Ярлыченко заявила РБК Татарстан, что положительно оценивает работу по подготовке инициатив по изменению законодательства в сфере обращения с отходами. «Наше мнение периодически запрашивают по планируемым изменения, мы даем свои комментарии. Я думаю, что результат положительно отразится на работе регоператоров, в первую очередь, на взаимодействии с населением», – сказала Ярлыченко.

Член совета татарстанского отделения Всероссийского общества охраны природы Сергей Мухачев поддержал точку зрения представителей власти региона о необходимости развивать раздельный сбор и наращивать объем сортировки твердых коммунальных отходов. Если поправки в федеральное законодательство, предложенные Татарстаном, будут этому способствовать, то эффект будет положительным.

«Раздельный сбор отходов позволяет более эффективно использовать их в качестве вторичного сырья. Другого пути на будущее просто нет. Однако сортировка требует дополнительных затрат, поэтому более выгодно делать это на месте сбора», – сказал эколог.

Однако чтобы принятые законы заработали, необходимо усилить пропаганду раздельного сбора отходов среди населения. В частности, Мухачев считает возможным ввести систему поощрения для жителей многоквартирных домов. «Для жителей домов, которые наиболее активно проявляют себя в раздельном сборе отходов, городские власти, например, могли бы выделять дополнительное финансирование на благоустройство дворов», – считает эксперт.

КОММЕНТАРИИ
Хафизов
Сообщений: 108
Рейтинг: 407
23.04.2021 10:17
Нравится: 4
Не нравится: 0

Татарстанцы молодцы. Фролов и Тыгин на своих местах, заслуживают уважения.

Однако я бы подошел к вопросу ТКО шире.

Во-первых, необходимо вносить изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354, допишите о том, что гражданин должен оплачивать за твердо коммунальные отходы в одном месте, не зависимо от количества жилья, собственности и т.д.

Это очень важно, основная масса неразберихи граждан кроется в вопросах ТКО, именно здесь.

Для юр. лиц, принять оплату услуг от фактического накопления.

Создайте приемлемые для населения и юр.лиц условия. Договора не заключают не от того что не хотят оплачивать за ТКО. Правила не устраивают. Они не справедливые.

Потом можно и повышать дисциплину: «Их основная цель – повысить дисциплину по заключению договоров с региональными операторами, своевременной оплаты из услуг и так далее».

« … согласно нацпроекту, к 2030 году сортироваться должны 100% отходов».

Цифры не реальные. Зачем себя обманывать. Надо строить новые полигоны, соответствующие современным требованиям и параллельно заниматься переработкой.

 
Закрытие окна